Когда наши "закрыватели" едут на мелкие острова Карибского моря,то даже не подозревают, что они иногда путешествуют по бывшим владениям госпитальеров. Вы не ослышались — Рыцари ордена иоаннитов владели островами в Карибском море.
Вот их официальный список:
Сен-Кристоф (ныне в составе государства Сент-Китс и Невис) — 1651—1665
Сен-Мартен (северная часть, ныне заморское сообщество Франции) — 1651—1665
Сен-Бартелеми (ныне заморское сообщество Франции) — 1651—1665
Сен-Круа (ныне в составе Американских Виргинских островов) — 1660—1665
В материале Застывшая в камне двухсотлетняя история ордена госпитальеров я рассказывал, что у госпитальеров были владения в Европе. Жившие в этих владениях дворяне были одновременно слугой двух господ — ордена иоаннитов и местного короля или иного владетеля земель, если для них не хватало королей.
В XVII веке и даже позже для колонизации новых территорий европейские государства использовали частные колониальные кампании под эгидой государства. В 1626 году Ришелье создал Compagnie de Saint-Christophe, кампанию для колонизации острова Сен-Кристоф и прилагающих к нему. В 1635 году она была преобразована в Компанию Американских островов (Compagnie де Îles де l'Amérique), возглавил её Пьер Белен д'Эснамбук (Pierre Belain d'Esnambuc (1585 -1637). В 1935 году Сен-Кристоф стал первым приобретением Американской кампании. В 1637 году д'Эснамбук умирает и на его место кардинал Ришелье присылает Филиппа Лонвилье де Пуанси (Phillippe de Longvilliers de Poincy (1584–1660).
15 февраля 1638 года был де Пуанси был назначен королем Людовиком XIII губернатором Сент-Кристофера и, кроме того, генерал-лейтенантом Французских Антильских островов. В феврале 1639 года новый губернатор прибывает на место. В какой-то момент его деятельность перестаёт удовлетворять короля и на его место в феврале 1645 года присылается Ноэль Сегун де Фойси Патрокл (Noël Seguin de Thoisy Patrocle (?- 1671 ). Но де Пуанси отказывается покидать пост губернатора и в результате де Фойси был арестован и отправлен обратно во Францию в 1647 году.В 1648 году среди прочих приобретений Компания Американских острововя приобрела Сен-Мартен и Сен-Бартелеми. Не забыл де Пуанси и себя родимого, приобретя остров Санта-Крус (Сен-Круа). Долго ситуация с неповиновением продолжаться не могла и тут де Пуанси вспомнил, что он не только подданный Франции, но еще шевалье ордена Святого Иоанна Иерусалимского, командор Дуазмон.Он предлагает Мальтийскому ордену купить у у французской Компании Американских островов (Compagnie des Îles de l’Amérique) острова на Карибах. Великий магистр госпитальеров в 1636-1657 годах Жан де Ласкарис-Кастеллар (Juan de Lascaris-Castellar, 1560—1657)
выделил для покупки 120 000 ливров. Американская кампания приказала долго жить, а де Пуанси в 1651 году стал уже мальтийским губернатором островов Сен-Кристоф, Сен-Мартен (северная часть), Сен-Бартелеми и Сен-Круа. Хотели рыцари купить еще Гваделупу с Мартиникой, но что-то не сложилось.Орден попытался его заменить в том же 1652 году на Шарля Жака Юо де Монманьи (Charles Jacques Huault de Montmagny, 1583 -1657),
но попытка успехом не увенчалась. Де Пуанси вгрызся во власть всеми зубами. Де Монманьи, не желая себе участи де Фойси, поселяется в деревне на острове и ждёт смерти узурпатора. Не дождался, де Пуанси пережил его на 3 года.После смерти бессменного губернатора преемником стал его сын Роберт де Лонгвилль де Пуанси (Robert de Longvilliers de Poincy). В 1665 году новый Великий Магистр с 1663 по 1680 год Никола Котоне (Nicolas Cotoner, 1608-1680)
продал острова за 500 000 ливров Французской Вест-Индской компании (Compagnie française des Indes occidentales), созданной в 1664 году.Так госпитальеры избавились от карибских колоний, даже при этом заработав. В начале XIX века фрацузский кардинал и член Мальтийского ордена Жан-де-Дье-Раймон де Буажелен де Кюсе (Jean-de-Dieu-Raymond de Boisgelin de Cucé, 1732-1804) подсчитал, что каждая из плантаций на проданных островах приносила новым владельцам доход, равный затратам Мальты на всю покупку в 1651 году. Но обратно острова не воротишь.
Интересно, что бы случилось, если бы орден владел островами до того момента, когда российский император Павел Первый стал Великим Магистром Мальтийского Ордена. Смогла бы российская дипломатия присоединить эти острова к России или всё бы получилось также как и с Мальтой Не стали Россией. Часть 11. Мальта ?