Наконец-то стаял последний снег. В парке расцвели первые подснежники, Зажелтели маленькие солнышки мать-и-мачехи. Земля под ногами шевелилась — это окрестные лягушки исполняли свой брачный танец. Они прыгали повсюду не замечая ничего вокруг.Если на самку приходилось два и более самца, то последние устраивали драку, лупя друг друга задними лапами и истошно вопя. Я взял маленький прутик и попробовал разнять дерущихся. За что был тут же включен особями мужского пола в круг претендентов на благосклонность прекрасной дамы; обквакан и обруган.
Три дня и три ночи искал я дорогу до Щёлоковского хутора. Каждый встречный клялся и божился, что вот он — за следующим холмом. Но миновал этот холм и очередной прохожий так же клялся и божился, что хутор обретается всего в полутора верстах "вон за тем лясочком"
В кроне большой липы надо мной смеялся удод. Поет он почти, как кукушка,- только пение его слитно "ку-ку-ку...Ку-ку-ку" У этих птичек тоже начались брачные игры. И у голубей, и у ворон. Только мне вот никак не весело — никак не могу найти дорогу до хутора!
Прилег я в тенечке, умаявшись. И приснилась мне моя старуха, что жила у самого синего моря и тянула свои маленькие ручки к моему тощему карману. От ужаса я и проснулся, да очутился в том самом хуторе, который так долго искал. Никак леший на меня морок насылал, а теперь сжалилси.
Рядом церква стояла — да такая деревянная и сказочная, что у меня дух захватило, да так до вечера и не отпускало.
Покровская церковь перевезена в музей из села Старые Ключищи Кстовского района Нижегородской области в середине 80-х годов прошлого века. До 2002 года к обозрению посетителей внутри церкви был представлен иконостас привезенный из другой церкви. Благо он подошел по габаритам. Однако, в упомянутом году произошел пожар, и огнем была повреждена почти вся алтарная часть, вместе с этим был утрачен и иконостас.
Являясь памятником федерального значения, после сего казуса церковь получила средства на восстановление и была реставрирована со значительными недоделками. Так и осталась она стоять на холме: закрытая и пустая.
Понесли меня ноги с пригорка вниз, а там виды еще краше. И нету никого. Только вдали раздается топор дровосека. Поглядел я по сторонам,в поисках второго некрасовского персонажа, да тот, видимо, в шинок бухать и пошел и мне на глаза не явился.
А вот он — Овин яменного типа конца XIX века из деревни Михайлово Уренского района
Красоты он неописуемой, но лучше к нему не подходить — рухнуть может от избытку чувств.
Овин — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник. Овины строились в районах с недостаточным числом солнечных дней, например, в центральной и северной России, Белоруссии.
Овины бывали рублёные, плетневые (мазаные, ухиченые), битые (глиняные), редко каменные.
Главные части овина:
яма или ямник, где разводится огонь, обычно прямо, весьма редко в курной печи;
над ямой сушило, садило, насад или колосник, где, на решетинах, насаживаются снопы, либо в однорядку, огузками на колосники, или всутычь, в разноряд, комлями вверх и вниз, попеременно;
в сушило входят через сенцы, передовинье, которое в риге бывает обширнее, и в нём тогда идет молотьба и вейка;
самый овин или колосник покрыт накатом, заваленным землёй, а всё вместе крыто соломой;
в ямник входят снаружи, через подлаз, подныр, иногда также крытый или ухиченный.
Внутри ямного овина все провалилось в яму — во, как круто!
Конец XIX века,
д. Яндовы Семеновского района.
Перевезена в музей в 1992 году. Баня состоит из двух частей: из бани и предбанника. Баня топилась по-черному, имела печь-каменку. Перед входом в баню лежал огромный камень. Каменка сохранилась, в нее был вмонтирован железный котел, в котором нагревалась вода.
Ныне попариться в данной баньке весьма проблематично — не каждая ведьма на это отважится. Ведь полы давно прогнили, потолок обрушился, а в стенах такие щели, что собака пролезает. А раньше все выглядело так
До сих пор помню, как созерцал живьем картину Герасимова, да так заколдобился, что до сих пор жажду наведаться в славный град Козлов.
Вот это — Мельница-толчея из деревни Петухово Городецкого района
Перевезена в музей в 1970 году. Такой тип мельниц встречался нечасто. Их характерной особенностью является наличие центрального неподвижного столба, вкопанного в землю, вокруг которого на четырехугольной опоре вращается весь сруб мельницы с оборудованием. В отличие от шатровых мельниц, к ветру поворачивается все сооружение. К сожалению, мельничные крылья отвалились более 15 лет назад, да так и не отросли заново — вот чудеса!
А вот сарай иного вида — Амбар. Конец XIX в., из с. Пятницкое, Семеновский район
Амбар имеет предмостье перед входом, над которым нависает массивный рундук. Вход в амбар расположен с торцовой стороны.
Поглядел я на сие диво, да решил, что не вернусь больше к своей старухе — лучше в этом амбаре жить буду, да песенки петь. А белочки, да ежики меня орешками кормить будут, да грибочками — правда здорово!
Муниципальное автономное учреждение культуры «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щёлоковский хутор» включает памятники деревянного зодчества — уникальные образцы русской архитектурно-строительной культуры конца XVII — начала ХХ вв. Территория музея составляет 35,9 га и представляет собой участок леса 1 категории (памятник природы регионального значения), разделенный двумя глубокими оврагами на три неравных части.
Музей был создан на основе Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, открытого 3 июня 1973 года.