Улица Восточная — как стрела прямая.
До тебя по улице мне подать рукой.
Мы по этой улице столько лет шагали,
А сошлись на улице, улице другой.
Думаю, многим известна эта песня А.Новикова.
Улица Восточная расположена в Южном административном округе на территории Даниловского района, между улицами Симоновский Вал и Ленинская Слобода. Надо сказать, что район этот особый.
Если Остоженка и Арбат даже в советское время имели полубогемный статус, то Даниловский (Пролетарский) район считался самым что ни на есть трудовым. Возле метро Автозаводская располагался завод Динамо. До появления завода на этом месте находился пруд, в котором Карамзин утопил свою бедную Лизу.
Сентиментальная повесть датирована 1792 годом. Лиза жила недалеко от Симонова монастыря. Любопытно, что сам монастырь с 1772 по 1795 гг. не действовал. По примеру императрицы Екатерины второй раз в 1920 г. его окончательно закрыли уже большевики. Все церкви и стены, кроме Южной, были разобраны.
На территории бывшего монастыря появился Дворец культуры завода ЗИЛ. На Восточной улице расположен стадион Торпедо, в настоящем — спортивный комплекс имени Э. А. Стрельцова. Напомню, что команда Торпедо в советское время относилось к заводу ЗИЛ. Квартиры в этом районе давали, как правило, работникам ЗИЛа.
Кумиром здешней молодёжи в 50-х и в 60-х был Эдик Стрельцов. Я же, попадая сюда, невольно ощущал особый трудовой дух. Вроде как и времена давным давно поменялись. Соответственно, квартиры покупались и продавались. В районе появились новые люди. Но дух простоты и товарищества по прежнему сохранялся. Подобное трудно описать словами, но я это чувствовал.
Пять-семь лет назад мне приходилось часто бывать на территории завода Динамо. Там квартировало множество автосервисов, всеми правдами и неправдами боровшихся за клиента. Что происходило на тот момент с самим заводом, сказать затрудняюсь. Как-то раз я заглянул в один из бывших его цехов.
Зрелище повергло в шок! Станки, с помощью которых выпускалось уникальное электрооборудование городского транспорта, кромсал бульдозер. Ни единой лампочки в цеху не горело. Зал освещался из окон суровыми декабрьскими полутонами. Происходящее напоминало казнь, где тьма уничтожала, пусть и искусственный, но всё же свет.
Именно в тот момент я окончательно убедился, что к проклятому трудовому прошлому возврата уже не будет.
В 2015 году на территории завода на улице Ленинская Слобода начал работу бизнес-квартал «Симоновский». Теперь на улице Ленинская Слобода в здешнем спортклубе можно и попу с инструктором правильно накачать, и в офисе потусоваться, и в баньке попариться...
Впрочем, что это я разнылся не хуже бедной Лизы? Времена и эпохи меняются. Каждому, кто приходит в этот мир, достаётся жить один раз и в своём времени. Кто-то при этом вынужден приспосабливаться к эпохе перемен....
И всё же, почившие заводы ЗИЛ и Динамо жаль. Советская эпоха, подобно Эдику Стрельцову, из-за внешнего воздействия не смогла полностью раскрыть свой потенциал.
* * * * *
Всё это мне вспомнилось, когда я воскресным погожим днём шёл вместе с сыном ро Даниловскому району, ибо здесь развернулась одна из площадок Московский исторический фестиваль "Времена и эпохи"
В программе фестиваля сообщалось, что на Восточной улице откроется парк осадных орудий, где гости смогут пострелять по крепостной стене из требушетов, аркбаллисты и катапульты, и что здесь будет работать самый большой требушет в России!
Надо сказать, что место было выбрано удачно. Перед Южной стеной Симонова монастыря чудом сохранилось пустое заросшее травой пространство. Здесь как раз и расположился городок осадных орудий. Таковой притягивал внимание своим большим требушетом.
Рядом стоял его собрат чуть меньших размеров. Человеку современному вся эта конструкция из множества деревянных балок могла показаться непонятной городушкой. Всё по своим местам расставляло наличие одного военного иноземца и нескольких стрельцов. Напомню, что устав 1621 года дозволял в армии Московии служить иноземцам. Конечно, это были ребята из военно исторического клуба. Они и требушет сами собрали, сами костюмы продумали, и сами их пошили. По словам "стрельцов", труднее всего далась обувь. С ней пришлось особо повозиться.И если в 50-х народ шёл на Восточную улицу посмотреть на Эдика Стрельцова, то теперь здесь появились стрельцы. Соблюдая очерёдность, стрельцы дозволяли выстрелить из требушета. Команду стрелков набирали из двоих взрослых, которых использовали в качестве тяговой силы и троих детей. Ребятам поручалось самое главное — дёрнуть за верёвку, произведя выстрел.
