Хотите, я покажу вам Калининград, каким увидела его я? Постараюсь не утомить вас рассказом. И несмотря на километры дорог, исхоженных по улицам Калининграда, хочется думать, что прогулка для вас, как и для меня, окажется легкой и приятной. Ведь это всего лишь воспоминания…
Моё знакомство с городом началось с Северного вокзала. Как оказалось, его внешне ничем не примечательное, но солидное здание выросло на площади Победы в 1920-х годах в рамках широкомасштабной реконструкции железнодорожного городского узла. Открыли вокзал для пассажиров в 1929. Монументальный 4-этажный вокзал без элементов декора выходил на Ганза-Плац (теперь площадь Победы). Кроме касс и зала ожидания в нем были магазины, гостиница и служебные помещения.
Здание, пострадавшее во время войны, восстановили, но как вокзал больше не использовали. До 1998 года оно служило Межрейсовым домом моряков.
Сегодня в нем деловой центр Калининграда. А скромное здание нынешнего вокзала, никакой архитектурной ценности не представляющее, находится за ним, рядом с калининградским пассажем.
Площадь Победы (у Северного вокзала) получила свое название после Великой Отечественной войны. Здесь в историческом центре Калининграда, после реконструкции главную площадь города стали украшать 3 фонтана (2 симметричных и в центре)
и Триумфальная колонна, похожая на Александровскую в Санкт-Петербурге.
Напротив белая громадина Православного храма Христа Спасителя (2004-2006).
История Кафедрального собора Калининрадской епархии началась 30.04.1995, в день, когда отмечали 10-летие Православия на земле бывших пруссов. Ничего подобного здесь прежде не было, и задумывался этот белокаменный собор по аналогии с храмами Псковского кремля и в соответствии со всеми канонами русского православного зодчества.
Вслед за первым в 2010 году рядом построили храм Петра и Февронии, небольшой, но в том же стиле.
Весь ансамбль с золотыми куполами, блестящими на солнце – украшение площади.
Вокруг, банки, жилые и административные здания, торговые центры — обычная городская застройка.
Памятников тоже хватает. Один из них, охраняемых государством — скульптура «Борющиеся зубры» в районе Северного вокзала. Побыть несколько мгновений в тени деревьев у чаши бассейна с журчащими струями воды, что может быть лучше?
Отлиты фигуры сцепившихся в схватке самцов были в 1911 году. Могучие животные для немцев ассоциировались с самой Восточной Пруссией. Композиция должна была быть установлена в замке архиепископа (Fürstbischöfliches Schloss) в Мюнстере (Вестфалия), но министр культуры Пруссии распорядился иначе и передал скульптуру городу. Монумент открыли 12 ноября 1912 года перед новым зданием Верховного суда и административного суда на Hufernallee. В народе это породило новое название скульптуры как противодействующих участников судебного процесса «Прокурор и защитник», хотя автор творения А.Гуаль никаких аллегорий в своей работе не усматривал.
В советское время зубров попросту окрестили «быками». Пережившие войну они некоторое время кочевали по городу, от областной администрации в зоопарк, постояли у студенческого кафе в здании бывшего суда пока не вернулись в начале 1970-х на прежнее место на проспект Мира. Сквер (бывший «пивной сад»), где «быки» пребывают и теперь, в 2006 реконструировали.
Немецкие студенты одно время использовали хвосты гигантов в качестве турников,
наши сегодняшние студенты этим не ограничились и придумали другую традицию – накануне Пасхи красить бронзовые гениталии животных в красный цвет.
Чуть дальше памятник основателю флота России – Петру I.
К слову сказать, фатальная связь Кёнигсберга с Россией началась уже давно. Почему-то Балтийское море, а не какое другое вдруг стало жизненно необходимо русскому императору. И вот он с 35 «волонтерами» пожаловал в начале 18 века в Кёнигсберг на допотопном, хоть и купеческом судне «Святой Георгий». Именно здесь он загорелся идеями о строительстве (где и как) новой столицы.
В 1711 уже на стройных яхтах в составе маленькой флотилии Петр I вновь посетил Кёнигсберг. Входящие русские корабли приветствовали орудийными залпами из пушек с городских валов и крепости Фридрихсбург. Пришвартовались на Кнайпхофе и, узнав глубину реки в данном месте, сказал самодержец российский: «Жаль, что не мне принадлежит этот город. Я бы устроил здесь военную гавань». А заодно намекнул на строительство причалов близ домов, чтобы почетных гостей хозяин мог встречать как в Санкт-Петербурге, уже названным «Северной Венецией». И желание Петра исполнилось, хоть и не при его жизни.
