Пару слов о Юрино и о том, почему его непременно нужно посетить
Итак, мы в Марий Эл. Думаю, что не сильно ошибусь, если предположу, что многие люди при упоминании об этой республике ассоциативно подумают, что это где-то ну очень далеко.
Ан нет, например, от Нижнего Новгорода (уж его-то знают все) до границы с Марий Эл всего каких-то 240 километров. И даже не до границы, а предметно до села Юрино. Почему именно до него? А потому, что Юрино и есть искомая точка Х, ради которой эти самые 240 километров и стоит проделать. Говорят, что первые упоминания о нём датируются чуть ли не 13 веком. Как оно там выглядело "во времена царя Гороха" доподлинно уже никому не известно, но настоящим селом стало сильно позже, в веке восемнадцатом, а к 30-м годам двадцатого столетия даже получило статус "городского типа". Ну вот если что только типа, потому как ныне Юрино внешне даже как-то и на райцентр не слишком тянет. Нравятся мне эти "сердечные" проявления любви к месту своего обитания, всегда снимаю на память — ничего поделать с собой не могу:) Живут тут немногим более трёх тысяч человек и занимаются преимущественно лесозаготовкой и деревообработкой. Оно и понятно — село это затерялось в живописных лесах между Волгой и Ветлугой. Кстати, в акватории Чебоксарского водохранилища, которое, возможно, и поглотило бы всё село, как поглотило некогда радовавшие глаз местных крестьян заливные луга с ароматными травами и цветами, да защитные дамбы исправно делают своё дело. Чудные виды, не так ли? В целом, Юрино — весьма симпатичное место, по-деревенски тихое и аккуратное. При этом местами явственно заметны признаки запустения, хотя некоторые строения в "историческом центре" здесь дивно хороши! И вот в этой "перламутровой раковине" из полуразвалившихся и вполне пристойных построек ошеломляющей жемчужиной обнаруживается Шереметевский замок! Вот ради него то всё и затевалось.Но ещё немного о Юрино. Практически все путешествующие сюда рекомендуют пройтись по центральной исторической улице. И я нахожу этот совет весьма полезным — есть здесь своё очарование. Особенно понравится тут любителям архитектуры, атмосферных прогулок и просто мечтателям. По случаю выходного дня, несмотря на послеобеденное время, магазинчики были тотально закрыты. В гармонии окружающего пространства не обошлось без диссонанса. Такая ... выразительная реклама. Подобных зданий вам встретится не одно. Думается, что некогда это была купеческая лавка. Под вторым жилым располагается первый торговый этаж с характерными окнами и дверью, приспособленными под движение товаров. Не пройти и мимо деревянных домов, которые сами по себе, быть может, и не слишком примечательны, если бы не резные украшения, придающие им поистине уникальные черты. Юрино встретило нас опрятными улицами и крепенькими аккуратными домами. Однако, расписываясь в любви к руинизированности во всех её проявлениях (ну нахожу я в этом некоторую щемящую прелесть в известной степени), далее показываю картины, что называется, на любителя. Безусловно, они тоже являются штрихами сегодняшней жизни села, но ни в коем случае не целостным её портретом. А вот и то, что бросилось в глаза сразу и что я называю раздольем для человека с воображением — покинутый дом, по всей видимости много чего переживший и познавший. Вот такие здания мне действительно от души жаль. Практически ставшие свалкой и приютом для маргиналов всех мастей и возрастов, они не теряют остатков былого лоска и некоторой даже степенности и достоинства — как старуха аристократка, вынужденная в силу обстоятельств доживать свой век в нищете, не утрачивает манер и осанки... А загляните в зияющие прорехи окон! Вот такое оно неожиданное, это далёкое Юрино.Некоторые организационные моменты, иными словами — туристические полезности
Шереметевский замок в настоящее время ежегодно посещает порядка 20 000 туристов. Для объекта такого уровня, согласитесь, это не так уж и много. Часть замка передана под гостиницу. В неё заглянуть не довелось, но исходя из аналогичного заграничного опыта можно предположить, что при должной организации это весьма интересно — пожить в настоящем замке с историей. Бонусом в данном случае идут чистый воздух, близость реки, прекрасный парк для прогулок.
