Сегодня я, наконец, увижу Нюрнберг. Сбудется еще одна моя многолетняя мечта. Сама не знаю, почему я так хочу увидеть именно этот город. Может быть потому, что он очень немецкий, а может, потом что мне нравится Дюрер и фахверк... Я точно знаю, что это один из "моих городов", и сегодняшний день меня не разочарует!
Подъем. Завтрак. Выход. От отеля до вокзала — пять минут через подземный переход. На вокзале пусто... воскресенье... Час сорок до Нюрнберга я провела в предвкушении. Освобождала память моего многострадального телефона для будущих фотографий, просматривала карту и читала о выбранных достопримечательностях. Вообще, для удобства туристов в Нюрнберге существует маршрут "Историческая миля", вдоль которого расположены самые популярные достопримечательности города. Всего их около 40-ка. Большинство из них отмечены черной буквой «H» на красном фоне и снабжены кратким описанием объекта. Но мы не ищем легких путей. Свой маршрут я разработала сама...
Итак, все по порядку. Выйдя из здания вокзала, я оказалась в подземном переходе, который вывел меня прямо к крепостной стене, Двору ремесленников (Handwerkerhof) и Женской башне (Frauentorturm). Крепостная стена XIV века, которая сейчас окружает старый город, была третей по счету, имела протяженность 5 км (сохранилось 4 км) и включала 120 башен, из которых сохранилась 71. Четыре большие квадратные башни были построены возле четырех главных ворот, но с появлением пушек их края стали слишком уязвимы для ядер. В XVI веке башни сделали круглыми и более мощными, поэтому они благополучно дожили до наших дней. Одна из них, Frauentorturm, расположена как раз напротив вокзала и служит надежным ориентиром, для приезжающих в город туристов. С 1971 года возле нее расположился Двор мастеров, где на небольшой территории в фахферковых домах размещены магазины с изделиями местных ремесленников и несколько симпатичных ресторанов. А еще прямо от этой башни стартует улица Königstraße, которая идет мимо старейшей католической церкви Святой Клары (Klarakirche, XIII век) и бывшего Зернохранилища (XV век), а позднее Таможни (Mauthalle, XVI век) в сторону церкви Святого Лаврентия, остроконечные башни которой виднеются впереди. Lorenzkirche — это крупнейший лютеранский храм Баварии и одна из трех наиболее значимых церквей Нюрнберга, которая образует архитектурную пару с более старой церковью Святого Себальда. Основанная в XIII веке, церковь Святого Лаврентия приобрела свой окончательный готический вид в XV веке. Тогда же она обзавелась двумя великолепными колокольнями высотой более 80 метров, а знаменитый витраж "Звезда Святого Лоренцо" (диаметр 10 м) украсил ее западный фронтон веком раньше. Напуганная аскетизмом протестантских церквей Голландии, я никак не ожидала встретить здесь такое богатое убранство. Но, Слава Богу, рачительные немцы даже в период реформаторского иконоборчества решили слишком не усердствовать и оставили своим потомкам большинство ценных средневековых артефактов. Среди них подвешенный над алтарем 800 килограммовый липовый Венок Благовещения и 20 метровая каменная дарохранительница, сфотографировать которую полностью я так и не смогла! Зато сфотографировала потрясающие деревянные алтари, которые выглядят еще более впечатляющими на фоне сурового готического интерьера. Я вообще люблю готические соборы, их полумрак и акустику, светящиеся в солнечных лучах витражи и огромные органы... здешний, кстати, второй по величине в Германии... Короче говоря, Lorenzkirche мне очень понравилась и я от чистого сердца бросила в общую копилку монетку на содержание храма... Площадь перед собором являла собой яркий контраст с аскетизмом только что посещенного храма. Здесь веселилась и гуляла воскресная ярмарка... и чтобы уж совсем добавить красок гуськом проследовала процессия кришнаитов... дородные славянки в сари активно извиваться в индийских танцах, а солидные мужи пытались внушить оторопевшим немцам, что Кришна харе...