128 материалов по 45 объектам, 1 949 фотографий
В Угличе. Иконостас и фрески Спасо-Преображенского собора
удельных князей, Спасо-Преображенский собор, колокольню, церковь Царевича Димитрия "на
крови" и здание бывшей Городской Думы.
Спасо-Преображенский собор возвели почти одновременно с Палатами угличских удельных
князей, известных также, как Палаты Царевича Димитрия в 1480-1485 годах, при Андрее
Большом.
Это был одноглавый храм, который жестоко пострадал в Смутное время. Его разобрали на
рубеже XVII-XVIII веков, а фрагменты кладки были вскрыты археологами у северной стены и в
интерьере существующего собора при реставрации.
На том же месте, в 1706 году, по указанию императора Петра I, на месте храма XV века,
ярославские каменщики во главе с Григорием Фёдоровым закончили строительство нового
одноимённого собора.
Спасо-Преображенский собор — представительный памятник ансамбля Угличского кремля,
главный собор города. Его композиция и архитектурное убранство характерны для переходного
периода русского зодчества ярославского типа храмов — массивное кубическое здание с пятью
главами и отдельными элементами "нарышкинского барокко".
Столпообразная колокольня, составленная из характерных для этого стиля убывающих
восьмериков, сооружена в 1730 году к югу от собора, её высота 37 метров. Золотая глава и
кровля относятся к началу XIX века. В 1984 году специалисты Угличского часового завода
установили на колокольне электрические часы, и каждые полчаса в городе слышны мелодичные перезвоны часовых колоколов.
В начале XIX века облик здания изменился: к нему пристроили портик, западную паперть и
северный придел.
Портал-портик изукрашенный высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеян иконостасами конца XVII века. В нём сохранились фрески.
Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года. Придел с аналогичным портиком появился одновременно и с северной стороны здания.
Текст-послание потомкам написан на откосе окна храма. Перевод надписи гласит:
Во славу Священной Единосущной Животворящей и неразделённой Троицы: Отца и Сына и
Святаго Духа, этот святой собор во имя Преображения Господня, храм при державе
Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра
Павловича, благословением Высокопреосвященнейшего Антония Архиепископа Ярославского
и Ростовского, при протоиерее того же собора Николае Верещагине с братией, строителях,
бывших угличских купцах Дмитрии и Александре Васильевичах Кожевниковых.
Украсился стенным писанием и окончился 1811 года, октября 18-го дня при церковном старосте
купце Василии Андреевиче Лобашкове, который в 1838-1840 годах собственным иждевением
украсил стенным писанием выходы сего храма на юге и клеймом Успения Божией Матери на
западе, приподнёс в собор большой серебряный Ковчег.
В настоящее время в Спасо-Преображенском соборе размещается экспозиция древнерусского
искусства: иконы, церковная утварь, ювелирные изделия — филиал Угличского историко-
художественного музея.
Интерьер собора — квадратный зал со стороной 14 метров, перекрытый без столпов лёгким
сомкнутым сводом высотой 17 метров.
Расписан собор в 1809-1811 годах артелью известного в Верхнем Поволжье мастера живописи
академиста — Тимофея Медведева. Всего на стенах 59 композиций, из них 32 — большие,
выполненные по сюжетам Нового Завета, евангельских притч, повествующих о чудесах и земной жизни Иисуса Христа.
Композиция "Преображение Господне" является копией ватиканской работы Рафаэля.
Мастерски выполненные декоративные росписи в виде колонн, картушей, барельефов
пластически организуют пространство и создают фон и перспективу для фресок.
Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена — это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, по грубые клеевые краски. Вместе с тем роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами. Перспектива дается с переходом от первого плана в глубину, расположение фигур подчиняется форме круга или треугольника, колорит строится на сочетаниях интенсивных дополнительных цветов. Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов.
Грандиозный шестиярусный иконостас установлен в 1853 году.
В его пластике преобладают формы "нарышкинского" барокко. Резное убранство составляет обрамление икон, расположенных в каноническом порядке, в соответствии и иерархией
Небесной церкви, присутствие которой в храме символизирует иконостас: ветхозаветные
праотцы и пророки, Богоматерь, Христос и апостолы, местные святые.
Иконы верхних ярусов выполнены в XVIII веке московским иконописцем Фёдором Рожновым,
и несмотря на уход великих традиций иконописи, являют собой отблеск великолепного
искусства мастеров Оружейной палаты.
Образы Богоматери и Спасителя по сторонам Царских врат в алтарь вызывают небольшое
недоумение — настолько непривычное облачение на святых, ткань в "мелкий цветочек" и
узор, вместо привычных одноцветных туник. Да и лики, какие-то иные, светские.
Икона — "Богоматерь Ильинская" и
икона — "Спас Вседержитель". Около 1706 г. Чернигов.
Оказывается, образы на иконах — произведения украинского барокко.
Они помещены в иконостас собора в начале XVIII века, когда ростовскими митрополитами были
выходцы из Малороссии — Иоасаф,
Портрет художника И. Шилова.
и его преемник — Димитрий, с 1757 года митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий прославлен в лике святых.
Из фондов Национального художественного музея Украины (НХМУ).
Прижизненный портрет митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия (в миру Данила Саввич Туптало). Неизвестный художник.
Украинская икона — уникальное явление (принимающая свои истоки от византийского искусства
и испытавшая западноевропейское христианское влияние) выкристаллизовала собственный,
особый стиль.
Предлагаю вашему вниманию подобные известные иконы из собрания НХМУ:
Деисус. 1760-е г.
Св. Варвара и Екатерина. 1740-е г.
- Адрес:
Углич, ул. Кремль, 5
Дешёвый ✈️ по направлению Углич