Сколько ни думаю о Суздале, никак не могу найти ему определение. Точнее даже – как выделить в нем что-то собственное, существенное, что отличало бы от других городков Золотого кольца. Ну не «огурцовой» же темой, чем прославился Суздаль в прошлом и козыряет сейчас в качестве собственного туристического символа. И не кучей монастырей, которые здесь были. Хотя те, что сохранились, и являются сегодня основными градообразующими элементами. Ничего путного или интересного в Суздале за весь XX век так и не появилось.
У него, конечно, была своя история, и вполне значимая. В городе есть собственный Суздальский кремль, Торговые ряды, которые были построены еще при царизме. Именно здесь когда-то был центр странствующих торговцев, с жесткой структурой и логистикой. На Западе их бы назвали коммивояжерами, а в Суздале – офенями. Кстати, они часто «шифровались», и говорили между собой на особом языке, «по фене» — это оттуда!..
А в патриархальные времена Суздаль не раз и не два был предметом княжеских разборок, междоусобиц, набегов то польско-литовских захватчиков, то крымских татар… Строился, разорялся. А в советское время как-то стух. В силу того, что оказался в стороне от железной дороги, а значит – и от какой-никакой промышленности. Поэтому и было принято решение в 1967 году сделать из него город-музей — дикая формулировка, конечно, если вдуматься!..
С одно стороны, для города это оказалось благом. Были сохранены и отреставрированы большинство памятников архитектуры, обновлена городская инфраструктура, чтобы не стыдно было интуриста принимать… Но с другой – для города это означало конец пути. Ни о какой другой судьбе Суздаля после этого решения партии и правительства уже невозможно было говорить. Ни о науке, ни о инновациях, ни о чем-то другом, что могло бы реально дать городу толчок к развитию или росту. Так и будет он стоять впредь лубочной столицей какого-то княжества из тьмы веков…
Но как ни странно, уезжал я из Суздаля вовсе не разочарованным. Особенно после участия в акции «Гастрономический тур» по городу. В ходе его, а так же ночной экскурсии по музеям и храмам города, встретил массу креативных и очень живых людей. Никто из них не представлял из себя типичных провинциалов, лишенных мотивации. Наоборот, они способны по своим идеям и задумкам дать фору столичным законодателям индустрии. И проявляют себя эти пассионарии в нужном направлении — именно в туристическом бизнесе в широком смысле этого понятия, от гостиниц до общепита. В их среде идет бурление, рождаются идеи и новые символы города. А там, глядишь, дойдет до чего-то и более существенного — не век же еще матрешки продавать и байки туристам рассказывать…
Анатолий Струнин
Суздаль