Ярмарка все же спутала мне кое-какие карты. Стоявшие стеной палатки закрыли фонтан Добродетелей и дежурный вид на госпиталь Святого духа (1331 г.) с моста Музеумсбрюкке. Я сфотографировала их ближе к вечеру, а вот жилая башня (XII-XIII века) Nassauerhaus была открыта со всех сторон и получилась очень здорово. Мода на башни-крепости пришла из Италии. Особенно много их было в Болоньи. В них жили и прятались от разбойников местные аристократы. Сколько их было в Нюрнберге я не знаю, но эта осталась в горлом одиночестве. Следующим по плану объектом был Мясной мост (XVI век) через речку Пегниц и знаменитый каменный "бык, который никогда не был теленком". Раньше он украшал ворота мясного рынка. В 1945 году здание было разрушено, а портал с надписью на латыни — уцелел. Вообще, Нюренберг славится красивыми мостами, соединяющими сторону Лоренцо со стороной Себальда. С каждого из них открываются прекрасные виды на город и соседние мосты. Эти виды можно смело занести в копилку главных городских достопримечательностей. Оказавшись на стороне Себальда, я поспешила на Рыночную площадь к Фрауэнкирхе (Frauenkirche), чтобы посмотреть такое же, как в Мюнхене, полуденное представление на ее башенных часах... но меня ожидал большой сюрприз. Площадь была засыпана песком. Гремела музыка. Девушки с бокалами в руках гламурно сидели в шезлонгах. В городе шел турнир по пляжному волейболу! Кроме меня знаменитые механические часы 1509 года никого не интересовали!Внутри католическая церковь Девы Марии (XIV век) выглядела намного скромнее лютеранской церкви Святого Лоренцо. Напротив церкви возвышалась 19 метровая пирамида Прекрасного фонтана (Schöner Brunnen, XIV век). На ее 4-х ярусах размещается сорок цветных символических фигур. В ограждении фонтана встроено два латунных кольца, которые служат для тех же целей, что и пятачок кабана в Мюнхене или грудь Джульетты в Вероне. Короче говоря, они должны приносить счастье! Колечки я крутить не стала, потому что в этот момент я и так была совершенно счастлива!День перевалил за полдень, и пора было выдвигаться в сторону самого старого городского ресторана Goldenes Posthorn (1498 год), расположенного на площади возле церкви Святого Себальдуса. По дороге успеваю сфотографировать, расположенный во дворе Новой ратуши, фонтан Гусиный пастушок или Мужичок с гусями (Gänsemännchen-Brunnen), эскиз которого создал в 1500 году Альбрехт Дюрер. Копии этого фонтана заказали себе Гете, Людвиг II Баварский и еще несколько городов Швейцарии и Германии.
Вот и ресторан. Рядом тенистая веранда-садик, но свободных мест нет. Еще несколько столиков у входа на солнцепеке. Я решила приземлиться в первом зале внутри. Прохладно и с видом на собор Святого Себальда. Очень хотела заказать нюрнбергские колбаски, что было бы логично, обедая в Нюрнберге, но, увы, со здоровьем не поспоришь... пришлось опять есть микст-салат с куриной грудкой и наблюдать, как интеллигентная старушка за соседним столиком уплетает фирменные колбаски сервированные на очень художественной оловянной тарелке... минимальная порция 6 штук... Ничего, я оторвусь на десерте!!! Заказала что-то новенькое — горячие вишни с мороженым. Получила глубокую тарелку припущенных в роме вишен с двумя шариками ванильного мороженого в центре. Фантастическая штука! Бесспорное первое место в моем рейтинге автрийско-немецких десертов!!!
