Камышлинского водопада в маршруте не было, и ехать туда заранее не планировали. Просто намеченную программу успешно выполнили и перевыполнили, перед расставанием с Горным Алтаем оставалось немного времени. Вот и решили прогуляться по проторенным тропам. Бывать там уже доводилось, но ведь ничто не вечно под луной. И, как оказалось, там действительно кое-что изменилось.
Своенравие горных рек, тишь и зеркальная гладь озер, вся эта умиротворяющая красота – прекрасно. Но снова и снова хочется новых впечатлений и ярких эмоций от созерцания природных творений, каких-то иных ощущений от падающей с шумом воды, рассыпающейся мелкими брызгами. Как «чудеса в рукаве», вроде бы и ожидаемы, но всегда неожиданны.
Летний солнечный день располагает к неспешным прогулкам, поэтому большая часть туристов, отринув услуги лодочников, предпочитает передвигаться ножками. Самый короткий путь к водопаду от турбазы «Царская охота» по подвесному мосту через Катунь. Даже зыбкость беспрерывно шатающегося над речными порогами сооружения не останавливает любителей природы. А несколько волнительных минут, добавивших адреналина в кровь, только придают решимости дойти до цели. Да и что такое 2 километра? Приятная прогулка по лесу и только.
На левом берегу вокруг домиков туристического комплекса проходит давно протоптанная тропа. Несколько монет в костровище
и узелок на память для разнообразия и можно двигаться дальше.
Воздух чист и свеж, напоен лесными ароматами. Минуя чум,
предназначенные в некоторых местах скамейки для отдыха с видом на Катунь, участки из переплетенных корней,
поросшие мхами скальные выходы, выглядывающие из густых зарослей, еще немного и уже слышен шум водопада.
Пара шагов до поворота и, наконец, вот он красавец! Все такой же игривый и стремительный, плещущий блестящими на солнце брызгами, будто радующийся гостям.
Перемены сразу бросились в глаза, как только мы подошли ближе. Еще 2 года назад здесь не было смотровых площадок.
Самые отчаянные правда и сейчас плещутся в холодной воде у подножия, получая удовольствие и заряд бодрости от купания под струями водопада. Но теперь можно не только подобраться к обрушивающемуся с 12-метровой высоты потоку,
но и приблизиться к верхнему каскаду водопада.
Уступ горного массива настолько близко к «облаку» из радужных брызг, что кажется только руку протяни и почувствуешь его приветственное прикосновение.
Да и обзор с высоты изумительный. Все прелести как на ладони.
Любителям экстрима ничего не мешает по горным тропам взобраться на вершину горы, чтобы сверху посмотреть на каскадами падающую воду и панораму вокруг.
Соорудили приличный деревянный мостик через бурлящий поток.
Поляна у водопада облагорожена, теперь там есть тир, продают напитки и мороженое, резвятся дети, принимают солнечные ванны любители бронзового загара и просто любуются низвергающимися с высоты потоками одного из самых эффектных, часто посещаемых и легкодоступных природных объектов в низовьях Катуни туристы.
Целый ряд сувенирных лавок, замечательный алтайский мед из донника, липы, разнотравья и медовуха – гарантия того, что в обратную сторону совсем уж налегке идти не получится.
Еще одна смотровая площадка дает возможность увидеть окованные металлом бревна и почерневшие от времени валы старой мельницы.
Оказывается, в 1930 году на реке Камышла была сделана дамба, да таким образом, чтобы, падающая вода образовала водопад. А в 1940 году в низовьях реки колхозники из села Камлак соорудили водяную мельницу. Уже в военные годы её переоборудовали в лесопилку, бревна к ней сплавляли по Катуни, а тес и доски доставляли вдоль реки по дороге. Зимой по воде, скованной льдом, проходил санный путь. Сегодня можно увидеть лишь то, что сохранило время.
Камышлинский водопад совсем рядом от того места, где река Камышла впадает в Катунь. Левобережный приток находится в 400 м от её устья между селами Барангол и Усть-Сема. На правом берегу Катуни противоположно этому месту проходит 490-й километр Чуйского тракта.
Здесь есть лодочная станция, кому не хватило остроты ощущений, могут совершить сплав на рафте с мотором.
Условно водопад делят на 3 части:
верхнюю – где острый уступ как бы подводит черту спокойно текущей в сторону Катуни горной речке Камышла;
среднюю – где вода, стекая по наклонной поверхности, берет «разгон»;
и нижнюю – где кристально чистая вода с отвесного уступа с шумом падает вниз, разбиваясь о камни, и пенным потоком устремляется вниз навстречу с Катунью.
Но не размерами и каскадами (их 2) поражает Камышлинский водопад, а красотой и природной гармонией. В 1996 году ему присвоен статус памятника природы Республики Алтай.
О том, что Камышлинский водопад – один из популярных туристических объектов сегодня и говорить не приходится. Но ведь он и раньше привлекал сюда людей. И легенд ему посвятили множество.
Вот одна из них. Во времена, когда здесь кочевали племена с отарами овец и табунами лошадей, у вождя племени, проживающего у подножия скалы, родилась дочь Ла. Не желая, чтобы кто-то узнал о подарке судьбы, красавицу спрятали в юрте, подальше от селения и людских глаз, и приставили стражу к жилищу. Даже охрана не смела взглянуть в её сторону. Ла росла и расцветала. И мечтала о суженом. Напрасны были хлопоты отца, сватавшего дочери женихов, пастух Камыш был мил её сердцу. Да не того поля ягода был бедный юноша, попросивший руки Ла.
Сослал его хан воевать. Камыш был ранен в сражении, и вождь племени решил заменить его на поле боя стражниками дочери, а слугу отправил к юрте. Отец даже не догадывался, что Камыш и Ла полюбили друг друга. Узнав об этом, он рассвирепел и отдал приказ сбросить юношу со скалы. Красавица Ла, не захотела жить без любимого и, не раздумывая, прыгнула вслед за ним.
Безутешный отец не смог перенести потерю, заболел и умер, на вершине той скалы его и похоронили. А река вскоре пробила здесь себе дорогу, и образовался водопад, будто сама природа оплакивала ужасную трагедию. Назвали его по именам влюбленных Камыш-Ла.
Верят или не верят в легенду, но сравнивают каскады водопада с образом сильного юноши и стройной и грациозной девушки. Даже вершину горы покоряют, пытаясь отыскать могилу вождя.
Вот так навестили, можно сказать, старого «знакомого», и порадовались полезным, украсившим и без того красивый водопад переменам.