Итак, что такое требушет и для чего он нужен. С появлением крепостей появлялись камнемётные машины, с помощью коих неприступную крепость можно было сокрушить.
На Руси камнемёты назывались пороками (производное от слова «праща»). Однако в средние века на смену им пришли требушеты.
Требуше́т, также требюше (от фр. trébuchet — «весы с коромыслом») — средневековая метательная машина гравитационного действия для осады городов.
Первые сведения о подобных машинах встречаются в Китае в V веке до н. э. в трудах древнекитайского философа Мо Ди.
Кто изобрёл колесо? Точного ответа на этот вопрос нет. По просторам Евразии оно покатилось одновременно сразу в нескольких местах.
Остаётся неизвестным, когда требушеты появились в Европе. Первое известное упоминание о прототипе требушета содержит сочинение архиепископа фессалоникийского Иоанна «Чудеса святого Димитрия», составленное в 610—620 годах. Согласно историческим документам, начиная с 499 года, авары (обры русских летописей и жужани китайских хроник) в союзе со славянами вторгались и поселялись в Греции и в 580-х годах Византия потеряла контроль почти над всем полуостровом.
В течение VI—VII веков авары и славяне несколько раз осаждали византийский город Фессалоники. По свидетельству архиепископа Иоанна, при осаде города в 597 году применялись передвижные осадные башни (гелеполы), «бараны» (тараны), камнемёты («огромнейшие», по словам Иоанна) и «черепахи». Нападавшие за сутки к утру 25 сентября изготовили на месте от 50 до 150 коромысловых камнемётов (по́роки), которые, уходя, бросили, не считая особой ценностью. Вся эта военная техника, судя по всему, представляла собой заимствования из арсенала китайской полиоркетики.
Принцип действия требушета довольно прост. Он основан на использовании энергии падающего груза большой массы, закреплённого на коротком конце рычага. При этом длинный конец рычага разгоняет пращу со снарядом.
Подобная конструкция при наличии древесины собирается плотниками-умельцами довольно быстро. Камнемётную машину обслуживает команда из нескольких человек.
Соответственно, длинный рычаг опускается вниз. Чтобы требушет вдруг не выстрелил и не поранил персонал, лебёдки фиксируются стопорами. Последние представляют собой крючки и находятся они за лебёдками.
Далее идёт закладка снаряда. Стрелять требушет мог всем, что помещалось в верёвочное «седло» («гнездо», «пяту») пращи: от каменных ядер и горшков с нефтью до отрубленных голов и живых людей. В нашем случае стрельцы клали в мешок пару кирпичей. Старший расчёта фиксирует жердь чекой. После следует его команда — убрать стопора. Боковые помощники стравливают назад верёвку. Наводчик, он же старший расчёта, её раскладывает. Сделать это нужно так, чтобы она ни в коем случае не запуталась. Старший расчёта громогласно вещает о готовности. Стоять сзади требушета в этот момент ни в коем случае нельзя. Что-то может пойти не так, отчего камень теоретически может полететь назад. Все отходят в стороны. Детворе дают верёвку. Ребята дёргает её по команде.
Короткий нагруженный край падает вниз, длинный взмывает вверх, утягивая за собой заряд. В одной из точек он выскакивает из гнезда и летит вперёд.
Повторюсь, что в данном случае очень удачно было выбрано место. Требушеты стояли возле южной стены Симонова монастыря. Подобное создавало иллюзию штурма крепости. Правда до самой стены снаряды не долетали. Зачем портить облик Москвы?! В качестве мишени стрельцы установили плетёные заборы и несколько щитов.
Всё поле за прошедшие дни было перепахано выстрелами, но о точности попаданий говорить не приходилось.Ребята из исторического клуба подобную пристрелку проводят не первый раз. Кирпичи обшивают мешком, дабы их осколки не разлетались и кого-то случайно не поранили. Мне же вспомнился эпизод из "Повести о разорении Рязани Батыем".