А ещё и возможность посетить ночную экскурсию по замку, в рамках которой посетители передвигаются, освещая себе путь свечами. Включаем воображение, учитывая тот факт, что помещения замка ещё не все отреставрированы! Возможно, что столь необъёмный туристический поток обусловлен положением замка и особенностями организации транспорта. Последняя для меня так и осталась не до конца понятной. Ближайшими городами к Юрино являются Нижний Новгород, Чебоксары и Йошкар-Ола. Вроде бы по каким-то из этих направлений ходят некие "маршрутки". В навигацию добраться можно и по воде. Скорее всего это осуществимо только в рамках туристических теплоходных круизов. Резюмируя, делаю вывод, что самым удобным способом, как ни крути, будетТуристический план, он же — перечень достопримечательностей
В общем, список юриновских достопримечательностей не велик. Помимо замка и условного исторического центра, здесь находится Михайло-Архангельская церковь, которую нередко за красоту величают храмовой жемчужиной Поволжья. Как бы там ни было, но храм и правда производит впечатление.
Церковь находится буквально в двух шагах от замка. Построили её во второй половине 19 века, собирая средства на возведение буквально всем миром. Немалую сумму вложили и Шереметевы. Вообще, у меня создалось полное впечатление, что расцвет Юрино и пришёлся на время управления усадьбой Шереметевыми. Что до, что после как-то, конечно, дела шли, но именно что как-то... Собственно и необходимость строительства нового храма была обусловлена неспособностью вместить всех верующих старым деревянным, который после сгорел и не был восстановлен. Церковь строилась не по типовому проекту, а внутренним убранством занимались искусные нижегородские и владимирские мастера. Подле новой церкви существовал погост, а также был организован фамильный склеп Шереметевых. После революции храм был разорён, на первом его этаже организовали кинотеатр,а на втором — сельский клуб. И только в 1989 году церковь вернули верующим и начали реставрационные работы. Один из элементов украшения храма. Дабы список достопримечательностей не выглядел столь коротким, я бы дополнила его кое-чем. Например, скульптурой Ленина, что расположена в сквере у церкви. Сам памятник типовой, но на контрасте восприятия может быть интересен. С другой стороны от храма имеется мемориальная стена, установленная в память о юринцах-героях ВОВ. В преддверии Дня Победы там шла репетиция торжеств. Ну и завершим перечень Волгой. Искренне считаю, что некрасивых волжских пейзажей не существует, разве что разные они на протяжении, но тем и интересны.Превратности дворцовой судьбы
Ну вот, наконец, мы и добрались до главной достопримечательности этих мест — Шереметевского замка. Не кривя душой, скажу, что впечатление он производит колоссальное!
И даже не верится, что ты находишься в глухих приволжских лесах, а не где-нибудь в предместье Санкт-Петербурга. Возможно, ощущение такое возникает ещё и от того, что близлежащие города всё больше классически купеческие, с соответствующими застройкой, стилем и атмосферой. Ну нет в них того имперского лоска, что присущ северной столице. Справедливости ради надо сказать,что Шереметевсий замок — это всё-таки дворцово-парковый комплекс, функционально являющийся усадебным жилым домом. Ну а что ж, как говорится, при наличии средств красиво жить не запретишь. Кроме главного дома — дворца, сохранились ещё и служебные корпуса, а также часть стены. Сохранны также и пейзажный и регулярный парки. Ходить-гулять и осматривать там можно свободно. А вот внутрь дворца разрешается попасть исключительно с экскурсией. Но оно того стоит! Архитектурно дворец представляет собой смешение стилей — здесь и неоготика, и барокко, а также восточный и древнерусский стили. Всё это объясняется тем, что над его созданием трудилось несколько архитекторов и в разное время. Дом строился аж несколькими поколениями Шереметевых. Биографии и жизненные перипетии владельцев, которые безусловно сказались и на судьбе усадьбы, подробно описаны в разных источниках. Их при желании легко найти и прочитать, поэтому я здесь переписывать это не буду. Расскажу по ходу повествования то, что запомнилось более всего. Хочется сказать, что началось всё с Василия Сергеевича Шереметева — представителя нетитулованной ветви известной фамилии. В общем-то, так оно по сути и есть, однако до него поместье кому только не принадлежало. А изначально было подарено Петром I адмиралу Ф.