Продолжим прогулку по одному из интересных уголков Москвы. Прогулки по Москве. От Славянской площади до Хитровской. Ч 1 Расстались мы у дома Остермана. От него по Хитровскому переулку выйдем на Подколокольный, где на пересечении с Покровским бульваром находится городская усадьба Ф. А. Толстого–Карзинкиных.
Дом был построен в конце 18 века двоюродным дедом Льва Толстого — графом Фёдором Андреевичем Толстым. В пожар 1812 года усадьба сгорела и через шесть лет владение перешло к Андрею Сидоровичу Карзинкину, принадлежавшему к известнейшей купеческой фамилии, им принадлежала Большая Ярославская мануфактура. В Москве Карзинкиными была построена "Большая Московская гостиница", впоследствии вошедшая составной частью в гостиницу "Москва" и целый ряд доходных домов. О их семье слагались легенды, даже в книгах были описаны.
С этой семьёй связана и известная картина В. Пукирева " Неравный брак".
В этом доме довольно часто устраивались литературно-музыкальные вечера, на которых бывали известные писатели и актёры. В начале 20 века им владел Андрей Александрович Карзинкин. Его дочь Елена была талантливой художницей, в 1913 году она выходит замуж за писателя Телешова и они переезжают на первый этаж старинного карзинкинского дома.
Здесь у них проходят знаменитые "телешовские среды". Многие известные писатели, цвет русской литературы, были их постоянными участниками. Приходил Бунин, здесь Максим Горький читал свою пьесу "На дне", играл на рояле Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин призывал своих друзей послушать его именно тут: "Здесь меня послушайте, а не в Большом театре – там я за деньги пою!". Часто наведывались художники А. М. Васнецов, И. И. Левитан, К. К. Первухин. Неоднократно бывал Гиляровский.
После революции хозяевам оставили только одну комнату. Правда, большую – 52 кв. метра. Там и поселилась немалая семья Телешовых-Карзинкиных. Усадьбу превратили в коммуналку, даже в подвалах устроили жилые комнаты. Ещё несколько лет, до 1922 года, собирались "телешовские среды", а потом угасли… Уехали заграницу Шаляпин и Бунин, новая жизнь разбросала по сторонам постоянных участников.
Но самое главное то, что потомки этой семьи почти двести лет живут в этом доме. Трудно себе такое даже представить! Занимают они всего три комнаты. В одной из которых устроен музей и там осталось всё также, как было раньше.
А мы переходим бульвар и нам открывается вот такой вид — небоскребы Москва-Сити, луковки Храма Христа Спасителя, Кремлевские соборы, колокольня Ивана Великого и всё это Москва.
Да и в этом районе на каждом шагу встречаются любопытные нагромождения эпох и архитектурных стилей. На пересечении Яузского бульвара и Подколокольного переулка находится угловой громадный дом, построенный в духе сталинского классицизма архитектором Голосовым, так называемый "дом со скульптурами" или "голосовский дом". Построено оно в форме буквы V: одно крыло идет вдоль бульвара, другое — вдоль переулка, а между ними сделана высокая арка в три этажа, которая является самой эффектной частью дома.
По краям её стоят две статуи работы скульптора А. Зеленского. Слева стоит юноша с отбойным молотком и книгой, по-видимому метростроевец,
а справа — девушка со снопом пшеницы и, что неожиданно, с винтовкой, видимо для защиты урожая от всякой нечисти.
Дом был построен для слушателей военной академии им. Куйбышева, располагающейся раньше рядом.
Здание можно увидеть во многих художественных фильмах, в любимых мной "Покровских воротах", сюжет которых как раз и строится вокруг схожего городского двора, в котором трагикомично переплетаются судьбы его жильцов.
В фильме С. Бодрова "Брат", "Холодное лето пятьдесят третьего", "Розыгрыш" и других.
А в его дворе ждёт сюрприз — сохранившаяся усадьба Николая Захаровича Хитрово. Того самого Хитрово, в честь которого была названа соседняя Хитровская площадь, им же и созданная.
