Когда я, будучи на Тасмании, впервые услышал наименование "Порт-Артур", в моей исторической памяти, несмотря на имеющиеся в ней прорехи, всплыли события вековой давности, связанные с героической обороной нашими войсками Порт-Артура.
Оказалось, что свой Порт-Артур есть и у австралийцев. И хотя особой национальной гордости история с тасманийским Порт-Артуром у местного населения не вызывает, тем не менее место это весьма известное и популярное. Его популярность только возросла, когда в 2010 г. историческая часть Порт-Артура была внесена ЮНЕСКО в число объектов Всемирного
наследия.
О вкусах, конечно, не спорят, тем более о вкусах ЮНЕСКО. Что говорить, организация, так сказать, всемирная, солидная, большая, а, значит, ей видней!
Что же такого выдающегося узрила сия уважаемая организация в этих краях? А вот что...
Первое поселение появилось здесь в 1830 году. Не прошло и года, точнее, трёх лет, и в 1833 году Порт-Артур стал... каторгой.
Конечно, никого в Тасмании каторгой не удивишь. Помните (я рассказывал об этом в предыдущем материале), и нынешняя столица острова, Хобарт, в начале также создавалась как "место не столь отдалённое". Да что там, Австралия, в целом, использовалась Британией как континент-тюрьма. Но каторга в Порт-Артуре отличалась особыми, одними из самых тяжёлых условий среди подобных учреждений того времени.
Сюда ссылались самые опасные преступники Англии и Английских колоний. Гарнизон, парки, церковь, а также судоходные верфи были построены вокруг тюрьмы. Но просуществовала она не долго и была закрыта в 1877 году.
Практически сразу после закрытия тюрьма стала... туристическим объектом. Но долгое время туризм был диким, поэтому многие строения были повреждены либо частично разрушены и сейчас из сотен построек осталось всего несколько в нетронутом виде. Картину разрушений добавили ещё два сильных пожара, в результате которых все деревянные здания были уничтожены.
Несмотря на то, что большая часть зданий, построенных каторжниками, сгорела, исторический ансамбль, входящий в "Convict Trail", был реставрирован. Сейчас на территории в 100 гектаров можно посетить госпиталь, церковь, парки, саму тюрьму и пр.
Всё это, конечно, хорошо, но что же подвигло нас, добропорядочных, без неснятых судимостей, россиян-путешественников отправиться в эту тюрьму?
Лично меня тюрьмы мало интересуют, поскольку видел я их немало. Чтобы предвосхитить понятные в этой связи вопросы, оговорюсь, что это было связано с моей преподавательской работой. Студенты, как и большинство иных людей, я заметил, живо интересуются жизнью и бытом заключённых, поэтому несколько раз мне пришлось удовлетворить их любопытство.
Хотя среди нынешних моих спутников студентов не было, их интерес к тюремной теме, в общем, понятен и простителен.
Меня же в большей степени интриговало название "Порт-Артур" и, в частности, вопрос: есть ли какая-нибудь связь с "нашим" Порт-Артуром? Оказалось, связи никакой нет. Город, а с ним и тюрьма, были названы в честь губернатора Вандименовой Земли баронета Джорджа Артура.
Дурацкий какой-то титул у этого Артура, однако! Я бы на такой и даром не согласился! Барон — куда ни шло! А вот баронет...?! Благо, мне его и не предлагали.
Путь между Хобартом и Порт-Артуром, длиною километров в сто, занимает пару часов времени при перемещении на автомобиле.
Дорога петляет по живописным местностям с преимущественно пасторальными мотивами. Коровки, овцы, деревенские дома: то стоящие рядышком, то в одиночку, рассыпанные по окрестностям.
Дороги здесь не везде асфальтированные. Кое-где попадаются грунтовки, но вполне приличного качества. В общем, дороги, как и жизнь на Тасмании, — хорошие, неторопливые, деревенские.
По пути в Порт-Артур удалось наблюдать морской отлив. Ранее мне как-то не приходилось быть свидетелем такого природного явления. Занятно!
Порт-Артур находится на полуострове Тасман. Одноимённый городок с населением в двести душ нас, естественно, не заинтересовал, поэтому мы прямиком направились в тюрьму, точнее, к билетной кассе, чтобы там оказаться. И здесь нас ожидало первое разочарование: входные билеты стоили для тюрьмы дороговато, по мнению части нашей компании, — 35 долларов.
