Более 45% территории острова Тасмания находится под защитой национальных парков. О ряде интересных мест я уже вёл речь в предыдущих материалах. Сегодня я предлагаю вам побывать виртуально ещё в одном — Hastings Caves State Reserve.
Главная достопримечательность заповедника Хастингс — самая большая в Австралии карстовая пещера Хастингса. Необычность этой пещеры ещё и в том, что она не известняковая, как большинство пещер Австралии, а доломитовая.
Путь к пещере из Хобарта занимает часа полтора. Она располагается в 125 км. к югу от столицы штата.
Некоторая часть дороги (это привычное дело для Тасмании) проходит по грунтовке. Она вполне ровная. Единственное её неудобство — пыль. Впрочем, автомобильное движение здесь не очень активное, поэтому указанное выше обстоятельство не слишком напрягает.
В паре километров от посёлка Хастингс расположен визит-центр, где следует приобрести билеты на посещение пещеры. Стоимость посещения — 20$.
От визит-центра нужно ещё проехать (пройтись) 5 км. по дороге.
А далее к пещере ведёт тропа по довольно экзотическому лесу. Внешне такой лес напоминает тропический, хотя климат здесь, на юге Тасмании, умеренный и влажный. Такие леса называют дождевыми. Их признали лет тридцать назад объектом Всемирного наследия.
Считают, что дождевые леса Тасмании — наследие Гондваны. Около 250 миллионов лет назад Тасмания вместе с остальной Австралией, Новой Зеландией, Антарктидой, Южной Америкой, Африкой и Индией входила в колоссальный южный континент — Гондвану. Огромный континент занимал более половины земного шара и значительную часть его покрывал дождевой лес умеренного пояса.
Во влажном и мягком климате Тасмании прекрасно развиваются, достигая колоссальной высоты, многие виды деревьев. Они дают древесину чрезвычайно высокого качества, ценимую по всему миру, отчего над ними постоянно нависает угроза чрезмерной коммерческой вырубки.
Дождевые леса Тасмании отличаются от тропических дождевых лесов. И главное их отличие в том, что здесь растет относительно немного видов деревьев — редко больше восьми, хотя и наблюдается буйно разросшийся подлесок и эпифиты, такие как мхи, папоротники и лишайники, борющиеся между собой за жизненное пространство.
Из деревьев здесь, пишут, характерны южный бук, эвкалипт, которые вместе с атротаксисом остистым (до сих пор сохранились отдельные древние экземпляры, чей возраст превышает 2000 лет) и атротаксисом кипарисовым представляют собой реликт покрывавших Гондвану лесов. На самом деле, признаюсь, в этих деревах я не шибко разбираюсь и, скажем, эвкалипт определяю точно, если только на нём болтается коала, которая, как известно, питается исключительно листьями этого дерева.
Если вас напугали заросли дождевого леса, через который, действительно, продираться очень проблематично, то спешу успокоить, тропа к пещере Хастингса вполне благоустроенная. Здесь под покровом высоченных деревьев и папоротников особенно комфортно себя самочувствуешь, если день выдался знойным, как в нашем случае. Впрочем жаркая погода не очень характерна для Тасмании.
В пещеру с налёту не попадешь. Несмотря на наличие расписания посещений, нужно чтобы накопилось человек 15 посетителей, и тогда инструктор отправится в пещеру вместе с вами.
Пока подходил недостающий народ, я обнаружил, что пещера Хастингса, оказывается, имеет совершенно другое наименование — Newdegate Cave. Названа она так в честь сэра Фрэнсиса Ньюдегейта, губернатора Тасмании в 1917-1920 годах.
В общем, какая-то путаница с наименованием пещеры.
Как я уже упоминал ранее, пещера Хастингса (Newdegate) является крупнейшей туристической пещерой в Австралии. Эта большая доломитовая пещера, вместе с ещё двумя, была обнаружена в 1917 году рабочими по заготовке древесины. Формирование её богато украшенных камер, по мнению лесорубов, началось около 40 миллионов лет назад.
А проверить эти данные можно, если только решиться на спуск в чрево пещеры. А ведёт в это чрево довольно крутая лестница в 500 ступенек. Если бы не высоченная, под два метра, инструкторша, то я ни за что не решился бы на этот поход.