А. Головину, который в бытность свою здешним хозяином привёз самый настоящий якорь, изготовленный на Петровском заводе в Олонецкой губернии (ныне Петрозаводск, Карелия). На якоре имеется соответствующее клеймо. И ныне он — один из значимых экспонатов усадьбы. Кстати, на этом же заводе был изготовлен и чугунный колесопровод — первая железная дорога России. Но это, что называется, к слову. Что-то там у всех хозяев не срасталось, и усадьба переходила из рук в руки пока не оказалась в собственности у Василия Сергеевича. Тот к этому времени отошёл от государевой службы, слыл одним из богатейших помещиков Нижегородской губернии (а Юрино в ту пору входило в её состав), имел крепостных без малого 5000 душ. И очень ему приглянулось это удалённое от цивилизации село — вокруг реки да непроходимые леса — то есть, реши крестьянин податься в бега, а некуда. Хозяином Шереметев был крепким и старшего сына к тому же приучил. Сергею Васильевичу и перешло имение. И всё шло у него совсем недурственно, только вот характеру он был человеком сложного и с крестьянами обращался весьма жёстко по всем параметрам. Не вдаваясь в детали, скажу, что кончилось всё плачевно и при этом неординарно. Его отстранили от управления имением, по сути лишив и прав на него. Усадьба была передана во владение племяннику Василию Петровичу Шереметеву, который волею судеб по материнской линии приходился ещё и племянником Николаю Мартынову. Последний известен тем, что нанёс смертельное ранение М.Ю.Лермонтову во время дуэли. Вот как всё сплелось... Но, впрочем, это тоже к слову. При Шереметевых поместье развивалось и процветало. Были возможности и желание — отстраивался главный дом — дворец. Экскурсия в него начинается с посещения подвала, который представляет собой систему помещений для хранения. Притом конструкция предусматривает в том числе и решения, облегчающие труд работников при транспортировке того, что закладывалось на хранение. Это и желоба для спуска овощей и, к примеру, размер и уклон ступеней на лестнице, по которой спускали на телегах бочки с вином. Кстати, вино изготавливали в Юрино. И из винограда, который выращивали сами. Рассказывают, что вино получалось весьма достойное. И к революции в хранилищах скопилась приличная по объёму и качеству коллекция вин, которую новой властью было постановлено уничтожить. Что и привели в исполнение просто вылив содержимое бутылок. Буквально за день до нашего посещения коллектив музея принял решение возобновить коллекцию винного погреба, а вдохновителями этой идеи стали гости, подарившие бутылку красного крымского вина. Так что, глядишь и соберётся новая коллекция по принципу "с миру по нитке":) На лестнице можно увидеть оригинальную кованую дверцу, закрывавшую вход в одно из подвальных помещений. Сегодня в отреставрированных кладовых представлена минимальная экспозиция, но находиться там всё равно интересно — как подумаешь, что над тобой такая махина...А всё надёжно держится. В 80-х годах в замке снимали фильм. Сценарием предусмотрены были сцены в воде, для чего с помощью пожарных машин подвалы беспощадно затопили. Итоги, как говорят в таких случаях, предсказуемы, увы. Ну а мы возвращаемся во дворец. Осмотр начинается с оранжереи — зимнего сада, которая устроена вокруг широкой каменной лестницы. Это же и центральный вход. Тут на полу гостя встречает приветственная надпись на латыни. Надо сказать, что приём "увековечивания" памятных надписей в интерьере использован архитекторами не раз. Наверху, к примеру, записали дату основания дворца на греческой кириллице, где буквы соответствуют цифрам. Пространство оранжереи очень светлое и увенчано куполообразным стеклянным потолком. Понятно, что растениям тут благодать. Вообще с растениями у Шереметевых было полное взаимопонимание. В Юрино выращивали не только упомянутый выше виноград и полагающийся для этих широт набор овощей и фруктов, но и персики. И даже ананасы! И не в качестве единичной пробной диковинки, а в объёмах, вполне позволяющих подавать экзоты к столу более-менее регулярно. Я не удержалась и заглянула в старинное окно: ожидаемо виднелась Волга.