Половина нашей команды по этой причине объявила местной каторге экономический бойкот, другая тройка, со мною во главе, отправилась в дорогую тасманийскую тюрягу.
Я, осмотревшись там, даже место себе присмотрел. Оно показалось мне комфортабельнее, чем тесная двухместная палатка, в которой я коротал уже не первую ночь.
В этой связи мне показалось, что 35 долларов — вполне адекватная цена за размещение в одноместной камере, без вида на море, но с полным пансионом.
Однако мне объяснили, что для претензий на это место нужно, во всяком случае в былые времена, кого-нибудь замочить, желательно в отхожем месте, а затем, уже заполучив срок, ещё кого-нибудь замочить.
Как вы понимаете, моя врождённая интеллигентность не позволяет дважды лишить жизни человека, даже ради удобного места на нарах. Поэтому я отказался от мысли остановиться здесь на ночь-другую.
Ну, а теперь возвратимся к рассказу о старых, недобрых временах Порт-Артура.
Что говорить, австралийские власти умели выбирать места для тюрем. Так и в случае с Порт-Артуром: полуостров с заливом, кишащем акулами, связанный с большой землей лишь узеньким перешейком. Здесь проходила единственная дорога, которая эффективно охранялась. Собственно, дороги, как таковой, говорят, там и не было – сплошной дикий лес. Всё необходимое привозили в тюрьму морем.
Потомки каторжан поведали мне, что их предки время от времени пытались отсюда бежать, но в большинстве случаев их ловили.
Один из беглецов придумал хитроумный план: добыл где-то в зарослях труп кенгуру, содрал с него шкуру и, напялив её, попрыгал через перешеек. Собаки, конечно же, залаяли, но охранники, завидев знакомый силуэт, ничего не заподозрили.
Находчивый каторжник было уже возблагодарил небеса за чудесное спасение, но тут один из охранников решил поживиться кенгурятиной и начал палить в животное... В общем, каторжник решил, что уж лучше назад в тюрьму, чем стать "кенгурятиной" на ужин охраннику. В общем, без знаков почёта его возвратили в тюремные покои.
Один, впрочем, побег удался. Почти удался...
Заключенные нестрогого режима, которые были определены матросами, захватили лодку коменданта и вышли в море. Только когда лодка была у самого выхода в океан, солдаты поняли, что коменданта на борту нет, и снарядили погоню. Беглецы, однако, скрылись от погони под завесой шторма и пошли на запад, в надежде скрыться в диких местах Западной Тасмании и разжиться запасами, ограбив там пару ферм. Они туда доплыли, но фермы оказались заброшенными, и им пришлось проделать путь обратно. Так что они снова проплыли мимо Порта Артура и не были схвачены. Потом всех их всё же отловили в окрестностях Сиднея и повесили.
Заключенным в Порт-Артуре определенно было от чего бежать. Взять хотя бы примерный рацион работников, занятых на стройках и изготовлении кирпичей.
Завтрак: 56 г. овсяной крупы;14 г. кормовой патоки (густой сироп, один из отходов сахарного производства);170 г. хлеба.
Обед:226 г. мяса (нередко это были лишь кости и хрящи);113 г. овощей – картошка, репа, капуста; мука (часто с мясными добавками в виде живых долгоносиков), перец, ячменная крупа, хлеб.
Ужин: 350 г. хлеба;7 г. чая;38 г. сахара.
Впрочем, не знаю, как вам, а мне такое питание кажется вполне сносным. Во время поездки в Австралию я сам питался не лучше, а, скорее, хуже, поскольку в мой рацион не входили питательные долгоносики, и я не имел удовольствие во время обеда похрустывать хрящами, смакуя берцовую кость кенгуру.
А теперь, пожалуй, осмотримся на тюремной местности.
Главное тюремное здание – Penitentiary (Исправительный дом), скорее всего, самое часто фотографируемое сооружение на Тасмании.
Изначально это была мельница и зернохранилище, а в 1850-е годы здание перестроили и расширили. В двух нижних этажах содержались наиболее злостные преступники – они сидели в одиночных камерах. Те же, кто вел себя примерно, жили выше, в комнатах на несколько человек.