Не сумев справиться с горсткой храбрецов в открытом бою, напуганные ордынцы направили против Евпатия Коловрата и его дружины орудия для метания камней, которые применялись при штурме укреплений. Только теперь врагам удалось убить русского витязя, хотя при этом пришлось уничтожить и множество своих.
В прежние времена о реалистичности повествования я как-то не задумывался. Теперь же, посмотрев камнемётную машину в действии, в исторической точности подобного усомнился.
Получается, ордынцы окружили рязанскую дружину и направили на них камнемёты? Но тут возникает вопрос, неужели доблестные рязанцы, видя, что их расстреливают, не бросились на штурм в каком-то одном месте. А что же Батый? Известно, что хан ценил своих воинов. Неужели он отдал команду стрелять не разбирая своих и чужих прямо в толпу?
Ход моих мыслей прерывают стрельцы. Они начинают готовить для выстрела другой требушет.
Он больше размерами и стреляет более мощными зарядами. Симонов монастырь за свою историю многократно подвергался набегам. Особенно доставалось ему от крымских татар. Последние шли в Московию не на авось, и потому скорее всего представление о камнемётах тоже имели.А вот те замки, про которые пишет ArkadiyGab из малого требушета разрушить было невозможно. Для толстых и высоких стен требовались более мощные заряды. Соответственно, инженеры средневековья искали и находили всё новые и новые решения. Вот какие макеты осадных машин мне довелось увидеть в Йеменской столице Военно-исторический музей. Существовали и столь мощные камнемёты, где лебёдки приводились в движение лошадьми. Либо роль тяговой силы выполняли сразу несколько человек. Они залезали внутрь огромных колёс и шли вперёд, подобно белке в колесе. После долгих трудов рычаг наконец зафиксирован. Иноземный мастер кладёт в специальный жёлоб заряд, после чего стравливает верёвку. Московская публика расступается по сторонам, и после следует выстрел. Камень под восторженный Ох устремляется вперёд... летит... но в цель не попадает. Отметим, что заряд из более мощного требушета пролетел гораздо дальше. В свою очередь, его рычаг, подобно стрелке маятника, начинает туда-сюда болтаться, вслед за собой подбрасывая верёвку.
Здесь же на площадке одна из женщин, одетая по моде 16 века, предлагает желающим пострелять из лука. Сама же помогает правильно натягивать лук и правильно отпускать тетиву. Как далее выяснилось, женщина стрельбой из лука занимается профессионально. Кто-то под её руководством без проблем попадал в цель, а у кого-то стрела вообще не вылетала.
В какой-то момент на площадке появились телевизионщики. Они начали просить иноземца, дабы он показал и рассказал, как стрелять из аркбаллисты. Тот согласился и начал готовить оружие. Аркбалииста — средневековая двухплечевая деформационная тенсионная метательная машина, представляющая собой большой станковый арбалет на колёсном лафете. Приспособлена для стрельбы как стрелами, так и каменными или свинцовыми пулями.
Её можно считать катапультой. У греков так называлась любая камнемётная машина.
Иноземец с помощью рычага натягивает тетиву и далее кладёт в канавку большую стрелу. Аркбалиста готова к выстрелу. Теоретически аркбалиста это большой арбалет. На Руси их называли самострелами. Вспомним осаду Москвы ханом Тохтамышем, как некий суконник, по имени Адам поразил из самострела прямо в сердце одного из первых ордынских князей.
Возвращаемся к первому требушету. Уставшие стрельцы берут перерыв. Отдохнув, они разрешают нам сделать ещё один выстрел.
С появление пушек камнемётные машины стали уходить в прошлое. Последнее известное использование требушета в боевых действиях — в 1521 году, когда Кортес в сражении с ацтеками из-за дефицита пороха приказал построить требушет для метания камней весом примерно в 11 кг. Эта попытка оказалась неудачной — по разным сообщениям, либо выпущенные из него камни падали совсем недалеко, или один из них полетел вертикально вверх и уничтожил саму машину, после чего Кортес приказал её разобрать.
Зато в так называемой мирной жизни требушет применялся совсем недавно.
В ходе Евромайдана в Киеве вечером 20 января 2014 года митингующие использовали самодельный требушет для морального устрашения шеренг «Беркута».
Не будем это комментировать.
В заключении дополню, что в рамках фестиваля нам удалось побывать в Коломенском, где проходило костюмированное представление Времена и эпохи. Русь и орда
Понравилось нам и в центре Времена и эпохи. Новопушкинский сквер и Тверской бульвар
Большое спасибо организаторам и участникам фестиваля!
.