Из всех видов искусств — эстрадное искусство самое эфемерное, сиюминутное. Сегодня ты на пике популярности, известен всем и каждому, а завтра... Ну а завтра твое имя никому ничего не скажет. Если сегодня провести опрос среди молодежи о том, кто такой Аркадий Райкин, подозреваю, что очень многие затруднятся ответить. Что уж говорить о, когда-то очень популярном, а ныне совсем забытом эстрадном дуэте Миронова-Менакер? И канули бы их имена в лету если бы не их сын — Андрей Миронов.
Мне сложно судить насколько талантлива была эта пара супругов-актеров. По одной единственной, виденной мной, записи их выступления делать выводы было бы неправильно. Но они смогли избежать забвения благодаря главному сотворенному ими чуду — их богом поцелованному сыну. Думаю, что не скоро сотрутся из нашей памяти созданные им неординарные образы.
И, надеюсь, здесь нет нужды напоминать о том, кто, собственно, такой Андрей Миронов:))
Все мы родом из детства. Наши корни — важный ключ к пониманию того — кто мы и что мы. И ключ к пониманию личности великого актера в его семье в том числе. А как можно познакомиться с этой семьей? Посетив их квартиру, превращенную стараниями Марии Владимировны Мироновой в музей. Где мы с вами сможем увидеть и почувствовать ту атмосферу, которая сформировала Андрея как личность и как актера.
Давайте мы пройдемся по комнатам этой квартиры в Малом Власьевском переулке, что в тихих арбатских двориках, куда супруги переехали в 1971 году. Обстановка в ней весьма неординарная. Она характеризует хозяев, подчеркивает их индивидуальность. Временами вызывает недоумение. Но одно очевидно — хозяева сильно любили и свое жилище, и каждую вещицу, наполняющую его.
Начнем с гостиной. Посередине стоит стол красного дерева Петровских времен, покрытый вышитой зеленой скатертью. Многих известных людей помнит он.
Старинный буфет примечателен тем, что держась за него училась ходить мама(!) Марии Владимировны, потом она сама, а вот маленький Андрюша учился ходить не вдоль буфета, а по нему — холодно было ребенку зимой 42-го по полу ходить.
Главным реквизитом на всех репетициях звёздной четы был кабинетный рояль «Мюльбах» производства 1910 г., подаренный И. Дунаевским.
Урашают комнату каминные часы XIX века
и остатки большой коллекции советского агитационного фарфора Ломоносовского завода
когда-то основная часть коллекции размещалась над этим диваном
но Мария Миронова передала ее в музей Декоративно-прикладного искусства, освободившееся место она заполнила коллекцией сырных досок.
Настоящая люстра из дворца венчает комнату.
Это, действительно, люстра из императорского дворца, купленная как-то Менакером по дешевке.
Прихожая вся была отдана книгам!
В советские времена книги — гордость и главное богатство любой приличной семьи. Вот эта шутливая табличка подчеркивает трепетное отношение к печатной продукции.
Конечно это шутка. Книги друзьям всегда давали почитать!
А мы проходим на кухню — лицо хозяйки. Мария Владимировна была очень хорошей хозяйкой! И готовила она изумительно. И вот ее кухня —
вся она выдержана в красных тонах! Красный холодильник Андрей привез матери из за границы. Вся остальная утварь холодильнику под стать.
Комментировать я не могу:) Лучше всего по этому поводу высказалась одна из любовей Андрея Миронова — Татьяна Егорова: "Ну и кучерявые же мозги у его мамочки"...
Сейчас мы переходим в кабинет Александра Менакера, превращенный Марией Мироновой в мемориал памяти ее сына.
Здесь старинная ширма, вся обклеенная фотографиями Андрея.
Его гримировальный столик, переданный матери театром Сатиры.
Некоторые памятные вещи с историей. Вот этот стакан — один из тех самых, послуживших поводом к чудовищной давке, устроенной на Ходынском поле в день коронации Николая II.
И фотографии, море фотографий. Так хотелось рассмотреть их все! Но увы, вечная нехватка времени...
Осталась спальня Марии Владимировны. Но там, по непонятным мне причинам, снимать не разрешают. А может и к лучшему:) увиденное заставляет шевелится волосы на голове от ужаса:)) Только представьте себе: стены, цвета запекшейся крови, плотно задернутые бордовые шторы, горящая лампадка, иконы во всю стену, фотографии, вперемешку со всякой всячиной, которой Миронова любила украшать все вокруг:)) Мне ее спальня напомнила комнату купца Рогозина из "Идиота" Достоевского:) Вот примерно так, как на этом фото, только здесь совсем не видно темнокрасного цвета:)
Экспонатов в музее много. Есть интересные сценические костюмы актерской семьи, в том числе костюм, в котором Андрей Миронов играл в своем последнем спектакле. Только по причине негодного освещения, фотографии не получились. Поэтому из прихожей у меня только вот эта симпатичная картина.
А еще фото наших экскурсантов!!
На этом прогулку по дому мы закончим и продолжим рассказ о наших героях уже ни на что не отвлекаясь!:)
Итак, семья сформировала Андрея Миронова как актера. Да, и как актера в том числе! Удивительно, но легкость, свойственная мироновской игре — результат серьезного кропотливого труда, вложенного Александром Менакером в своего сына. Мария Миронова говорила, что Менакер — главный режиссер ее жизни.
Но и не только ее. Все самые знаменитые, являющиеся визитной карточкой актера, монологи — результат его работы, его репетиций с отцом — Александром Менакером. Поэтому я начну свой рассказ с него.
Александр Семенович Менакер родился в 1913 году в семье питерского адвоката, а затем купца I гильдии. Начало, для последующих позднее смутных времен, не предвещало для семьи ничего хорошего, но ничего особо плохого с ними не случилось. Да, подселили в их 6-ти комнатную квартиру соседку-ткачиху, ну так это (по тем временам) совсем не трагедия. Соседка, кстати, забирала маленького Алика из школы. И детство, как и юность его особенно ничем омрачена не была. Ходил в школу, поступил на актёрское отделение 1-й художественной студии при Большом драматическом театре в Ленинграде, в 1930 году перешёл на режиссёрский факультет Института сценического искусства. С 1932 года работал в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка и в Ленгорэстраде, исполняя музыкальные пародии и фельетоны. Кстати, музыкальные фельетоны — та ниша, которую Менакер успешно занял на тогдашней эстраде и был очень популярен. Женился на балерине Ирине Ласкари, родил сына Кирилла. Комфортная, обеспеченная, устаканенная жизнь. Которая продолжалась бы, возможно, очень долго, если бы не судьбоносная встреча с ней! С Марьей!
Мария Владимировна Миронова родилась в Москве, в 1911 году в семье служащего и учительницы. Семья тоже не бедствовала. Окончила театральный техникум имени Луначарского в 1927 году. В период с 1927 по 1931 год — актриса Московского театра оперетты и МХАТ 2-го, затем Московского мюзик-холла, Центрального театра транспорта. С февраля 1928 года выступала на эстраде. В кино Мария Миронова дебютировала в 1938 году, в фильме Г. В. Александрова «Волга-Волга» (Зоя Ивановна, секретарь Бывалова).
Все вышеперечисленное — сухие факты, о которых нам повествует Википедия. За ними не виден характер. А ведь он был! Да еще какой! В 17 лет она дебютирует на сцене бывшего Дворянского Собрания (в колонном зале Дома Союзов) и буквально, своим выступлением, берет публику за горло:)) Нашла себя она в юмористических телефонных монологах.
Вся она, весь ее внешний облик говорит о решительности, воли и целеустремленности. Мне хочется сравнивать ее с известным книжным персонажем — Скарлетт О'Харой.
Ведь за всем кажущимся благополучием (а оно по тогдашним меркам имело место быть), эпоха та была тяжелой, на долю каждого выпали немалые испытания. И Марья пообещала себе вырваться из нужды, возвысится над прозой жизни, занять свою, особую нишу. И она всего достигла. Забегая вперед, приведу такой пример, вернее, ее слова, сказанные уже в 90-х годах прошлого века. "Метро? Да, я была в метро. Один раз. Когда ленточку на открытии станции разрезала!" Эта фраза о многом говорит, не так ли?
И вот, двое, мужчина и женщина, в одно и тоже время оказались в одной профессии. Да, в разных городах. Но ведь артисты постоянно гастролируют и не встретиться на сборных концертах они не могли! И они встретились. "Миронова", — небрежно бросила она, "Менакер", — в тон ей ответил он...
Итак, встреча состоялась! И Александр пропал:) Страдал! Ведь от писем ее веяло холодом. Пока однажды она не написала: "Держитесь. Счастье не за горами!" И он полетел! Полетел навстречу неизбежному. Навстречу одной нечеловечской силе в одну Марию Миронову. В костюме ее любимого бежевого цвета, с корзиной, полной вкусной снеди, он отправился в плавящийся на летнем солнце Ростов-на-Дону, где тогда гастролировала его любимая. Не спал ночь в поезде — боялся, что стащат корзину:) вышел на перрон, на котором его никто не встречал... Дальше была игра, вековечная игра зарождающихся чувств, тем не менее, хорошо характеризующая Миронову. И сыр такой она не ест, и вино не пьет, и в скафандр он облачился в эдакую-то жару... Игра! И сыр ест, и вино пьет, и костюм оценила:) а потом была ночь! Казалось бы, что в этом особенного? Обычная командировочная интрижка. Для артистов, наверное, обычное дело. Но проснулся Саша один, а разбудил его скрип пера — Миронова сидела за столом и что-то писала. "Маша, что ты там пишешь?", — спросил он ее. "Письмо пишу, мужу. Говорю, что мы разводимся. И ты садись и пиши такое же жене!"!!! Это без комментариев! Это характер! С тех пор они не расставались.
А в 1941, аккурат под международный женский день, в семье родился мальчик — Андрюшенька.
Дальше вы знаете. Родиться, а тем более родить, пред войной — испытание тяжелейшее. Но все когда-нибудь кончается. Кончилась и война. Началась обычная актерская жизнь. С гастролями, с нянькой для маленького Андрюши — хорошей деревенской женщиной, от которой ребенок быстро впитал правду жизни:) долго потом в семье смеялись над его "яишней" и прочими простонародными словечками.
Мать занимала в жизни Андрея центральные место.
В его чувствах к ней отражалась вся гамма человеческих отношений. Были и любовь, обожание, преклонение, восхищение. Но наблюдались и тяготение, раздражение, и даже, не побоюсь этого слова, ненависть и яростное желание вырваться из под материнской гиперопеки. Подозреваю, что сделать это ему не удалось до конца дней. Рано начав сниматься, зарабатывать приличные деньги, молодой человек переезжает от родителей в свою однокомнатную квартиру в Волковом переулке. Но у родителей он постоянный гость. Там, у них для него и разговоры, напутствия и конкретная помощь (репетиции) в профессии и регулярная промывка мозгов по части личной жизни (женщин). Оттуда, из отчего дома все его сложности во взаимоотношениях с противоположным полом. Тема эта интересная, но, во-первых, не нам о ней судить, во-вторых, многие действующие лица живы и мы не вправе причинять им боль своими досужими пересудами. Поэтому ее мы опустим. Про романы и браки Андрея Миронова не знает только ленивый. Его дело. В любом случае, и романы, и браки, и рождение детей — все это хорошо! Особенно по сравнению с тем, что плохо. А что плохо? Смерть! Плоха она для оставшихся в живых. Для них она невыносима. А мы плавно переходим к трагическим страницам жизни семьи.
Александр Менакер ушел из жизни накануне Дня Рождения горячо любимого им сына, 6 марта 1982 года, после двух перенесенных инфарктов.
Горько? Да! Тяжело? Да! Но это ничто по сравнению с ожидающим Марью горем. Горем, которое случится совсем скоро — 14 августа 1987 года. Тогда, 12 августа, во время спектакля на сцене Рижского театра, в голове артиста лопнул сосуд. И тогда время для Марьи остановилось.
Тут я хочу немного отвлечься от темы и порассуждать о странных совпадениях, сопровождающих нашу жизнь. Семья Мироновых очень любила Латвию. Регулярные гастроли в Риге и регулярный, из года в год повторяющийся отдых в юрмальском санатории Яункемери, расположенном в 500-х метрах от дома, где я сейчас пишу эти строки. Мария Владимировна и в том, трагическом августе находилась именно там (здесь). А умер Миронов в день, когда мне исполнилось 16 лет. 14 августа, на мой день рождения...
Но она продолжала жить. Более того, она, будучи уже в летах, вернулась в профессию. Москва помнит тот нашумевший спектакль "Уходил старик от старухи", которым Миронова и Глузский покорили публику.
Тогда же и пришла ей в голову идея подарить свою квартиру городу. Передать ее театральному музею имени Бахрушина. Тем самым сохранить в памяти человеческой их имена, а главное — имя их сына — Андрея Александровича Миронова.
Вот так:) моя статья об актерской династии, по сути, свелась к повести о жизни Марии Мироновой.
Это понятно. Тяжелый камень оставляет на воде больший след. Умерла Марья 13 ноября 1997 года. Пережила сына на 10 лет. Похоронена вместе с ним на Ваганьковском кладбище. Удивительно, но у меня нет фото их могилы:)) до нее я просто напросто не дошла. Надо исправить оплошность.
Несколько слов о музее. Каждое соприкосновение с интересными неординарными людьми, с Личностями с большой буквы обогащает. Питает, насыщает душу, дает пищу мозгу. Сейчас, когда я вижу фильмы с Мироновым, я смотрю на него другими глазами, смотрю как на знакомого, в гостях у которого я побывала. Посему музей рекомендую посетить. Его адрес: Москва, М. Власьевский пер., д. 7, кв. 8. Телефон: 7 /499/ 241 6197, сайт gctm.ru/branch/mmm/ Посещение по предварительной записи.