«Если ты не видишь тигра – не думай, что его нет.
На самом деле он внимательно следит за тобой»
(индийская поговорка)
Давайте проведем маленький эксперимент: спросим любого (и себя в том числе!) – что стоит посмотреть в Индии? И?... Ответ, уверен, не заставит себя ждать:конечно, это будет Тадж-Махал, Красный Форт Агры, Золотой храм Хармандир-Сахиб, очень вероятно — минарет Кутб-Минар, наверняка – усыпальница Итемад-уд-Даулы, вполне можно будет услышать про штаты Даржилинг или Сикким, а может Раджастан или про Варанаси. И это понятно – у Индии в обороте не с один десяток брэндов. А как насчет… природы? Я имею в виду, заповедники. То есть естественную, а нерукотворную ценность Индии. Как, например, такая идея – взять и зарулить к тиграм?
Не в зоопарк — нет, а к ним домой – в естественную среду обитания, так сказать? К слову, в Индии насчитывается что-то около 90-а национальных парков и заповедников 355 штук. Есть места обитания птиц, носорогов, медведей, леопардов, слонов и т.д., но есть места, где в естественных условиях живут тигры. Те самые – бенгальские. Такие заповедники есть в Ориссе, Бихаре, Махараштре и других. Но самый крупный находится в Западной Бенгалии – в Сундербане (Sunderbands). Откуда, собственно, и пошло название бенгальского тигра. Первоначально называвшегося гордо — Королевский бенгальский тигр.
Здесь на 10 000 квадратных километров раскинулся самый большой на Земле мангровый лес, причем 4 000 приходится на территорию Индии, и остальные 6 000 кв. км – находятся в Бангладеш. С 1984 года Сундербану присвоен статус национального парка. В 1987 г. Сундербан внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
И еще у Сундербана есть свой флаг: на первой половине — три индийские полосы, как на государственном флаге, только вертикальные; а на второй – отпечаток тигриной лапы. Отпечаток тигриной лапы будет встречать вас повсюду – не только на флагах, но на логотипах отелей, катерах, меню, информационных листах и т.д. И будет служить постоянным напоминанием, в чьи владения вы вторгаетесь.
Площадь огромная, труднодоступная и малонаселенная. В дельте рек Ганга и Брахмапутры раскинувшейся в ширину на 300 километров, среди сотни островов сохранилась уникальная экосистема, основой которой являются мангровые леса. Человеку жить здесь практически невозможно – ежесуточные приливы затапливают большую часть этой территории: уровень воды меняется ежедневно на 5-6 метров, оставляя на поверхности верхушки деревьев. Поэтому для жилья пригодна только северная часть Сундербана – на 54-х островах огороженных от приливов рукотворными дамбами. На остальной части человеку делать нечего – это царство дикой природы. И эта часть запрещена для посещений.
Но для животных эти места крайне привлекательны – именно из-за отсутствия человека.
Постоянные подтопления не мешают комфортно жить эстуариевым крокодилам – одной из самых больших и сильных из рептилий и достигающих 4-6 метров в длину, черепахам, оленям, дикобразам, кабанам, обезьянам, варанам, большой популяции птиц – около 180 видов и, конечно, знаменитым бенгальским тиграм. Статус и положение которого в этом регионе носит особый характер.
Бенгальский тигр является самым большим из всех тигров. Наиболее крупный был убит в 1967 году на севере Индии – его длина тела без хвоста составляла около 3,5 метров и весил он 388 кг. Но такой красавец – явление редкое, если не единственное. Бенгальские тигры с удовольствием обжились во влажном субтропическом климате Сундербана. Где постоянно меняющиеся лабиринты проток, непроходимые мангровые заросли и болота, обилие воды, и полное отсутствие человека создали комфортные условия для жизни этих истинных хозяев здешних мест. Бенгальские тигры – одиночки и живут сами по себе, кроме периодов спаривания. При этом четко контролируют свою территорию, не допуская на нее других особей. Это зона охоты и пропитания; и чужие здесь не нужны.