Кстати, в этой связи, довольно любопытные вещи я прочитал, готовя этот материал.
Оказывается, каторжное поселение в Порт-Артуре управлялось по примеру лондонской тюрьмы Пентонвилль. В середине 19 века она считалась образцовой. Идея исправления преступников с последующим превращением их в достойных членов общества принадлежала социологу и реформатору Иеремии Бентаму (Jeremy Bentham).
Его "гуманная" теория исходила из того, что тяжелая работа и телесные наказания только укрепляют преступный дух. Вместо этого решили перевоспитывать закоренелых преступников одиночеством и молчанием. Заключенных сажали в одиночную камеру, утром молча приносили сапожную, швейную или ещё какую-то работу, а вечером забирали готовую продукцию. Запрещалось разговаривать с собой, издавать любые громкие звуки.
На прогулку выводили с мешком на голове, чтобы не могли видеть и общаться друг с другом. И так много месяцев, иногда годы. Многие после такого "перевоспитания" отправлялись прямо в сумасшедший дом, находящийся неподалеку.
В целом, тюрьма в Порт-Артуре поминала трудового лагерь. Самые отпетые преступники, конечно же, сидели по 24 часа в камерах, но большинство трудилось вне тюремных казематов.
При попадании в Порт-Артур заключенный представал перед трибуналом, который в зависимости от провинности предписывал камеру или труд, в дальнейшем классифицируя осуждённого как плотника, строителя или матроса.
Плотников отправляли на импровизированную верфь и ребята строили настолько превосходные корабли, что Английским промышленникам стоило огромных трудом добиться запрета на постройку кораблей заключенными – просто потому, что те делали это лучше и бесплатно.
Те, кто не мог работать – престарелые и душевнобольные – содержались в специальном приюте (Asylum). Сейчас там находится музей.
Жизнь заключенных и вольных обитателей Порт-Артура текла параллельными курсами – даже в церкви они сидели отдельно друг от друга.
Однако после смерти все они попадали на маленький остров в заливе, совсем недалеко от поселения.
Называлось это скорбное место — Остров мертвых. На острове жил один лишь могильщик, у которого всегда были готовы две могилы: одна для следующего "конвикта", другая — для себя. Его услуги, надо полагать, пользовались спросом. Из 13 тысяч заключённых умерли здесь 2 тысячи.
На соседнем острове находилась тюрьма для мальчиков – Point Puer. Она просуществовала с 1834 по 1849 и была первым в Британской империи исправительным заведением для несовершеннолетних.
К концу 19 века, после закрытия тюрьмы, поселение Порт-Артур пришло в упадок. Чтобы не вспоминать неприятных страниц своей истории, власти даже переименовали его в Карнарвон. Но очень скоро в обществе проснулся интерес к этому некогда мрачному месту. Поселению вернули прежнее имя, и уже к 1920-м туда стали ездить толпы туристов.
С приходом реставраторов и археологов Порт-Артур возродился в качестве музея, возможно, самого популярного на Тасмании.
Атмосферу мрачного прошлого, впрочем, как мне кажется, восстановить здесь реставраторам не удалось. Хотя, может быть, это и к лучшему. Музей даёт необходимое представление о каторжных временах, но посетителям здесь в дополнении предоставляется возможность отдохнуть на лоне вполне фотогеничной природы. Правда, как говорят, погода балует здесь приезжих не часто. В этой части нам повезло. День выдался вполне погожим.
Хотя то, что не удалось реставраторам, удалось некому Мартину Брайанту. Он добавил печальную страницу в истории Порт-Артура. 28 апреля 1996 года он устроил массовый расстрел среди жителей и посетителей города, в результате чего погибло 35 человек и 37 получили ранения разной тяжести.
В начале заметки я уже упомянул о том, что Порт-Артур внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия. Добавлю, "...в составе списка Каторжных поселений Австралии". А таких поселений там ни много, ни мало — 11 штук.
В этой связи меня посетила мыслица о том, что у нас, в Сибири, где с объектами Всемирного наследия, созданными человеками, скудновато, было бы не дурно отреставрировать пару-тройку ГУЛАГов и позиционировать их в качестве нашего вклада во Всемирное наследие.
Чем наши тюрьмы хуже?! Однозначно лучше. К тому же больше, многочисленнее!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: