Пока я шла к Кафедральному собору, держа его шпиль за ориентир, и проходила по Эстакадному мосту через Преголю, увидела корабли и сразу для себя решила, что попасть туда мне надо непременно. Так что после осмотра острова Канта мы с подругой и отправились на набережную Петра Великого.
Старый порт тянется параллельно улице Маршала Баграмяна и место это, как оказалось, очень интересное, там погулять приятно и посмотреть есть чего. Ведь не каждый день видишь настоящие корабли с боевыми подлодками, еще не так давно бывшими на вооружении. А уж побывать на них тем более.
Правда, дело было к вечеру, почти перед закрытием, так что пришлось поторапливаться. В темпе осмотрели гарпунную пушку на пристани,
спасательную шлюпку барка «Крузенштерн»,
буи, противолодочные самонаводящиеся торпеды и реактивную бомбометную установку РБУ-6000, предназначенную для уничтожения подлодок противника с помощью глубинных бомб. Заинтриговал Белый шар на территории. Оказалось, что это интерактивная камера с гидрофоном, созданная по проекту «Планета Океан». Достаточно нажать на кнопку и можно услышать звуки обитателей океанских глубин. И Куб воды – стеклянное сооружение с экспозицией на тему воды.
Там же самоходный аппарат, предназначенный для выполнения работ на дне и в толще океана, для сбора научных данных.
Небольшие габариты и вес глубоководного спускаемого аппарата, рассчитанного на 3-х человек, позволяли ему погружаться на глубину до 2000 м. Было выполнено почти 30 экспедиций в водах 3-х океанов (Тихом, Индийском и Атлантическом) и на озере Байкал, совершено до 300 погружений. С 1988 года не используется.
Еще подходя к порту, бросился в глаза белый корпус корабля. Им оказалось пришвартованное к пирсу научно-исследовательское судно советских времен «Витязь», с него и начиналось создание Музея Мирового Океана. И сегодня это его экспонат №1.
«Витязь» внес свою весомую лепту в изучение глубин Марианской впадины в Тихом океане и существующей в её пучине жизни. После окончания службы в 1980 году прославленный корабль было решено сохранить, оборудовав на нем заодно Музей Океанологии.
Научно-экспедиционное судно водоизмещением 5740 тонн, длиной 109,4, в ширину и в высоту по 14,56 м и мощностью 3000 л.с. впечатляет. Его-то мы и успели посетить.
Поднявшись по трапу,
сегодня не увидишь экипажа и научных работников, но в музее можно ознакомиться с экспонатами из экспедиций.
Можно походить по палубам
и подняться на капитанский мостик,
даже покрутить и потрогать все имеющееся оборудование собственноручно.
Заманчиво! Не правда ли?
А за ним на причале еще одна белая глыба — научно-исследовательское судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев».
Судно габаритами 123,14 м х 16,74 м х 10,8 м, водоизмещением 9180 тонн, мощностью 3825 кВт, рассчитано на 60 человек экипажа и 77 научного состава. Его основными задачами были прием и анализ телеметрических данных, обеспечение радиосвязи между Центром управления полетами и космическими кораблями. Это уникальное судно из состава кораблей, создававших в свое время ракетно-ядерный щит страны.
После расформирования отряда корабль в 2001 году встал на прикол в этих водах, избежав участи других кораблей, отправленных на переплавку, он до сих пор ведет прием телеметрической информации и осуществляет связь с МКС и кораблями на орбите.
В 2015 году администрацией Калининградской области судно признано объектом культурного наследия, а в июле 2016 после внесения в единый госреестр по приказу Министерства культуры РФ «Космонавт Виктор Пацаев» удостоился статуса объекта культуры федерального значения.
Между кораблями видны металлические конструкции старого подъемного железнодорожного моста. Он был перекинут через Преголю еще в середине XIX века. Потом сформированный портовый узел сместился дальше, и появился новый мост, а старый остался там, где стоял. И сегодня это нечто вроде ворот из прошлого в настоящее.
Дальше прямо по курсу черная махина подводной лодки « Б-413», длиной 91,3 и шириной 8,5 м, рассчитанная на торпедно-минное вооружение и на 80 человек экипажа.
Это предшественница атомных подлодок. В том виде как была выведена из состава ВМФ в 1999 году, она и обрела статус музейного корабля и стала доступна для посетителей.
Правда, побывать на ней мне не довелось, лодка была закрыта на профилактику.
Напротив неё противолодочный гидросамолёт «Бе-12», способный брать до 3 тонн груза на борт и летать на расстояния до 4000 км. Самолет-амфибия, настоящая «летающая лодка», поступившая на вооружение морской авиации в 1963 году, должна была находить и обезвреживать вражеские подводные лодки.
