Вообще, глядя на то, как некоторые города начинают развиваться и расти как на дрожжах, принимая столичный статус, невольно задумываешься о том, каково было бы будущее некоторых городов, если бы им чуть-чуть повезло. А история складывалась так, что после Советско-польской войны столица Беларуси (тогда называлась Белоруссия) — Менск (переименован в Минск в 1939 году) — находился всего в 30 километрах от советско-польской границы.
Не самое благоприятное положение в те времена. Ввиду этого, в Минске не развивалась тяжёлая промышленность, так как в случае нападения это всё было бы захвачено и досталось бы противнику. Так возник план переноса столицы в Могилёв, который в то время находился в центре страны, в более чем 200 километрах от границы, был хорошо связан автомобильными и железными дорогами с другими городами и районами Беларуси. Эти аргументы и использовало правительство Белорусской ССР в 1937 году при отправлении послания в Москву с просьбой разрешить перенос столицы и выделить для этого нужные ассигнования. И... Москва дала добро. Денег выделили, хоть и значительно меньше, чем требовало правительство БССР. Для срочного переноса столицы, который был намечен на 1939 год, требовалось построить правительственные здания, здание НКВД, перенести институты, Академию наук, реконструировать дороги и улицы, построить школы и больницы с расчётом на увеличение населения, перестроить вокзал и аэропорт, возвести жилые дома для переселившейся из Минска элиты.
Началось строительство, но дело шло не очень активно. Во-первых, денег было не так много, как хотелось бы; во-вторых, проблемы и уровень реконструкции, предполагавшийся сначала, оказались недооценены; в-третьих, сама правительственная элита не больно хотела переезжать из города уже бывшего 20 лет столицей в провинциальный Могилёв, который бы и после реконструкции не дотягивал до уровня тогдашнего Минска. Однако, партия сказала...
И к концу 1939 года в Могилёве был построен Дом правительства
Точная копия Дома правительства в Минске, построенного по проекту известного на весь Союз архитектора Иосифа Лангбарда. Копию построили просто потому, что перенести столицу хотели в сжатые сроки, а проектировать что-то новое было бы долго. Помимо него, построили здание кинотеатра "Родина",
здание НКВД (сейчас в нём Белорусско-Российский университет).
Реконструировались улицы в центре и дома на них, строились гостиницы, многоэтажные дома, а потом... Ход истории обогнал строительство. В конце 1939 году Западная Беларусь была включена в состав БССР, граница отодвинулась от Минска на сотни километров, и проект переноса столицы, который требовал всё больше денег и не выдерживал сроков, закрыли. Столица и правительство БССР остались в Минске.
Дальше грянула война, после которой в Минске остались стоять не более десятка зданий, а всё остальные лежали в руинах. Масштаб разрушения поставил вопросы о переносе Минска на новое место и строительства его заново в чистом поле, либо разбирать завалы и отстраивать Минск заново, либо... Да, вновь возникла идея перенести столицу в Могилёв. Но в этом варианте перспектив не видели, так как Могилёв тоже был сильно разрушен. В итоге, Минск десятилетие поднимали из руин. Больше идея переноса столицы в Беларуси не поднималась.
Но а что сам город. Интересен ли он с исторической точки зрения и в плане архитектуры?
При восстановлении города многие исторические здания были разрушены, так как на перспективу решили построить новую сетку широких улиц, прокладывать коммуникации и строить административные и социальные объекты. Однако, уголок старого Могилёва, который напоминает о прошлом некогда губернского города, можно увидеть, пройдя по пешеходной улице Ленинской.
На этой улице сохранились здания 18-19 веков постройки. В постсоветское время многие дома были реконструированы, в них открылись магазины, кафе и рестораны. У кинотеатра "Родина" установлена скульптура звездочёта.
Сам звездочёт является гномоном солнечных часов. Что такое солнечные часы, — это круг, а в центре его некий вертикальный или не очень предмет, тень от которого и позволяет определить время. Вот этот предмет и называют гномоном.
Если пройти дальше по улице Ленинской, то выйдешь на площадь Славы (бывшая Советская площадь).
Современный вид площадь обрела в 80-е годов 20 века. Центром ансамбля площади является мемориальный комплекс «Борцам за Советскую власть», включающий бронзовую скульптуру в виде женской фигуры, символизирующую образ Победы и Вечный огонь, зажжённый у подножия постамента.
Город вошёл в состав Российской империи в 1772 году, после чего площадь, ранее называемая Торговой из-за множества торговых рядов на ней, начала перестраиваться. Могилёв стал центром губернии, потому здесь начали возводить дома губернатора и вице-губернатора, управы и суды. Ратушу, что была построена в городе после получения им Магдебургского права, не трогали. Она была разрешена в результате Северной войны, но позже была восстановлена, оставаясь самым высоким зданием города. Чудом устояв после войны, её, сильно повреждённую и накренившуюся снесли уже в 50-е годы. И только в 90-е годы началась реконструкция, законченная только в 2008 году.
Город неоднократно принимал высокопоставленных особ. С вышеупомянутой ратуши Екатерина Вторая и император Австрии любовались Могилёвом. А в первую мировую войну, когда ставка в Барановичах была захвачена, то её перенесли в Могилёв. И располагалась она в этом здании (ныне в нём краеведческий музей):
В городе неоднократно жил император Николай Второй. После Февральской революции здесь осталась ставка командования, где пребывал известный русский, а потом и советский военачальник А.А. Брусилов. Последний главнокомандующий российской армией, генерал Духонин, был убит на железнодорожном вокзале Могилёва.
Могилёв стоит на Днепре, и долгое время был важным речным портом. И недалеко от Площади Славы на реке была пристань.
Сейчас на Днепре нет набережной, но облагородить берега планируется.
В истории города очень много трагических моментов, когда войны разрушали его до основания. Он всегда был на пограничье между Речью Посполитой и Россией. Город оказывался на пути армий, и был ареной столкновений позже, когда окончательно вошёл в состав России. Памятников и достопримечательностей в городе не много. Что-то сохранившееся восстановили в годы независимости Беларуси, в советское время возводили новое на месте старого, и город много потерял в плане архитектуры и прежнего облика. Великая Отечественная война, в которой Могилёв сыграл не последнюю роль в замедлении продвижения врага и увеличении его потерь, дала городу славу, а бои в окрестностях Могилёва, на Буйничском поле, где сейчас мемориал, легли в основу романа Константина Симонова "Живые и мёртвые".
В итоге, можно сказать, что город Могилёв неоднократно был местом, где творилась история, появлялись герои и останавливались враги. Его имя вошло в учебники истории. Изредка сейчас от старожилов города можно услышать название "Дом правительства" о построенном в конце 30-х годов здании. И это единственное, что напоминает о том, что несколько раз город вполне реально мог стать столицей. Но и без столичных функций след в истории город и так оставил значительный.