Наше внимание обратили также и на старинное зеркало. Оно действительно оригинальное, но не помутневшее от времени. Нам предложили в него заглянуть для эксперимента. Отражение прилагаю, но смотреться в него не стала — есть поверье, что в старые чужие зеркала без лишней надобности заглядывать не стоит. Суеверие, конечно, но поди знай как оно на самом деле. И вот нас ведут по комнатам дворца, которых тут насчитывается около сотни. Конечно, мы увидели их не все, а только те, что безопасны для посещения — во дворце и сейчас ведутся восстановительные работы. Считаю огромным плюсом, что в экскурсионный маршрут тут включены не только обновлённые помещения, но и находящиеся в процессе реставрации, а также ещё только к ней запланированные. Это безусловно добавляет атмосферности происходящему, усиливает чувство сопричастности истории дворца. Ну а для любителей "графских развалин" — отдельное удовольствие! Шереметевых можно назвать довольно крупными коллекционерами. В частности, у них были обширные коллекции оружия, предметов быта и картин. Вот как раз в Картинную галерею вы и попадаете в первую очередь. Вот как она выглядела при хозяевах (фото тех лет расположены при входе в каждое помещение специально для сравнения). Помещение полностью отреставрировано. Изначально оно спроектировано специально для размещения полотен. Световые окна тут сделаны так, что исключается любое бликование. Сегодня здесь можно видеть копии картин, находившихся в коллекции ранее. Из галереи есть выход на парадный балкон, обращённый в сторону сада. Летом он украшался растениями и использовался для прогулок. Признаюсь, что при первом взгляде на картинную галерею я решила, что именно в этом зале устраивали танцы. Но нет, владельцы вполне могли себе позволить иметь отдельное помещение для этих целей. И вот она — Большая гостиная с панорамным окном и специальным балкончиком, куда можно было выйти отдышаться. Комнату мы застаём в разгаре реставрационных работ. Потолок поддерживают цельные брёвна, хотя и сами балки достаточно надёжны. Обратите внимание на рисунок пола — он как бы расчерчен на квадраты. Это по сути специальная "разметка" для фигур танца, рассчитанная на два танцевальных шага и позволяющая не сбиваться и не нарушать рядов. А в "кружках" следовало обмениваться партнёрами, делать развороты и т.п. Следует задержаться на секунду ещё и у камина в этой комнате (крупнее он показан на фото выше в разделе о туристических полезностях). Красивые облицовочные панели с римскими мотивами — не стилизация, а самые настоящие исторические плитки, найденные при раскопках Помпеи и приобретённые Шереметевыми! А вот и сохранившиеся фрагменты оригинального портала из липового дерева, обрамлявшего вход в гостиную — весьма искусная работа резчика. И к слову о каминах. Их можно обнаружить во многих комнатах дома, но все они были хоть и совершенно рабочими, но носили исключительно декоративный характер. Огонь в них разжигали для удовольствия, для уюта. Сам же дом обогревался огромной печью, располагавшейся в подвале, от которой отходили тепловоды, спрятанные в толстых стенах дворца. Рассказывают, что истопив два воза дров, можно было забыть о холоде аж на две недели — так хорошо здание удерживало тепло. А вот в камине в Русской комнате (Белом зале) даже сохранили кирпичи с клеймом мастера. Неподалёку от Русской находится Китайская комната. Она также отреставрирована и именно здесь демонстрируется единственный полностью сохранившийся деревянный портал. А ещё тут дивной красоты потолок! Вообще, к оформлению деталей интерьера дома подошли крайне внимательно. Дворец в этом отношении полон сюрпризов и на протяжении всей экскурсии снова и снова удивляет. Чего стоит только одна дубовая винтовая лестница! Мало что резная вся, так и ещё конструкционно оригинальная. Здесь нет осевого столба, а роль его исполняют специальным образом сложенные элементы ступеней. И ведь сколько лет стоит намертво! А вот оригинальная напольная мозаика из гранитной крошки, которую пытаются сохранить. Хотя, на мой взгляд, попытки эти весьма условны — фрагмент располагается прямо на "туристической тропе" и никак не обозначен. Немудрено, что люди спотыкаясь, продолжают процесс деструкции. А споткнуться тут легко — есть на что поглазеть по сторонам. Меня, увы, постигла та же участь:) Вот ещё примечательное напольное покрытие и тоже сохранившееся со времён постройки дома. Это паркет в личной спальне хозяина замка. Видите светлую полоску посередине? Это отпечаток опоры кровати. А вот ещё одно конструктивно необычное помещение. Оно предполагалось под размещение придомовой церкви, но рядом возвели Михайло-Архангельский храм и в доме решили второй не делать. Тем не менее, на снимке вы видите вход в предполагаемую алтарную часть,а арочное окно в верхней части стены запланировано специально, чтобы в помещении были слышны слова молитв, читаемых священником в алтаре. Интересна и комната с красными стенами. Нет, Шереметевы не красили их в красный и даже не планировали этого делать. Тут находился Дубовый кабинет (где всё было выполнено из дуба), здесь останавливался родной брат хозяйки замка Ольги Дмитриевны Шереметевой — знаменитый полководец, герой русско-турецкой войны генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (в честь него названы улица и станция метро в Москве, кстати) и тут же содержалась внушительная коллекция оружия, некоторые предметы которой принадлежали лично генералу. Но в 1983 году в замке проходили съёмки фильма на революционную тематику "Кто сильнее его" (для него и подвалы затопили), в рамках которых ряд сцен должны были происходить в комнате с красными стенами. Выбрали Дубовый кабинет и, недолго думая, окрасили. Как вы думаете, что было в этом помещении с рядом нарядных окон и сводчатым потолком? А это ванная комната! Просторное помещение было изящно оформлено. Были здесь и шкафы с полотенцами и принадлежностями и прочие необходимые туалетные штучки, а посреди стояла сама ванна. На снимке ниже справа, кстати, вы можете видеть ручку сохранившегося с тех лет оконного механизма. А слева — ещё один вариант исполнения окна. Окна в замке, можно сказать, выдающиеся! В одной из галерей не ограничились только формой, а ещё и поэкспериментировали с цветом. Прекрасная идея и запоминающийся эффект от её воплощения! А вот вид на них снаружи с открытого перехода уровнем выше. Ещё одна иллюстрация внутреннего двора замка с этой же позиции. С этого перехода попадаем в помещение, ведущее к балкону, обращённому в сторону Волги. Во времена Шереметевых река располагалась значительно дальше от дворца (строительство водохранилища свою лепту внесло), а до берега простирались цветущие луга. Рассказывают, что хозяин любил выходить на этот балкон и любоваться полевыми цветами и волжскими берегами. Насколько просторным был вид поможет сориентироваться церковь, что находится за Волгой. На её строительство средства выделил также Шереметев — очень ему хотелось видеть храм в любимом пейзаже. Балкон этот, кстати, что веранда, хоть и высоко расположен — вместил практически всю нашу немаленькую группу. Правда, кое-кто засомневался в его надёжности и рассматривал окрестности из проёма. Я была не из их числа. Правда, глянув на балкон после снизу, признаюсь, мысль промелькнула...:) Зато оттуда вблизи можно рассмотреть архитектурные изыски замка. К вопросу об изысках. Тут как раз и рассказывают что-то вроде легенды о трёх поющих королях, запечатлённых в оформлении фасада дворца. Ну а что, каждый уважающий себя старый замок должен иметь какую-никакую легенду. Нашему герою ещё и 200 лет нет, так что леденящими кровь историями он не успел обзавестись:) Хотя, сама история его упадка уже удручает... Ну так вот, если смотреть прямо на среднюю секцию, то между круглыми башенками можно разглядеть трёх коронованных особ, распевающих арии. Круглые окна — поющие рты, треугольный орнамент — глаза, а белые зубцы — короны. Ну а мне лично, пожалуй, больше всего приглянулась комната в арабском стиле. Может, чем-то напомнила детские сказки. Вот какой она была. А вот какой стала. И здесь помимо окон имеет смысл обратить внимание на потолок и пол. Орнамент в каждом квадрате потолка индивидуален и не повторяется более ни разу. А вот на полу очередная каменная надпись — арабским письмом выполнен девиз семьи Шереметевых. Вот таким предстал перед нами запрятанный в глухих лесах некогда Нижегородской губернии Шереметевский замок. Конечно, перед поездкой сюда я готовилась и просмотрела ряд современных фотографий. Но действительность превзошла ожидания в самом лучшем смысле этого слова. Полагаю, за кадром осталось ещё много интересного. Будет очень интересно вернуться сюда и увидеть как дворец постепенно возрождается. А его восстановление идёт. Процесс этот долгий и дорогостоящий, но он движется. Один из моих друзей, чьи родственники живут в этих местах, рассказывал, что ещё не так давно замок представлял собой плачевной зрелище, так как был практически разорён и служил пристанищем игр любопытных мальчишек, да приютом поселковых вечерних компаний, которые наведению порядка никак не способствовали. Да и с момента оставления семейного очага Шереметевыми с учётом последующих событий в стране судьба замка складывалась сложно. Был он и санаторием и домом отдыха, сюда в войну эвакуировали семьи московских руководителей, в общем, много чего он видел и вынес. Но, судя по всему, у нас есть ещё надежда увидеть его былое великолепие. Ну а мне остаётся теперь уже заочно ещё раз поблагодарить экскурсовода нашей группы Веру за интересный рассказ и любовь к этому месту, частичку которой она передала и нам. Шереметевский замок — историко-архитектурный памятник, у него есть официальный сайт, группы в соцсетях. Здесь проводят культурные мероприятия и праздники. Так что, всё возможно.