Ром сделал свое дело и из ресторана я вышла в еще более приподнятом настроении. Впереди было еще четыре часа до поезда и непочатый край туристической работы. Сначала я зашла в самую старую лютеранскую церковь города — церковь Святого Себальда (Sebalduskirche, XIII век)... Красивые витражи (в том числе и по наброскам Альбрехта Дюрера), позолоченные деревянные скульптуры, 5-метровая бронзовая гробница покровителя города Святого Себальдуса, которую несут улитки и дельфины (!). Внутри ажурного сооружения находится рака с мощами знаменитого отшельника. Теперь мой путь лежит в нюрнбергскую крепость. Мимо памятника Дюреру узкими улочками поднимаюсь вверх к самой высокой части старого города. Посмотрю на Нюрнберг со смотровой площадки и пойду в ту часть города, которая меня особенно интересует — в район фахверковых домов.Сделав несколько панорамных фотографий, я спустилась на улочку, которая идет вдоль крепостной стены к домикам ремесленников (Handwerkhäuschen, самый старый дом XVI век). Вот то, что я искала. Каждый уголок выглядит как красивая открытка. Фахверковые дома, городские ворота Tiergärtnertor, пивной сад на площади Tiergärtnerplatz — все смотрится очень живописно, ну, разве что, дюреровский заяц в странной позе явно выпадает из контекста. Кстати о Дюрере. Его дом-музей тоже расположен на этой площади. Фактически, от родного дома художника остались только стены. Все убранство внутри было подобрано из предметов той эпохи, но к самому Дюреру никакого отношения не имеет. Ну, а что касается картин, то все они путешествуют по миру. Самый известный автопортрет висит в Старой Пинокотеке в Мюнхене, Заяц — в Венской Альбертине (я случайно увижу его через 2 дня), а моя любимая картина — в Мадриде в Прадо. У меня с этой картиной связаны особые воспоминания. Когда-то в Прадо я не успевала до закрытия дойти до зала, где висит картина Дюрера, которую я мечтала увидеть. Я обратилась к менеджеру за помощью, и, о чудо, она вызвала охранника и сказала проводить меня по совершенно пустому музею к любимой картине. Потом он корректно оставил меня одну на несколько минут и проводил обратно к выходу! Мне вообще везет на хороших людей!!!
Зачем я пошла в дом-музей Дюрера (Аlbrecht-Dürer-Haus, XV век) и что я там хотела увидеть кроме копий известных работ, я не знаю, но оказалось,что это прекрасная точка для фотографирования площади и соседних зданий из оригинальных окон застекленных по старинной технологии. После Дюрера я отправилась в другой заповедник фахверка — на Аллею Красильщиков (Weißgerbergasse). Фотографировать хотелось каждый дом. Выгнутая дугой улица привела меня к набережной Пегница и очередному мосту — на сей раз это первый металлический подвесной мост Германии 80-метровый Цепной мост (Kettensteg, XIX век). С него, а потом и с набережной открывается потрясающий вид на водные пороги, крытый деревянный мост палача (Henkersteg, XV век) и самое большое фахверковое здание Германии — Weinstadel (XV век), в котором по очереди был лепрозорий, винохранилище и приют для бедняков, а сейчас разместилось студенческое общежитие. На мой взгляд, это самое тихое и живописное место в городе. Рядом с мостом палача на острове Тредельмаркт находится небольшой дом, где до 1806 года обособленно жили городские палачи. Сейчас здесь небольшой музей. Мимо этого дома и уютного ресторанчика на берегу реки можно пройти к следующему мосту через Пегниц и двигаться по направлению к фонтану Брачная карусель и церкви Святой Елизаветы. Но эта часть старого города меня уже не так впечатлила. День близился к вечеру и мне пора было собираться на вокзал. По дороге я еще успела выпить молочный коктейль на площади Святого Лоренцо, сфотографировать госпиталь Святого духа с Музейного моста, который уже освободился от палаток, заглянула в рождественский магазин, как же в немецком городе без него, прошлась по Двору ремесленников в поисках сувенира и взяла себе большое капучино в дорогу... Путешествие, на которое возлагались такие большие надежды, почти завершено. Оправдались ли они? Не то слово! Как я и ожидала, уютный, гостеприимный, потрясающе красивый и очень немецкий Нюрнберг оказался "мои городом" на все 300%!!!