...
0
Мистерия чам, Ламаюру Ламаюру, Индия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Kartazon 9 августа 2017 г. в 23:19
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Поделитесь своими впечатлениями!

    Фото с флагом Турбины со всего мира
     
    Kartazon
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 11 янв 2014

    Мистерия чам, Ламаюру

     
    9 августа 2017 года||1 (1)| 1| 6811

    «Те, кто строил Ламаюру..., знали, что такое истинная красота и бесстрашие», — писал о монастыре Ламаюру Николай Рерих.

    Гималаи... Здесь находятся самые высокие горные вершины нашей планеты. Говорят на некоторых из них обитают боги. Здесь есть пещеры, в которых медитировали великие отшельники и святые. Говорят некоторые из них до сих пор пребывают в этих пещерах в состоянии божественно транса. Гималаи в Индии – это прежде всего Ладакх, что значит Страна Высоких Перевалов, самый северный из штатов. Здесь сохранился уникальный сплав тибеткой и индийской культур и здесь находятся одни из самых древних буддийских монастырей. В прошлом здесь проходил Великий шелковый путь из Средней Азии в Китай, именно отсюда буддизм когда то попал в Тибет.

    Мы отправились на фестиваль танцев масок в один из буддийских монастырей Малого Тибета – именно так называют индийский Ладакх – монастырь Янг-Дунг-Тхарпа Линг, что переводится как «Место свободы». Дорога от Ле, столицы Ладакха, до деревни Ламаюру, где находится монастырь, струится сквозь покрытые снежными шапками горы, и пока едешь по ней, не покидает ощущение оживающей сказки, сказки длинной в тысячелетия.

    Строения Ламаюру неотличимы от песчаной горы, на которой они расположены, и только белые ступы монастыря указывают на человеческое поселение. Легенды повествует о том, что на месте этой долины раньше было глубокое горное озеро. Но молитвами одного святого по имени Нимагоу, озеро исчезло, обнажив возвышенность, на которой возник затем монастырь Янг-Дунг-Тхарпа Линг. Он принадлежит к школе Деркунг-Кагью и основан в 11 веке знаменитым йогином Наропой, который медитировал здесь в пещере. Собственно, вокруг нее и возникло впоследствии здание монастыря. Изначально же пещера была святилищем религии Бон, но с приходом буддизма в эти края она стало его частью. Пещера находиться в одном из залов и попасть туда не так просто обычному туристу.

    Один раз в году, когда наступает 17 и 18 день пятого лунного месяца по тибетскому календарю, в Ламаюру проходит фестиваль Юру Кабгьят — буддийская мистерия танцев с масками, называемая чам. Чам (цам, цан, тсам, в зависимости от диалекта), в переводе с тибетского, означает «танец богов». Чамом же на самом деле называют танцы гневных божеств, с экспрессивными, резкими движениями, танцы мирных божеств, именуются танцами гар, и для них характерны плавные движение и жесты. Эти танцы берут истоки в традиции бон, которая является развитым шаманизмом. Они были расширены и адаптированы для буддизма гуру Падмасамбхавой, основателем тантрического буддизма в Тибете, и другими ламами на основе откровений, полученных ими в медитациях. Все танцы чам подробно описаны в священных буддийских текстах, в которых рассказывается о значении поз, жестов и порядок проведения мистерий в строго определенных монастырях.

    Чам – это ожившая тибетская икона, танка. Для понимания всех его элементов необходимы знания и определенный опыт в тантрических практиках. Но уникальность мистерий заключается как раз в том, что каждый зритель невольно участвует в них, соприкасаясь с сокрытым значением ритуала. Именно здесь встречается мирское и священное.

    По этой причине во время праздника в Ламаюру стекаются жители со всех окрестных деревень и сел. Для жителей Ладакха эти представления наполнены глубоким смыслом. А еще фестиваль — это и возможность встретится, и обсудить дела, и узнать последние новости. Ведь многие живут за километры друг от друга, а километры в Гималаях гораздо длиннее.

    Женщины одевают на праздник древние ладакские одежды, самобытные шляпы и бусы из коралла и бирюзы. Мужчины — маруновые длиннополые плащи, подпоясанные кушаком, под которым они хранят до сих пор используемые кремень и огниво. Спички – достояние цивилизации, а в стране, где зимой деревни отрезаны снежными завалами, старые проверенные способы добывания огня гораздо надежнее. В своих одеждах они словно люди, жившие здесь сотни лет назад, как будто время здесь остановилось.