Дом этот ранее принадлежал княгине Щербатовой, которая построила его в стиле елизаветинского барокко, при нём была домовая церковь, которую она соединила с жилым зданием переходом. После её смети им владело ещё несколько хозяев. В 1820 году эту усадьбу купил Николай Захарович Хитрово. Он перестроил старый щербатовский дом в стиле ампир. Фасад со стороны Яузского бульвара украсился шестиколонным портиком, по обеим сторонам от которого — лепные мужские профили с античной амуницией. По одной из версий – это скульптурный портрет владельца усадьбы.
А на фронтоне был помещён родовой герб Хитрово.
Фото из интернета
Здание интересно ещё и тем, что с другой стороны оно выглядит совершенно по-другому.
Фото из интернета
Николай Захарович был женат на второй дочери фельдмаршала М.И. Кутузова — Анне. При нём здесь давались шикарные балы, на которых бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Прожил вот только Хитрово здесь недолго, он умер в 1826 году, а дом вначале перешёл купчихе Немчиновой, а затем гвардии полковнику Владимиру Ивановичу Орлову, который завещал его Московскому попечительству о бедных Императорского Человеколюбивого общества. В 1889 в Доме была устроена Орловская лечебница, которая предназначалось в основном для бедных обитателей Хитровки. Здесь их лечили, делали несложные операции и подкармливали в столовой.
После революции лечебница была закрыта, домовая церковь снесена в 30-х годах, на её месте как раз и построили Дом со скульптурами.
В настоящее время здесь медицинский колледж имени Клары Цеткин.
Выходим из арки. На противоположной стороне бульвара, в самом его начале, стоит дом №1, построенный для причта храма Николая в Воробине архитектором Д.Е.Виноградовым в 1911 году. Рядом с ним находится самое высокое здание Яузского бульвара. Обычная, на мой взгляд, "коробка". Примечателен разве тем, что построен на месте дома, в котором когда-то жил писатель Исаак Бабель.
Ну а мы идём вниз по Подколокольному переулку. Дом №13 находится практически на углу с Хитровской площадью, ничего в нём интересного, да — в нём жил актёр Е. Моргунов, из знаменитого трио (Никулин, Вицин), а я обратила внимание на пожарную лестницу, которая интересно смотрится, напоминает индустриальный пейзаж. И увидела частичку "Потёмкинской деревни". Снаружи дом облицован плиткой, блестит, а со двора...
Так, рассматривая достопримечательности Ивановской горки, мы дошли Хитровской площади.
Об этом месте стоит рассказать подробнее, что бы знать что оно из себя представляет.
Всё, что находилось раньше между Солянкой и современным Покровским бульваром, и впоследствии стало Хитровкой, в 17 веке было частью Белого города (застраиваться он начал ещё в 14 веке) который находился вне стен Китай-города, но имел собственные стены и укрепления, которые находились на месте нынешнего Бульварного кольца. И жили здесь государевы служащие.
Ворота крепости Белого города дали название многим московским площадям – Арбатские, Никитские, Петровские, Покровские, Яузские и др.
После пожара 1812 года многие районы выгорели до тла и застраивались заново. Благодаря этому переустройству и появилась "Хитровка". Генерал – майор Николай Захарович Хитрово, поселившийся невдалеке, выкупил две сгоревшие усадьбы и на их месте добился разрешения на постройку крытого рынка для мясного и зеленного торга и подворий.
И всё было бы хорошо, но после отмены крепостного права рынок на площади превратился в стихийную биржу труда. На Хитровку стал стекаться самый разный люд – освобожденные крепостные крестьяне, нищие, воры, преступники, беглые каторжники из Сибири , в окружающих переулках расплодились ночлежки, притоны и трактиры. Местность стремительно превращалась в криминальное дно Москвы. Обитателей этого "дна", по аналогии, стали называть "хитрованцами".
Постараемся пройти теми двориками и закоулками, которые описывал Гиляровский в своей книге. Он сумел завязать здесь знакомства, а потому был допущен до внутренней жизни трущоб, мог наблюдать за людьми, событиями, порядками, существовавшими здесь.
Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова).
В Хитровском переулке, который граничит с площадью, увидим флигель городской усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых — доходное владение Буниных.
Фото из интернета
В прежние времена в нём жили постоянно бедняки, существовавшие подённой работой: мужчины занимались колкой дров или другой тяжёлой работой, женщины нанимались на уборку помещений. Здесь жили профессионалы-нищие и разные мастеровые. Портные, их называли "раками", потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь. "Вдруг в полночь вваливаются в "рачью" квартиру воры с узлами. Будят. — Эй, вставай, ребята, на работу! — кричит разбуженный съемщик.
Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них — шапки и картузы." Делали они это очень умело и были известны по всей Москве.
Со стороны двора сохранились галереи, в которых жили "женщины лёгкого поведения". И тут же торговали поддельной водкой. Из окна вылезала рука в которую клали деньги, а потом эта же рука передавала бутылку. Таким образом, продавцов никто и не знал.
Во дворе дома находится главный дом, в нём родился знаменитый русский композитор и пианист А. Н. Скрябин. Здание не в самом лучшем состоянии и это позволяет разглядеть кирпичную кладку 18 века. Но памятная доска имеется.
Осмотрев бывшую усадьбу Бунина, уже по площади, направимся к дому Ярошенко, он стоит на углу площади и Подколокольного переулка.
По пути к нему увидела вот такую картину — всюду жизнь, вернее стремление к жизни, пусть не совсем комфортной, но жизни. Так символично с Хитровкой.
Вид со двора
Этот дом упоминается ещё с 17 века, им владели многие известные люди, а назван по имени одной из них — Е.П. Ярошенко, супруге талантливого химика, инженера В.А. Ярошенко. Она была богатой помещицей с семьей жила в имении в Калужской губернии и выписывала туда итальянских и французских садовников. Вряд ли Елизавета Ярошенко хоть раз заглянула в свое домовладение.
В нём располпгалась ночлежка и самый страшный из трактиров Хитровки – " Каторга,"который
был притоном буйного и пьяного разврата, биржей воров и беглых.
Кроме профессиональных нищих и воров здесь жили спившиеся и разорившиеся дворяне, занимавшиеся перепиской пьес для театра. Именно они стали прототипами для пьесы М.Горького "На дне". Они могли получить до 40-50 копеек, которые тут же пропивались. Никто из переписчиков не мог собрать денег даже на приличную одежду, и потому отправляя одного за получением заказа или с переписанными ролями, его наряжали его во всё лучшее, что имелось у всех.
В подобном доме, а может быть и в этом жил жудожник А. Саврасов, автор известной картины "Грачи прилетели". Он не справился с пришедшей к нему славе, запил, болел, не появлялся на выставках и в последние годы своей жизни вёл нищенскую жизнь. За бутылку водки рисовал пейзажи или варианты своей знаменитой картины. Его можно было встретить на улице одетого в лохмотья, он подходил к человеку и говорил: "Подайте опохмелиться академику живописи." Умер он, кстати, в упомянутой ранее Орловской лечебнице.
Сейчас в этом доме живут люди. Среди них есть те, кому не равнодуша судьба Хитровки. Один из них скульптор Николай Аввакумов, который досконально знает здесь каждый закоулок, историю всех домов и подворотен.
Может быть ему или другим увлечённым людям удастся узнать оставшиеся тайны этого места. К примеру этого — существует легенда, что Сонька Золотая Ручка спрятала клад в одном из домов на Хитровке. Но найти его никому не удалось. Те, что пытались, сходили с ума или пропадали без вести. А еще говорят, что до сих пор по Хитровским улицам бродит призрак женщины, желающей раскрыть тайну своего клада.
Клад пока не найден, но зато однажды Николай обнаружил кирпичный декор и цветные изразцы времен царя Алексея Михайловича.
Вот как он самом рассказывает об этом: " Я всегда предполагал, что этот дом в основе своей древний и интересный. Здесь толщина стен — 1,20 метра. Такой толщины в домах XIX века не бывает. Несомненно, здесь были сводчатые помещения, которые давили на стены, и для стабильности конструкции была задана такая толщина. Штукатурка была в плохом состоянии и в нескольких местах нависала. И вот однажды я выхожу, а над моим средним окном отвалился большой пласт штукатурки. Там открылась характерная кладка и размер кирпича, который сразу позволял датировать дом XVII веком. Снаружи он выглядит как рядовое здание, построенное после пожара 1812 года."
В советские времена здесь после небольшого ремонта были устроены коммунальные квартиры. И жили в них люди талантливые. В одной из них, какое-то время, жил будущий лауреат Нобелевской премии по физике Н. Басов, участвовавший в разработке лазера, а в корпусе, выходящем фасадом в Подколокольный переулок – известный советский актер С. Крамаров.