Кроме того, царь Петр здесь всерьез озаботился еще и перспективой русско-прусских браков на уровне дворянства. Государь – реформатор намеревался посылать пышнотелых «московских Венер» в Кёнигсберг для обучения иностранным языкам и политесу. Но «просветительская» идея отправки «невинных девиц» забуксовала, столкнувшись с мощным сопротивлением родственников избранных «отроковиц», вчера еще покорно вышивающих крестиком за пяльцами у окошка. Мало ли что взбредет в голову на свободе, вдалеке от родительского ока? Опасались за их физическую и духовную девственность в водовороте «галантных» страстей. Пришлось отправить в ученье изящным манерам их мамушек.
Супруга царя тоже побывала в Восточной Пруссии, останавливалась в гостинице «Hotel de Russie». С её подачи (из-за шума и табачного дыма) владелец корчмы даже угодил за решетку, которого сам же Петр и вызволил время спустя.
Кёнигсберг и впрямь можно назвать городом династических браков и ложем монаршей любви. Здесь совершались судьбоносные встречи для укрепления дипломатических связей. И это одна из страниц истории. Будущая Екатерина II в качестве невесты наследника русского престола и сама проезжала через город. Это потом, когда из захолустной немецкой принцессы она стала у руля громадной державы, Екатерина сетовала, что «превращение русской великой княжны в жену какого-нибудь принца или королька, чья страна немногим больше Зимнего дворца – это трагедия…».
Даже Наполеон был вовлечен в эту сватовскую канитель, но великая княжна Екатерина категорически «отбрила» корсиканца, пообещав выйти лучше за последнего русского истопника, чем за ненавистного «властителя полумира».
Но вернемся ко дню сегодняшнему. Калининград приятно поразил своей ухоженностью, современными постройками и старыми сооружениями, доставшимися городу в «наследство», бережным отношением к прошлому, обилием зелени.
Несмотря на начало осени, клумбы все еще пестрят разноцветьем.
И указатели к достопримечательностям с расстоянием и направлением – очень удобная штука, избавляющая от необходимости постоянно заглядывать в карту или спрашивать прохожих.
В городе множество фонтанов: у драматического театра,
перед входом на стадион «Балтика»,
в зоопарке (От зоосада Кёнигсберга до зоопарка Калининграда), в сквере по Ленинскому проспекту и да много где еще.
Преголя – неотъемлемая часть городского ландшафта. Прежде суда и грузовые баржи с товарами курсировали по реке, перевозя всевозможные грузы. А сегодня прогулочные кораблики бороздят по реке, катая туристов.
Возле Эстакадного моста стоит будто выросшее из воды здание Торговой биржи (1873),
с 2 львами у лестницы.
Теперь это памятник архитектуры регионального значения,
а в прошлом это был центр торговых сделок, рядом с биржей тогда жили банкиры, владельцы крупных торговых фирм и виноторговцы. На улице было много магазинов, контор и тесно прижатых друг к другу продовольственных складов, прячущих в переулках теснящиеся друг к другу купеческие дома. Здесь же был и городской банк, еще в начале XX века выдававший во время инфляции пособия нуждающимся жителям города.
Со стороны биржи хорошо виден Кнайпхоф, шпиль Кафедрального собора, скрытый кронами парковых насаждений,
и Рыбная деревня вдалеке.
Первая очередь деревни в немецком стиле, как этнографического и торгово-ремесленного центра, начала строиться в 2006 году. Она создана специально для гостей Калининграда и расположена между 2 мостами – Медовым и Юбилейным.
Это одно из самых известных и красивых мест города, где приятно совершить променад,
покормить уток,
посидеть в кафе или ресторане.
В 2007 там появились 2 завлекательные бронзовые скульптуры, притягивающие туристов. «Трактирщица, зазывающая гостей»
(её еще называют «Девушка за дверью»)
и «Моряк с обезьянкой», вышедший погулять (также «Шкипер» или «Боцман»).
Присядьте рядом и по-свойски потрите нос соседу (а желающих, видимо, много, нос-то давно натерт до блеска) и будет вам счастье.
А вот смотровая башня «Маяк».
В ней ресторан, поднявшись по узкой винтовой лестнице,
попадаем в музей-магазин стекла,
на 3-м этаже «Каптерка боцмана». Еще выше — смотровая площадка, откуда открывается чудесный вид на остров Канта с Кафедральным собором и прилегающую территорию, красные крыши домов, темные воды Преголи и зелень островного парка под ногами.