    В руках у каждого пришедшего можно увидеть четки и молитвенный барабан, непрерывное вращение которого уносит в небо священную мантру Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум!». В буддизме считается это практикой накапливания священных заслуг.

    Подготовка к фестивалю начинается задолго – приводятся в порядок инструменты и костюмы, выбираются участвующие в представлении. Монахи медитируют на определенных божествах, совершают ритуалы, связанные с ними. чам обычно проходит во внутреннем дворе монастыря. Во время празднования двор украшается буддийскими танками, флагами с мантрами, все это словно создает декорацию для представления, ощущение иного пространства.

    6 часов утра. Солнце уже поднялось над заснеженными пиками горных вершин, играя лучами на позолоченных шпилях буддийских ступ. Пришедшие на фестиваль крестьяне и приехавшие из окрестных монастырей буддийские ламы рассаживаются по периметру импровизированной сцены. Чувствуется атмосфера праздника и всеобщего участия. Все с нетерпением ожидают начала. На сцену выходят небесные глашатае с огромными тибетскими трубами — дунченами. Музыканты начинают играть на тибетских барабанах дамару, звенеть цимбалами, дуть в дунгкары. В какой-то момент это странное для уха западного человека звучание может показаться какофонией, но за этими ритмами и звуками стоит глубокое медитативное погружение в транс мистерии. Танцоры начинают медленно двигаться по периметру сцены, кружась, приседая, подпрыгивая, и за каждым жестом в их танце сокрыт определенный символизм.

    Значение танцев чам различно: это умаление злых духов, странствие души в загробном мире, просветление сознания человека. Танцы исполняются в ритуальных костюмах и масках. Маски — неотъемлемая их часть. Они делаются из гималайского дерева и очень тяжелы. Что бы их надеть, монахи обматывают голову и шею мягкими тканями. Каждый символ на маске имеет своё определенное значение. Например, у гневных божеств на маске присутствуют черепа. Пять черепов у старшего ранга, три черепа у божеств рангом пониже. Три глаза присутствуют на масках высших божеств. Каждая маска должна быть соответствующим образом освящена. Маски чама передаются из поколения в поколение и считаются священными.

    Обычно танцы чам исполняются монахами, но на роли клоунов, которые время от времени веселят публику в паузах представления, могут быть приглашены и миряне, например на роль Белого Старца. Белый Старец – персонаж всеми любимый. Глава духов земли и покровитель живых существ, по легенде он был большим шаманом, после смерти канонизированным в буддизме. Он любит раздавать сладости детям и мешать богам и демонам в их сражениях, своими несуразными действиями смеша и молодых и стариков.

    Костюмы для чама так же самобытны, как маски. Они шьются из дорогого шелка и парчи. Поверх костюма одеваются четки и скрепляются спереди особым медальоном. К четкам подвешиваются колокольчики, звон которых сопровождает движения танцора. Каждый участник держит определенный предмет, который символически обозначает ту или иную силу, сопутствующую данному божеству.

    Танцы чам впечатляют своей красочностью, продуманностью пантомимы, уникальным колоритом. Когда то закрытые, мистерии сейчас являются популярными театральными представлениями в монастырях. Но удивительно, что при этом не произошло обмирщения, и сакральность танцев остается. Ведь мистерии изначально рассчитывались на показ перед большой аудиторией, и театральность представлений была словно оправа для алмаза буддийского знания.

    Для каждого жителя Ладакха мистерии чам священны. Это читается в том еле уловимом настроении, с которым эти люди складывают руки в молитвенном жесте, или в глазах, смотрящих за движением танцоров. Глаза эти не видят танцора, но видят бога или демона. Культура чама – это неотъемлемая часть их сознания, их веры и образа жизни. Для иностранцев, пришельцев с западных земель, это экзотика, в лучшем случае еще одна часть пестрых декораций Востока. Но не для людей из Страны Высоких Перевалов.

    Больше материалов в моем личном блоге.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    78 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Ламаюру
    сообщить модератору
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      25 июн, 20:44
      удалить
      перенес на Ламаюру
    Читайте также
    Mevlevi|18 сен 2016| 2| 3
    Mevlevi|8 авг 2015| 2| 5
    Наверх