Я приехала в Литву после очень долгого перерыва, и началось мое путешествие не очень приятно. Не веря, что в Литву можно приехать просто погулять по Вильнюсу или Тракаю, молодой таможенник упорно не хотел пускать меня в свою любимую страну. Если кратко наш диалог выглядел примерно так: "Куда дальше?" "Домой" "А если честно?" "Честно тоже домой!" "Почему я Вам не верю?" "Не знаю" "Так куда дальше?".... Покопавшись в моих вещах и наткнувшись на вышивание, он спросил, зачем оно мне в поездке. "Чтобы скоротать вечер, ведь одной по улицам ходить, наверное, опасно"... После этих слов настроение моего оппонента резко изменилось. Он начал рассказывать, какая у них замечательная страна. Куда мне лучше пойти и поехать, а куда ездить совершенно незачем. Расстались мы практически друзьями,.. что не помешало ему через два дня рано рано утром в свободное время прийти на мой отлет. Наверное, хотел убедиться в своей правоте. А тут такой облом. Я действительно не осталась мыть полы в Литве, и не сбежала искать счастья в Польше... Когда я уже уходила, он бросил мне в след: "Так что же... людям нужно верить?!"...
Прилетела я довольно поздно, да еще эта задержка на таможне. Выйдя из совершенно пустого аэропорта на не менее пустую темную площадь, я взяла такси и очень быстро оказалась в небольшой симпатичной гостинице на краю старого города. "Сегодняшний день не в счет! Мое замечательное путешествие начнется завтра!"
Подъем. Завтрак. Выход. Возле отеля меня уже ждет экскурсовод на машине, который за один день покажет мне Вильнюс, Тракай и Каунас. Знаю, что дорого, но мне очень повезло. В моем распоряжении оказалась ходячая энциклопедия по имени Гинтарас Балтинас. Думаю, в течение этого дня я узнала об истории Литвы гораздо больше, чем все литовцы вместе взятые. Начали мы с панорамной площадки, откуда открывается прекрасный вид на старый и новый Вильнюс.
Следующей нашей остановкой был Кафедральный собор Святогог Станиславав на главной площади города. В языческие времена здесь простиралась роща Швентарагис, а на месте католического собора стояло языческое святилище, занимавшее четверть теперешнего здания. Севернее от святилища на огромных кострах посмертно и с большими почестями были сожжены великие князья Гедиминас и его сыновья Альгирдас и Кястутис. Здание собора было заложено в XIV веке после крещения Литвы. После этого оно неоднократно горело, перестраивалось и расширялось. Современные классические черты здание приобрело в XVIII веке. С 1956 года в соборе действовала картинная галерея и концертный зал, но в 1989 году в храме возобновились богослужения. Само здание внутри выглядит довольно просто, но только до тех пор, пока не попадаешь в Капеллу Святого Казимира (XVII век). Вот уж удивительный шедевр барокко! Какое сочетание черного и розового камня, какие скульптуры, какой великолепный алтарь из белого мрамора. В центре алтаря — икона с изображением Св. Казимира с тремя руками. По преданию, художнику не понравилось как выглядит рука святого. Он закрасил её и написал другую, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник её ни закрашивал, она появлялась вновь. Тогда художник решил закрасить новую руку, но и она не поддавалась. В результате на иконе так и осталось три руки.
Рядом с собором стоит 57 метровая четырёхъярусная колокольня (XVI—XVIII веков), в которой сейчас находится вильнюсское бюро путешествий.От кафедральной площади мы пошли по центральной улице Пилес изучать старый город. Эта улица — ось старого города, с левой стороны которой исторически селились русские купцы, а с правой — немецкие торговцы и ремесленники. Постепенно обрастая готическими, ренессансными и барочными строениями, эта территория со временем превратилась в теперешний старый город, который считается один из самых хорошо сохранившихся средневековых городов Европы. Строительство здесь, к счастью, запрещено. Никто не вставляет пластиковые окна, не пристраивает мраморные колонны и ступени, не красит фасады по своему усмотрению и не тулит мансарды на крыше. Витрины магазинов, вывески ресторанов и кафе, подъезды гостиниц — все выглядит максимально корректно и подчинено одной общей идее сохранения национального наследия. И это не может не радовать.Миновав квартал вильнюсского университета и десяток очень красивых церквей всех конфессий, мы постепенно дошли до Ратуши. От нее, как паутина, расходятся узенькие мощенные камнем улочки бывшего района купцов и ремесленников. Это, так называемый немецкий город. В нём селились приглашенные выходцы из Западной и Центральной Европы. В основном это были гонимые из обжитых мест евреи- ашкенази. Поскольку литовское княжество отличалось терпимостью в сфере религии, языка и обычаев, то Литва стала для них благодатным краем, где со временем даже образовалась особая группа ашкеназских евреев- литваки. Сейчас остатки их культуры — синагог, благотворительных домов, банков и школ можно увидеть в старинном еврейском районе. Здесь же на пересечении улиц Месиню и Диснос стоит памятник врачу Цемаху Шабаду, который послужил прототипом доброго доктора Айболита.Время уже шло к обеду, а впереди у нас был Тракай и Каунас. Пора было возвращаться к машине и двигать дальше. Более подробный осмотр города я оставила на завтра, а сегодня по дороге в Тракай мы еще заглянем в одну отдаленную церковь, которая, по мнению Гинтариса, должна произвести на меня огромное впечатление. И это оказалось истинной правдой. Костел Святых апостолов Петра и Павла (XVII век) действительно поражает своим белоснежным барочным интерьером. Храм был построен на средства литовского гетмана Михала Паца на месте разрушенной церкви (еще ранее здесь якобы находилось святилище богини язычников Мильды). До окончания работ Пац так и не дожил, но согласно его последней воле был похоронен под порогом костела с надгробной надписью «Здесь покоится грешник». Сто лет спустя плиту расколола угодившая в нее молния. Монахи ее сняли и вмонтировали в стену — от греха подальше. Там она сейчас и находится.
Весь лепной декор — около двух тысяч фигур библейских и мифологических персонажей, а также растений и животных — выполнен из белого стюка или стукко (смесь гипса и мрамора) выдающимися итальянскими мастерами, у которых фантазия просто била ключом, а люстру в виде корабля в 1905 году подарили латыши. Одной из главных реликвий костела является деревянная фигура Христа (XVII в), подаренная Папой римским и обладающая чудотворной силой исцеления. Храм является культурным достоянием страны и не имеет равных по внутреннему убранству ни в Литве, ни в Польше, но лично меня он удивил не столько потрясающим барочным декором, хотя не без этого, сколько наличием таких неожиданных для церковного интерьера персонажей, как слоны, драконы или смерть с косой...