В этом дворе снимались эпизоды фильма "Брат" С. Бодрова.
Находясь во дворе этого дома показалось, что за последние сто лет здесь ничего не изменилось.
На площадь выходит углом, образованным переулками Петропавловским и Певческим дом, который называли Дом Утюг. Когда-то на этом месте была усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Свиньиных. Последний владелец из этого рода был П.П. Свиньин, он приходился родственником А.С.Пушкину и М.Ю.Лермонтову. Его дом посещали многие известные люди: И.А.Крылов, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин.
Н.В. Гоголь сделал его прототипом Хлестакова за его недостаток — был он большим любителем приврать.
В конце 19 века хозяином здания стал Кулаков, который начинал простым буфетчиком в трактире "Каторга" и сумел скопить на этом капиталл. Личность его была неоднозначной, одни говорили о нём как о благодетеле, он был Почётным гражданином Мрсквы, другие, в том числе и Гиляровский, называли его хитрым, расчётливым, наглым В последующем он купил усадьбу в селе Константиново, на родине Сергея Есенина. Дочь его, Лидия Ивановна Кашина, была знакома с поэтом. Ей он посвятил стихотворение "Зелёная причёска", ее избрал прототипом главной героини поэмы "Анна Снегина".
В другом — румянцевском доме, помимо ночлежки работали два трактира: "Пересыльный" и "Сибирь". Это были неофициальные названия, распространенные в среде хитрованцев, также как и "Каторга". Каждый трактир посещала публика определенного ранжира. В "Пересыльном" обычно бывали нищие, бездомные и барышники. "Сибирь" была пристанищем карманников, воров, крупных скупщиков краденого. Здание это 17 века, ранее оно входило в Певческое подворье Крутицкого Митрополита.
В 1928 году на месте Хитрова рынка устроили сквер, а в 1930 году построили школу, ставшую позднее Электромеханическим техникумом, снесён он был в начале двухтысячных. Хотели постоить здесь многоэтажный бизнес-центр, но жителям удалось противостоять этому.
Сейчас площадь выглядит красивой и нарядной, с клумбами и подстриженными газонами, но вот духа Хитровки в ней осталось. Для этого не нужно, конечно, устраивать здесь прежний беспредел, а вот устроить здесь цивилизованный, небольшой рынок можно было бы, тем более подобной инфраструктуры здесь нет.
Справа — объект культурного наследия регионального значения — "Жилой дом на Яузском бульваре", 1936-1941 гг.
Продолжим прогулку по Подколокольному переулку. Справа видна церковь Николая Чудотворца, что в Подкопаях. Впервые она упоминается 1493 года, когда великий князь Иван III переселился сюда после большого пожара, уничтожившего дворец в Кремле. Поселился он "у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех", на берегу р. Рачки. На протяжении веков церковь перестраивалась, после 1812 года была был приписана к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря.
О происхождения слова "подкопаи" существует несколько преданий. Одно из них рассказывает отои, что "Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование "в Подкопаях".
Другое гласит о том, что "Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова "встал на корень", то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм."
Во время последнего ремонта вскрыли пол и выяснилось, что под церковью существует заброшенное сводчатое помещение, от которого ведут засыпанные подземные ходы.
Вход в храм расположен со стороны Подкопаеского переулка.
В нём же можно увидеть бывшие палаты Шуйских с подпорной стеной. Правая часть дома относится к 17 веку, левая же пристроена в 18-м. Сохранились своды и восстановлены наличники 17 века, оказавшиеся после перестройки дома внутри помещения.
А напротив храма по Подколокольному переулку когда-то жил Б. Акунин, отразивший этот район в своих произведениях. Интерес к Хитровке возрос как раз после после выхода его романов, где он очень красочно описал эти места.
Идём дальше, на пересечении улицы Солянки и Подколокольного переулка высится церковь Рождества Богородицы на Стрелке (на Кулишках), построенная приблизительно в 1460 году.
Сейчас он находится в пользовании осетинской диаспоры Москвы. Поэтому не случайно
перед крыльцом церкви в 2010 году был установлен памятник работы Зураба Церетели, посвящённый жертвам теракта в Беслане.
Вот такая получилась прогулка. В ней удалось почувствовать дух и атмосферу старой Москвы.