Охотничьи способности бенгальских тигров уникальны: они могут часами следить за добычей из засады и, при этом ничем, не обнаруживать своего присутствия. Их способности рассчитать момент атаки на жертву можно назвать аналитическими – вся атака строится на одном прыжке, длина которого может достигать 8-9-ти метров! Бенгальские тигры всеядны и могут успешно охотиться и на крокодила, и на лягушку. Его рык слышен в округе на 3 километра, который при охоте на резусных обезьян вводит их в ступор, полностью парализуя их волю. Тигры замечательно плавают и водные протоки им не преграда. И потому могут легко оказаться вблизи человеческого жилья. Но для этого у тигра должны быть веские причины.
Вторжение же человека в среду обитания бенгальского тигра, рассматривается тиграми как «принятие» человеком законов дикой природы, где есть охотники и жертвы. При этом «охотник» не колеблясь, может напасть на группу из трех человек. И здесь приоритеты понятны всем – встреча с тигром в лесу для местного жителя (и не местного тоже) ничего хорошего не принесет: в природе выживает сильнейший. А тигр в этих заболоченных и труднопроходимых местах самый сильный и суровый житель.
Местные жители, проживающие на островах, до сих пор относятся к низшей касте и потому все, чем им дозволено заниматься — это рыбалка, бортничество и выращивание риса. Жизнь этих людей крайне незавидна, но другого выбора у них нет: кастовая система в современной Индии до сих пор имеет силу. И потому им приходится жить в условиях плотного контакта с окружающим миром. И в первую очередь с тиграми.
В своем стремлении собрать побольше меда или поймать рыбу, или крабов люди проникают в опасные места, хотя и предпринимают меры, чтобы как-то обезопасить себя. Так на затылок одеваются маски с изображением человеческого лица, чтобы тигр всегда видел глаза человека и спереди и сзади. Так делают местные, так делает и вооруженная полиция.
Нападения тигров на людей в Сундербане не редкость: за 2016 год в этих местах зафиксировано около 50-ти случаев нападений на людей. 40 из них закончились летальным исходом. За январь 2017 года жертвами тигров стали 3 человека.
Происходит это по ряду причин и не всегда в этом стоит винить «Дядю». Местные не произносят слово «тигр». Они говорят «Он» или «Дядя»: считается, что произнесенное вслух слово «тигр», призовет его из глуши мангровых лесов.
Жена местного рыбака или собирателя меда считает себя вдовой, пока ее муж занимается промыслом – так они верят, что они смогут обмануть тигра, и он будет думать, что у нее нет мужа, и потому не нападет на него в лесу. И перед каждым выходом на промысел ранним утром в местном храме перед статуэткой богов и тигра обязательно проводится обряд, чтобы боги защитили людей от «Дяди».
Нападения тигров на людей по всему миру – данность. Говорят, за 100 лет жертвами тигров стало около 150 тысяч человек. Широко известен «Чампаватский людоед» — тигрица, убившая по официальным данным 436 человек. До сих пор помнят о тигре, вламывающегося ночью сквозь плетеные стены прямо в хижины, и убившего за 8 лет 126 человек. Вообще-то, человек является легкой добычей для больного или ослабленного тигра. Людоедами тигры становятся из-за неспособности полноценно охотиться из-за полученных травм: например, при охоте на дикобраза – после чего в теле тигра остаются обломанные иглы длиной до 25 сантиметров и толщиной с карандаш. Известен случай, когда из тела тигра извлекли около 50 таких игл.
Причиной большого появления тигров-людоедов в конце 19-го — начале 20-го веков явился, как ни парадоксально, сам человек. Тогда среди англичан Британской Индии появилась мода на спортивную охоту на хищных зверей. Очень часто тигров или леопардов только ранили, и они уходили от преследования. Но полученные раны уже не позволяли им охотиться так, как раньше. И тогда жертвами становились люди. А в лесах недалеко от человеческих жилищ появлялись людоеды, наводящие на окрестности ужас и сея панику среди местного населения.
