КСАР АИТ БЕНХАДДУ.
Автобус сделал очередную петлю на серпантине, и перед нашими глазами появилась, как в сказке, волшебная страна с заколдованным городом.
Аит Бенхадду находится в 32 км от Уарзазата, наиболее экзотический хорошо сохранившийся и ярчайший образчик касб во всем регионе Атласа. Участвовал в съемках более 20 фильмов, включая «Лоуренс Аравийский», «Гладиатор» и «Иисус из Назарета». Находится под защитой ЮНЕСКО, проводятся реставрационные работы.
Пробираясь через деревеньку на обед мы дивились узким улочкам, глинобитным стенам домов и лавкам торговцев с обилием товаров.
Обед проходил в уже знакомой нам обстановке, с теми же марокканскими блюдами и мятным чаем. Отличие было лишь в том, что обслуживали на редкость медленно. А так уже хотелось попасть в сказочный город.
Но что бы попасть в ксар, надо перейти в брод небольшую речку. Для удобства туристов, по дну реки разложены два ряда мешков. По правой «тропе» идут в ксар, по левой – возвращаются обратно. Разумно, никто никого не сталкивает в воду. Некоторые туристы сами, зазевавшись, теряют равновесие и оказываются в воде, но воды-то по щиколотку, не утонуть.
Вереница из туристов растянулась на пару километров. Поэтому, когда я добралась до подножия холма, на котором высился ксар с касбам и агадирами, со мной была только Татьяна, но вскоре и она затерялась в многочисленных лабиринтах города.
И осталась я один на один с этим городом вне времени, вернее выпавшим из времени, живущим еще в его родном средневековье. Я еще слышала от куда-то сверху голоса и смех, идущих впереди меня людей, но чем дальше я углублялась в странный город, тем фантастичнее становились эти голоса. Зазвучала странная заунывная музыка, ей вторил красивый женский голос. Я дотронулась до теплой и шершавой стены, сделанной из смеси глины и соломы, нашла проход в стене и опасливо заглянула в него.
Неведомая сила тянула меня внутрь полуразрушенного дома. Любопытство возобладало над осторожностью, я уже не могла просто пройти мимо, я должна знать, что же там происходит.
Вдруг, песня оборвалась, и послышался шум, топот ног и испуганные крики. Наш гид рассказывала, что в ксаре и сейчас продолжает жить несколько семей. Что же случилось?
Может землетрясение, или пожар? Надо бежать подальше из опасного мертвого города! Я в панике выскочила из здания… и, тут я испугалась по-настоящему.
Вверх по улице бежала толпа, снося всё на своем пути. У мужчин в руках были старинные ружья, женщины одной рукой прижимали к груди детей, а в другой тащили свой нехитрый скарб. Не заметив меня, люди побежали к крепости, на вершине холма.
С того места, где я стояла, было хорошо видно берег и реку, через которую мы только что переходили
Через реку спешили крестьяне из соседних деревень, а за ними с улюлюканьем гнались всадники. Целый отряд хорошо вооруженных воинов, против кучки испуганных людей. В руках засверкали лезвия клинков… Отряд, даже не приостановившись, помчался дальше, а на земле остались лежать окровавленные части плоти, бывшие когда-то людьми. Людьми, умеющими любить, смеяться и радоваться каждому дню.
От этого зрелища, я потеряла не только голос, но и способность двигаться. Я стояла, прижавшись к стене, как вдруг отчетливо уловила запах гари. Черный дым полз по узким улочкам и клубами поднимался к самой вершине касбы. От едкого дыма слезились глаза, легкие разрывались в кашле. Бежать! Бежать! Но куда? Вверх! Вверх! Там можно дышать!
Я, шатаясь, перебирая руками по стенам, пыталась уйти от опасности. У меня был выбор, я могла спрятаться в доме и сгореть заживо в пожаре, или быть зарубленной. Конечно, был еще один вариант, быть взятой в плен и стать наложницей какого-нибудь дикаря. Но в силу возрастных ограничений, то вряд ли мне улыбнулось такое счастье.
Вдруг, сквозь треск огня, крики боли и вопли торжества я услышала жалобный зов. Маленький ротик чихал, пищал и плакал-плакал. Боже! Это ребенок! Совсем кроха, завернутый в какие-то тряпки, он боролся, как мог за жизнь и звал маму. Мама! Где его мать? Жива ли еще?
И этот комочек жизни, прижатый к моей груди, придал мне столько сил, что я, не разбирая дороги, побежала. Я перелезала через стены, одним прыжком преодолевала лестницы со стертыми временем ступенями.
Остановилась я только на самом верху, перевела дух, огляделась по сторонам.
Ребята из нашей группы, шутили, смеялись и фотографировались на фоне потрясающего вида, открывающегося с вершины. Никакого дыма, никаких трупов, никаких всадников, всё исчезло. И только мои руки судорожно прижимали к груди слабо попискивающего голодного худющего котенка.
Вот, такое наваждение….
Знаю-знаю о чем вы подумали… Так что отвечаю: ничего крепче сигареты я не курила!
Это мятный чай на меня так действует.
Обратная дорога была более спокойной, видения меня больше не тревожили, и я могла просто наслаждаться видом Аит Бенхадду .
Уже перейдя реку, заметила трех верблюдов в сопровождении очень экзотичного хозяина. Он махнул мне рукой, приглашая подойти поближе. Был не против моего фотоаппарата, и настолько любезен, что даже отказался от долларов. В знак признательности я угостила его конфетами, думаю, что не часто он получает в подарок лакомство, улыбался он очень искренне.
Очень интересная у него внешность. Кожа очень темная, почти черная. А черты лица европейские, нет ни широкого негритянского носа, ни толстых губ. И очень высокий рост.
Продолжение следует…
Фотографии Аит Бенхадду можно посмотреть в моем альбоме http://tourbina.ru/authors/ORISHA/travels/view/105729/photo/9594/