Но кроме музейных экспонатов и сама набережная Старого порта достойна внимания. И прежде всего «Пакгауз» — краснокирпичное здание бывшего склада. Сегодня это место различных выставок на морскую тематику.
На стене пакгауза старый почтовый ящик с отпечатком времени и шпайхерский знак «Ноев ковчег».
Шпайхер (Speicher) — хранилище, склад, а «марка» на фасаде склада — табличка с рельефным изображением, традиционно укрепляемая на здании. И, пожалуй, это была единственная художественная деталь на неприхотливых постройках портовых складов. Главное, что они были функциональными, все остальное второстепенно.
Кёнигсбергская Ластадия (Lastadie) представляла собой некий складской лабиринт с похожими друг на друга фахверковыми постройками и проездами между ними. Для различия им давали имена и укрепляли на фасаде соответствующую «марку». Из всего многообразия сюжетов шпайхерских марок (фигурки животных, аллегорические или мифологические образы, геральдика или эмблемы с надписями) чаще всего использовались образы из мира живой природы. Но как зашифрованный девиз купеческого дома, преследующего благородные цели и задачи, выглядели марки, говорящие на языке символов и знаков. И по уникальной табличке на каждом помещении можно было определить владельца.
С моста хорошо виден спорткомплекс «Юность» на берегу протоки Хундегатт (Hundegatt), где сейчас на пристани стоит рыболовный траулер. На этом месте во времена средневековья и существовала Ластадия.
В самом же порту никогда не было фахверковых зданий, там всегда строили лишь кирпичные пакгаузы для складов таможни. Единственное сохраненное здание в гавани для наглядности украсили символическим знаком, напоминающим о кёнигсбергской Ластадии. Под копией марки «Ноев ковчег» надпись: «Сохраняя память истории, Музей Мирового океана вернул жизнь портовым складам и набережной, а шпайхерский знак “Ноев ковчег” символизирует сегодня преемственность морской истории Кёнигсберга—Калининграда».
Вокруг симпатичные фонтанчики: один – в тихом дворике старого порта, в сквере у бывшего пакгауза (фонтан ангелочков Puttenbrunen, восстановленный в 1912 г.), другой – у скамьи Канта со стороны порта.
Скамья установлена в этом месте, думается, условно. Но то, что великий философ ежедневно в одно и то же время прогуливался по одному и тому же маршруту в сторону порта (позже названному «философской тропой») несомненно. За размышлениями он любил ненадолго погрузиться в оживленную атмосферу и понаблюдать за портовой суетой. И, если верить историкам, он даже говорил, что вовсе не обязательно покидать Кёнигсберг, чтобы посмотреть мир, достаточно прийти в порт и он перед вами.
Дальше ручеек с декоративным мостиком
и чуть на возвышении небольшое здание «Старый порт», что-то вроде рубки корабля, вероятно, предназначеное для смотрителя порта.
На оштукатуренной стене – карта, изображающая загадку «семи мостов Кёнигсберга».
Фасад главного корпуса из синего стекла с красными буквами «Russia 2018» перед ним (это наше завтра, преддверие будущего чемпионата мира по футболу, в Калининграде одна из его арен) и есть Музей Мирового океана.
Он занимает внушительное современное здание с аквариумом и экспозицией «Глубина», на которые времени (увы!) не хватило.
Музей был создан в 1990 году на территории бывших портовых складов Альтштадта. Место, где расположился главный корпус, со временем стало называться Набережной Петра Великого. К названию улицы из-за кораблей, стоящих здесь на приколе, прикрепилось и «музейное» название – Набережная исторического флота. Ну, а раз дело в истории, то и облик близлежащей территории воссоздали в стиле старого порта.
Когда образовалась здесь портовая гавань трудно сказать, но деревянные постройки начали появляться еще в XII веке. Первое документальное упоминание относится к 1339 году. Именно этот год принято считать годом основания торгового порта Кёнигсберга.
Со временем дерево сменил камень. Но и крепкие каменные сооружения война не пощадила.
Несмотря на разрушения, порт на правах гражданского предприятия уже 20.06.1945 года начал функционировать. Эта дата записана в анналы как дата основания Калининградского порта на юго-восточном побережье Балтийского моря.
Позже портовое хозяйство переместилось за пределы железнодорожного моста (см. выше), новый порт разросся ближе к устью Преголи, и сегодня современный порт Калининграда — не просто российский порт на Балтике, а единственный незамерзающий порт. Старый же с начала XXI века приспособлен под территорию музея.
Уголок Кёнигсберга XIX века притягателен во всех отношениях, чтобы везде побывать и все осмотреть досконально, потребуется время, но его вечный дефицит нещадно перекраивает планы по-своему. Значит, придется повторить попытку, вернуться сюда и досмотреть все до конца.