Одна интернет-барышня уверенно сравнила шато Коммарк с замком спящей красавицы, и я при определенных оговорках, готов с ней вполне согласиться. Оговорка эта касается всего произведения Шарля Перро в целом. Видимо, хитрый сказочник скрыл от своих маленьких читателей определенные тонкости характера главной героини. Норов у временно обездвиженной девицы был явно крут, а сама она являла пример крайней раздражительности и какой-то нечеловеческой, возможно даже дьявольской силушки. Скорее всего, решившийся облобызать принцессу юнец совершенно не оправдал ее представлений о мужском идеале, и тогда, пребывая в крайней степени неудовлетворенности, она разнесла вдребезги все, что попалось ей на глаза и под горячую руку.
Уж не знаю, что сталось с посягнувшим на девичий сон юношей, но судя по развалинам на склоне холма, даже мокрое место искать уже бессмысленно. Справедливости ради, скажу, что половину замков Франции юные леди и вполне сложившиеся дамы величают хоромами Спящей красавицы. Потому как если уж Москва, то непременно порт пяти морей; если замок, то в нем обязательно прикорнула уколотая девица; если улочки, то как пить дать кривенькие, а коли коза, то, ясен пень — Зойка. «Здесь мелочей не бывает”.
А вот с чем действительно нельзя поспорить, так это с явно партизанскими наклонностями некогда славного, но пожалуй не самого героического шато. Так схорониться в чащобе – это надо суметь! Говорят, что в XII веке замок Коммарк гордо встал на пересечении двух главный дорог округи и во всю глотку средневековых труб объявил о рождении нового хозяина этих мест. Однако, безжалостное время, человеческое невнимание и природное буйство за несколько столетий превратили бойкий перекресток в непролазную чащу.
От парковки по лесам и кустам к замку нужно пробираться метров 700-800, и нет на этом пути ни особенной радости, ни головокружительных видов, ни уверенности в правильности выбранного на сегодняшний день досуга. Только по окончании тропы в одном из окон развеселившейся по весне зелени показывается мощный донжон, окруженный живописными и чертовски привлекательными развалинами. На этом, собственно, и заканчиваются все одолевающие разум сомнения, а день из обычного превращается в сказочный.
Скажу сразу – Коммарк произвел на меня неизгладимое впечатление. В нем есть что-то подлинное, не вылизанное под капризного туриста и не превращенное в дорогой, но уже слегка наскучивший ширпотреб. 300 лет забвения сумели создать вокруг замка какую-то неповторимую ауру, которую так хочется осторожно вдыхать неторопливыми глотками и которой хочется делиться с тем, кто находится подле тебя. Потрепанный временем, эрозией и легендами булыжник здесь действительно выглядит как дитя далекого средневековья, а не плод трудов расторопных современных каменотесов. У этого замка есть дух, есть харизма и есть нечто неуловимое, что умеет исполнять на струнах души именно те мелодии, которых нам так часто недостает при взгляде на очередной турьевский новодел. ОН НАСТОЯЩИЙ!
Ну а теперь, когда с Шарлем Перро, эмоциями и собственными впечатлениями покончено, давайте просто полистаем книгу под названием «Шато де Коммарк», тем паче, что на ее пожелтевших страницах еще сохранились какие-то едва различимые для человеческого глаза обрывки историй и преданий.
Началось все в этих местах уже так давно, что почитай, здесь на свет Божий и народилось. Ранние, дремучие получеловеки лазали тут по веткам, кормились дарами леса и искали приюта в близлежащих пещерах. Те из них, кто был поздоровей и посмекалистей со временем застолбили гроты в личное пользование, а их заботливые подруги превратили убогие дыры в скалах в некое подобие элитной жилплощади со всеми удобствами.
Удобства как таковые находились конечно же где-то под ближайшим кустиком (ну или, где приспичило), но вот из очага уже вполне аппетитно попахивало окороком пещерного медведя, на семейном ложе торжественно возлежала шкура не самого быстрого леопарда, а парадная набедренная повязка ответственной пещеросъемщицы аккуратно висела на бивне заплутавшего неподалеку мамонта. Конечно же в красном углу для полного уюта немного не хватало торшера и кресла- качалки, но расторопным хозяйкам оставалось уже всего несколько тысячелетий до их обретения и получения статуса пещеры образцового содержания.
Поскольку замок Коммарк впоследствии вырос в аккурат на той же скале, в утробе которой обитал человек неразумный, можно сказать, что ему уже много тысяч лет. Просто со временем представления людей об уюте несколько изменились, амбиции заменили слово «вглубь» на слово «ввысь», а коварство врагов заставило превратить убогую занавеску в каменную крепость.
Chateau de Commarque изначально не собирался становиться легкой добычей для недругов. Попробуйте произнести быстро и без запинки его основные паспортные данные: место прописки – Ле-Эзи-де-Тайак-Сирёй сюр Бёнь. Я бы к примеру двадцать раз подумал, стоит ли объявлять ему войну или же с легкой душой, не ломая языка, пойти мечом и оралом на Бенак или Кастельно. Но на этом странности, спрятавшегося в кустах, шато только начинаются.
По преданию замок основал епископ недалекой отсюда Сарли, чтобы умерить возрастающие аппетиты лордов Бенак, которые и так владели в округе практически всем и вся. Однако уже через век суровые Бенаки упоминаются в качестве здешних хозяев, которые возвели первые каменные укрепления. Была ли то мелкая дворовая войнушка или удачная постельная сделка история умалчивает.