Она сразу, завидев мою нерешительность, взяла надо мною шефство. Правда, общению мешала не только разница в росте (я ей даже на цыпочках в аккурат был по пупок), но и известный языковой барьер. Я заметил, что в Австралии обслуживающий персонал хорошо говорит на австралийском, но совершенно не владеет русским, как, например, в цивилизованных странах (Турция, Египет и пр.).
Тем не менее, найдя во мне наиболее благодарного слушателя (соотечественники и примкнувшие к нам китайцы не удостаивали её своим вниманием), инструкторша долго и упорно вкладывала в меня знания об уникальности пещеры, возможно, рассказывала какие-то полагающиеся в таких случаях легенды.
Я понимающе кивал, а сам норовил незаметно прихватить с собой какой-нибудь сталактит или, на худой конец, сталагмит, чтобы уже наверху в спокойной обстановке определить, не ошиблись ли в определении возраста пещеры местные лесорубы. Может, пещере не 40 млн. лет, а, скажем, неполных 39.
Однако, когда я уже приноровился к приглянувшемуся сталактиту, у моего носа образовался недовольный пупок инструкторши, который категорически предупредил меня о многомиллионном штрафе, гаагском трибунале и ужесточении санкций против родной страны в случае, если я всё же отколупаю пресловутый сталактит.
Подумав, я решил: на кой ляд мне сдался этот сталактит?! Пускай и дальше туристическая общественность пользуется непроверенными данными о пещере тасманийских лесорубов.
Меня гораздо больше беспокоила судьба тасманского тигра. Ведь не исключено, что он пряткается в этом подземном царстве. Я хотел было задать вопрос о тигре инструкторше, но пупок её благосклонности ко мне сменился задницей отчуждения.
Проблуждав какое-то время по пещере в безуспешных поисках вожделенного тигра, я полез по лестнице вверх, уже без всяких инструкций.
Что касается самой пещеры, возраст которой я так и не определил из-за вышеописанных препятствий, то перемещение по ней (кроме многочисленных лестниц) вполне удобно. Время посещения — около часа. Этого времени мне хватило, чтобы наглядеться на красивые подсвеченные интерьеры, однако оказалось недостаточно, чтобы розыскать тасманского тигра и стырить сталактит.
Возвратившись к визит-центру, мы посетили ещё одну достопримечательность заповедника — горячие термальные источники, в которых можно за 8$ искупаться и наполнить свой организм молодостью и, соответственно, новыми силами.
Обратите внимание на купающихся. С утра, говорят, их возраст соответствовал бальзаковскому, сейчас же, ближе к вечеру, они выглядели, как тинейджеры.
Я, вдохновлённый таким результатом, разорился на 8 долларов и с энтузиазмом плюхнулся в бассейн. И только я настроился на радикальное омоложение, как персонал предупредил, что время на сегодня вышло, а желающие омолаживаться дальше могут вернуться в бассейн поутру следующего дня.
В общем, омолодиться я за 5 минут купания так и не успел. Возвращаться же назавтра из Хобарта, преодолевая приличное расстояние — сотню с четвертью километров — чтой-то не захотелось. Тем более, что среди купающихся я не обнаружил тасманского тигра и вероятность его появления здесь на следующий день была исключительно мала.
Для тех, у кого есть желание стать молодым и полазить по здешним пещерам, сообщу распорядок работы пещеры, визит-центра и термального источника.
С 11 апреля по 30 сентября ежедневно с 10.30 до 16.00 термальные источники и визит-центр; пещера: 11.30; 12.30; 14.15; 15.15.
С 1 октября по 24 декабря ежедневно с 10.30 до 16.00 термальные источники и визит-центр; пещера: 11.00; 12.00; 13.00; 14.00; 15.00.
25 декабря — выходной.
26 декабря — 10 апреля ежедневно с 9.00 до 17.00 термальные источники и визит-центр; пещера: 10.00; 11.00; 12.00; 13.00; 14.00; 15.00; 16.00.
Распорядок работы может меняться, поэтому лучше уточнить эти данные по телефону.
Адрес: 754 Hastings Caves Rd, Hastings, Тасмания 7109, Австралия
Телефон: 61 3 6298 3209
Веб-сайт: parks.tas.gov.au/index.aspx?b..