В 20-ом веке уменьшению популяции тигров способствовала мода на «целебные» свойства препаратов с использованием частей тела тигра. Эта мода вызвала всплеск браконьерской охоты на бенгальских тигров и, как следствие, резкое сокращение их численности. И если в 1989 году общая численность бенгальских тигров в Индии составляла 4 334 особи, то в 2017 год их количество сократилось до 1 500. В индийском Сундербане на сегодняшний день их только 105. А по всему миру менее 2 500. Популяция тигров в мире идет на убыль: в год тигрица может принести потомство 1-2 раза, при этом в помете будет 2-4 малыша. Из которых, в лучшем случае, выживет половина.
Браконьеры активно занимаются уничтожением бенгальских тигров еще и потому, что в Тибете существует постоянный спрос на тигровые шкуры, которые являются традиционным праздничным нарядом на свадьбу и другие торжества. Так на черном рынке шкура бенгальского тигра стоит порядка 45 000 рупий, хвост – 9 200, кости – 30 000 за килограмм, зубы – 5 600 за пару, нос – 700… Истребление бенгальских тигров поставлено на поток, хотя местные говорят, что в настоящее время охотников на тигров заметно убавилось.
Потому тигры стараются держаться в густой тени мангров и глуши своих излюбленных проток. И за последний год тигров в этих краях видели только пять раз.
Нападения же в наше время в большинстве своем вызваны скорее провокацией самих людей, знающих и понимающих, на чью территорию они вторгаются. Конечно, все это не от хорошей жизни. Тигр, как любой зверь, покой которого нарушают — всегда постарается уйти. В противном случае он отчаянно нападет. Я видел хронику, где загнанного и прячущегося на рисовом поле тигра преследовали люди, сидящие верхом на слонах. И в какое-то мгновение обложенный со всех сторон тигр внезапно выпрыгнул из зелени рисового поля, в мгновение ока взлетел на высоту слона и напал на сидящих на слоне людей! Заметьте, напал на людей! Тигр четко понимал от кого исходит угроза. Результатом этого отчаянного действия со стороны тигра стало три откушенных пальца у сидящего впереди человека и прорыв тигра за пределы блокирующего его кольца преследователей. «Он» ушел.
Жизнь здесь балансирует на незримой границе между людьми и зверями, нарушить которую можно в любой момент. А ценой этого будет просто чья-то жизнь.
Считается, что человек как наиболее разумное существо является венцом эволюции и в настоящее время не имеет конкурентов в борьбе за выживание. Потому что он Всесилен. Технический прогресс дал человеку эту силу. И ни одно животное не в состоянии противостоять человеку. Человек – самое опасное существо на планете Земля. Потому что он вооружен: он может убивать тигров, ставя на них капканы, и после расстреливать на безопасном расстоянии, не опасаясь 10-ти сантиметровых зубов; человек может безбоязненно устраивать сафари и убивать львов, не выходя при этом из автомобиля; может держать на цепи в клетке медведя и тыкать в него сквозь решетку палкой, демонстрируя свою «удаль»; может давить собак и издеваться над кошками… Такая вот «сила». Только почему-то не хочется называть такого «человеком». Может лучше «Он» или «Дядя»? Но это надо еще заслужить. А если один на один? — с голыми руками? Проигрыш явный, зато честный. Но такого уже не будет. И потому популяция бенгальских тигров относится к неуклонно-исчезающей. А тигры тем временем уходят все дальше вглубь мангровых лесов, чтобы не встречаться с человеком. И шансов увидеть их становится все меньше и меньше.
Но не думайте, его там нет – на самом деле он здесь, и «Он» внимательно следит за вами.
Национальный парк Сундербан, Вест Бенгалия, Индия 2017г.
Сергей Каргин
Фото в Инстаграме — instagram.com/amazing_lifesto…