«Чайка с яйцом» в лапах, к которому все тянут руку, прикосновением рассчитывая на удачу, тоже почти блестит.
Недаром же её называют «Птицей счастья».
На набережной шкиперская гостиница в стиле фахверковых домов с росписями и деревянными барельефами,
речной вокзал
и магазины с янтарным изобилием.
Улица Черняховского в прошлом представляла собой дамбу вдоль берега Верхнего озера. Стена, возведенная в середине 19 века и находившаяся под прикрытием перекрестного артиллерийского огня с башен «Дона» и «Врангель», имела оборонительное значение.
Верхнее озеро, как искусственное впервые упоминается в 1256 году. Почти 7 столетий понадобилось, чтобы горожане научились ценить прелесть окружающей их природы. Озеро стало великолепным украшением, когда сделали площадки, с которых можно было любоваться водной гладью, и разбили цветники. Вокруг появились танцплощадки и рестораны. Атмосфера идиллии царила на променадах и в прибрежных садах. Летними вечерами на лодках, украшенных разноцветными фонариками, по озеру катались парочки под звуки полкового оркестра, зимой на коньках. А яркие студенческие праздники на воде вообще стали легендой. Шлосстайх был местом встреч высшего света.
Сегодня все намного прозаичнее.
Рядом с Башней «Дона», где Музей Янтаря (Янтарь, янтарь, кругом янтарь…), Росгартенские ворота у площади имени Маршала Василевского.
Строение изысканной архитектуры в стиле неоготики. На медальонах портреты генерал-фельдмаршалу Найдхарту фон Гнейзенау и генералу Герхардту фон Шарнхорсту, героям войны с Наполеоном.
На кирпичном фасаде табличка, где сказано, что здесь 02.07.2005 был открыт «Солнечный камень» — 1-ый рыбный ресторан. В солнечном зале на обеде в честь 750-летия города присутствовал Президент России и его «свита».
Кроме того, что в Кёнигсберг, как хорошо укрепленный военный пункт, расположенный на перепутье между Россией, Литвой, Польшей и странами Западной Европы, переместилась резиденция магистров Тевтонского Ордена, фактически «тройной» город, объединенный в 1724 году из 3-х городов, получил статус королевской резиденции и столичного города Пруссии. И приобрел под эгидой прусского орла герб, состоящий из гербов Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа.
Сегодня еще можно увидеть немало уголков былого Кёнигсберга. Гуляя по городу, то и дело встречаются старые немецкие постройки, конечно, приспособленные ныне под разные заведения.
К примеру, бывшая армейская казарма – громадное строение из темного кирпича с толстыми стенами появилось в 40-е годы XIX века.
Еще до 1910 года старое укрепление с бастионами, воротами и окруженное глубокими рвами выглядело мощно и в то же время романтично. Со временем гений садового искусства окружил объекты обороны зеленым кольцом. После войны строения ветшали, зеленый заслон в ожидании заботливых владельцев изрядно поредел. Но часть бывших казарм все же не пустует. В казарме «Кронпринц» (1843-1849) сейчас бар с одноименным названием и даже со старым почтовым ящиком, вполне достойный стать музеем, например, фортификации.
В музее «Королевские ворота» был выходной день и попасть туда не удалось, зато рассмотреть само здание никто не мешал.
Оно известно, прежде всего, 3 статуям в стенных нишах: первый король Пруссии Фридрих I – в центре, справа – герцог Альбрехт, слева – богемский король Оттокар II.
Эти фигуры восстановили к 750-летию города.
Когда-то через эти ворота открывалась прямая дорога (бывшая Кёнигштрассе, ныне ул.Фрунзе) к главному входу в Королевский замок. Здесь же и аэродром существовал, отсюда взлетали самолеты во все страны Европы.
У Королевских ворот камень с памятной табличкой о том, что в 1697 году здесь в Кёнигсберге побывало великое посольство.
Рядом Потерна — памятник архитектуры регионального значения «Комплекс оборонительных сооружений Литовского вала. Дозорный ход (1843-1860). Сейчас там Музей Мирового океана.
Кёнигсберг. Здесь жили известные всему миру люди, совершались открытия, короновались правители и создавались бесценные произведения искусства. Помимо артефактов прошлого, окружающих нынешний Калининград неповторимой аурой, привлекающей туристов (среди которых, кстати, до сих пор много немцев), еще остались кое-где мостовые из брусчатки, орденские замки, кирхи, памятники и старые форты. В Калининграде еще много непознанного и мест, которые непременно хотелось бы посетить.