А дальше (для меня во всяком случае) начинаются главные чудачества Коммарка. На одном небольшом холме выстраивают свои дома Коммарки, Сандриё, Гондриксы, Ла-Шапель и другие вполне себе серьезные лорды, которым и без того было, где преклонить голову на сон грядущий. Такого элитного средневекового общежития, мне лично наблюдать еще не доводилось. Причем, несмотря на родство и дружеское отношение с Бенаками, у каждого дома была своя небольшая крепостная стена и ров, которые позволяли выдержать недолгую осаду в случае чисто соседского недопонимания или внутрисемейного конфликта.
Я, сколько ни чесал свою лысину, сумел придумать только две стоящие версии образования подобной коммуналки. По первой выходило, что в случае непредвиденной опасности или опалы, занесенной некими парижскими ветрами, в Каммарке безболезненно для здоровья пережидали смуту те, кому нельзя было показываться в собственном замке. По второй – Коммарк был местом дружеской тусовки, куда можно было привезти неизвестных женам девчонок, пожарить в выходные шашлыков, да и просто поваляться на травке в компании близких друзей и незлобивых родичей.
Однако любой идиллии рано или поздно наступает конец. Где-то в XV веке Коммаркам видимо осточертело, что к ним за солью, бутылочкой вина или просто на огонек шастают все, кому не лень, и они, торжественно перейдя через реку, основали на другом берегу свой личный, запирающийся на здоровенный ключ зАмок.
Нового соседа звали Лоссель, и нужно сказать, что до наших дней он дошел в гораздо более свежем состоянии, нежели его старший и столько повидавший на своем веку брат. У сhâteau de Laussel есть пожалуй лишь один глобальный недостаток: тот ключ, на который его заперли первые хозяева, никуда не делся. Менялись эпохи, стены, владельцы, но замок как не хотел видеть в своих стенах гостей, так и не хочет делать этого по сей день. Он находится в частных руках, и эти руки не желают пускать в него ни пешего, ни конного.
Однако, давайте вернемся обратно, в более хлебосольный Коммарк, тем более, что ближе к XV веку жизнь в нем стала гораздо более наполненной событиями. В 1406 году в ворота замка крайне невежливо постучался дубьем и оглушительной бранью самый незваный из всех когда-либо известных во Франции гостей. Он был не лучше и не хуже татарина, а потому двери перед ним, во избежание бОльших неприятностей, открывались по первому зову. Коммарк был не в силах выдержать осады английской армии, а потому без особого риска для жизни опустил бессмысленный в этой ситуации укрепленный мост и сдался на милость победителя.
Точно так же несколько лет спустя совсем не воинственный замок впустил в свои владения уже французскую армию, и на этом свое специфическое участие в столетней войне завершил. Ни медалей за Отвагу, ни памятных шрамов на каменной физиономии ему в итоге не досталось, а потому и сказ о том времени особыми изысками блистать не может.
Еще более печальными тонами окрасилась судьба Коммарка в XVI веке, когда веселая команда соседей собрала свои нехитрые пожитки и разъехалась по собственным вотчинам. Опечаленные Бенаки остались одни и без дружеской поддержки принялись активно загибаться. Некогда могущественная семья уже ничего не смогла сделать для того, чтобы спасти замок в тот момент, когда острозубая пасть религиозной бойни лязгнула перед самым ее носом и оттяпала от крепости мясистый кусок каменной плоти.
Закат Коммарка был неизбежен. В 1659 году после смерти Ги де Бенака жизнь покинула стены старого замка, а ее место тут же заняли вечнозеленый плющ, расползающаяся повсюду плесень и столь непривычная для этих мест оглушительная тишина.
А потом и вовсе пришла ОНА…. Эта уродливая тетка с киркой вместо косы и шнурами взрывчатки вместо костлявых пальцев. Она представилась Революцией и превратила остатки замка в столь милое ее сердцу кладбище – скорбное кладбище жалкого булыжника, на котором разбросанными костями валялись никому не нужные по тем временам легенды, былая слава и многовековая история.
Лишь в 1968 году эти гектары окончательно победившего леса купил в память о прежних временах Юбер де Коммарк, которому во что бы то ни стало нужно было вернуть сюда былое величие.
Что из этого вышло?
Не знаю!
Величием здесь скорее всего так и не запахло, однако и тех ароматов, которые витают нынче между старинными, пожелтевшими камнями вполне достаточно для того, чтобы Коммарк уже никогда не стерся из памяти.
Этот замок пробуждает какую-ту светлую, живущую на самом донышке души грусть, и его погодой (на мой вкус) является безумие разорванных в клочья облаков, жалобный плач все понимающих небес, копья молний над притихшими от страха башнями и на мгновенье вырывающееся из свинцовых объятий ослепительное солнце. Все ровно так, как это было в его немного странной и нетипичной для Дордони судьбе.
На наше счастье в день посещения природа постаралась открыть нам все грани потерянного на века замка. Жаль только, что возвращаться к машине пришлось под проливным дождем и по бушующему под ногами потопу. Однако, это была такая ничтожная малость по сравнению с теми эмоциями, которые подарил нам Коммарк, что больше смахивала на шуточное приключение, данное в дополнение к фантастическому визиту в ничем не разукрашенное, практически настоящее прошлое.
Мой рейтинг – 9/10
Chateau de Commarque — 44°56'11.5"N 1°06'10.4"E (координаты паркинга).
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А меня ее одиночество пленило
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Она в тумане еще красивей была, но фотоаппарат не брал :)