1410 материалов по 1 000 объектам, 43 820 фотографий
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #10 / Умбракулум или Зелёный трансформер
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
Начало экскурсий здесь:
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы
Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #7 / Автопортреты: "Главы I – XVIII"
Ян Фабр в Эрмитаже #8/ "Дом ножниц" и другие во Дворе ММХIII
Ян Фабр в Эрмитаже #9 / Встреча Жука и Мухи рядом с Ангелом
Признаюсь, до посещения выставки в Эрмитаже, я абсолютно ничего не знал о работах бельгийца, как и о нём самом. Но прошла неделя, другая, и я стал замечать в себе нарастающую потребность в общении с неординарным творчеством современного мастера. Так возникли данные рассказы-экскурсии по выставке Фабра. Хотелось поделиться с мыслями, ощущениями и переживаниями. Надеюсь, они не сильно утомили. В любом случае прошу уважаемых читателей ещё немного потерпеть, экскурсии подходят к концу.
А значит, как, вероятно, многие помнят, настало время самого страшного. Хотя, вряд ли происходящее вокруг нас изо дня в день можно назвать именно так, скорей это обыденность, к которой привыкли все, а потому не замечают или стараются не замечать неприятных моментов. Так нам удобно, не видеть, не задумываться, не расстраиваться. Мы предпочитаем дремать. И в который раз всплывает избитая, но не потерявшая от того актуальности, фраза: «Сон разума рождает чудовищ».
Видимо, пора просыпаться, хотим мы этого или нет. Иначе, как сказано в книге «История безумия» французского философа Мишеля Фуко, волны однажды окончательно смоют с прибрежного песка начертанные лица и образы, и останется от человека одна пустота.
А дабы избежать такой нерадостной перспективы исчезнуть неведомо где, следует, помимо пробуждений, периодически заглядывать внутрь себя, проверять, всё ли ещё на месте.
Однако вернёмся на выставку Фабра. Если раньше мы наблюдали его произведения в качестве дополнений к собственным экспонатам Эрмитажа, то сейчас они будут выступать самостоятельно, для чего двум залам Главного штаба, ныне филиал Эрмитажа, отвели роль неких проводников в мир необычных трансформеров. Это Зелёный, он же Умбракулум, и Красный, а вот о нём расскажу несколько позже, вначале мы посетим «Желто-красный шёлковый зонт».
Именно такое предназначение в качестве укрытия от солнечных палящих лучей отводилось в древнем Риме умбракулуму. Позже, во времена христианства, этим словом стали именовать Малые базилики.
У Фабра Basilica minor или Умбракулум превратились в «Зелёный трансформер», где основными персонажами выступают две таинственные фигуры. Они абсолютно одинаковы, но размещаются в разных концах зала. Полагаю, таким образом они отмечают границы нашего с вами мира, пространства, заполненного всевозможными машинами и агрегатами, бездушными железяками, единственной целью которых является подчинение нас.
Поначалу фигуры напомнили мне Старуху-Смерть, но возникло сомнение, несоответствие цвета одежд. У Смерти она чёрная, а здесь светлая.
А при детальном рассмотрении удалось выяснить, что так называемая ткань одеяний представляет собой довольно необычную структуру. То тончайшие срезы натуральных костей, старательно подобранные и аккуратно сшитые между собой. Плащи из костей. Так что же это такое?
Как объясняет сам Фабр, эти странные одеяния представляют собой наши с вами скелеты, но с одной только разницей, они вывернуты наизнанку. Помните, я рассказывал о любви Фабра к жукам и о том, какое практическое применение они имеют в его творчестве. Многие его работы буквально усыпаны надкрыльями и тельцами этих насекомых.
По мнению художника жуки, в отличие от человека, обладают гораздо более совершенными телами и что очень важно хорошо защищены внешне, их панцири, как некие умбракулумы, предохраняют от всех мыслимых и немыслимых катастроф, при этом не препятствуют многочисленным метаморфозам, изменениям, что происходят на протяжении их жизней.
К тому же жуки, как многие догадались, не работают на фабриках и заводах, и на конвейерных линиях они замечены не были, разве что, как зрители и то исключительно по причине любви к потомству, а не к технике.
Стремясь обезопасить своих детей от производственных травм и увечий, жуки показывают, на примере нас, к чему приводит извилистая эволюционная дорожка.
А правда, стоило ли в течение сотен миллионов лет проходить такой сложный путь, порой очень опасный, чтобы однажды оказаться у металлообрабатывающего станка, и ладно бы разумного, так нет, абсолютно не думающего, лишённого всяческого интеллекта, даром, что электронно-вычислительного.
И как итог такой «разумной» деятельности человека — это старческие ходунки, инвалидные коляски и костыли, что идут и едут с нами нога в ногу при достижении определённого возраста и состояния здоровья. При этом метаморфозы, изменения в организме, призванные улучшать его характеристики, почему-то не наступают. Складывается впечатление, что они вовсе отсутствуют, будто их и не существовало совсем, что в принципе должно противоречить законам природы.
Впрочем, всё правильно, ведь мы сами и придумываем такие законы, мало того, этому учим своих детишек, вкладывая в их ещё не закостенелые мозги вредные теории. Отсюда понятно желание некоторых уйти, убежать, скрыться хоть под панцирем жука от суровой действительности, которая всё разрушает, переламывает, дробит и калечит, при том, что Человек – это венец природы.
И не зря видимо в зелёной глубине зала среди развешанных костылей, палок и ходунков, усыпанных надкрыльями златок, виднеется огромное полотно Рубенса «Воскресение Христа».
Как знать, может Человек и не исчезнет бесследно с планеты подобно лицу, начертанному на прибрежном песке, а возродится, но изменившись внешне и внутренне.
Таким в общих чертах видится мне «Умбракулум» Фабра, его спасительный зонт, некий «Зелёный трансформер» — наш будущий мир. Впрочем, могу ошибаться, и представленное здесь имеет совершенно другое объяснение. Душа художника – это потёмки, хоть и зелёные.
Простите, вновь не смог удержаться от юмора, но обещаю, при следующей встрече его не будет, ведь нам предстоит познакомиться с «Красным трансформером» Фабра — этим очень страшным карнавалом, где «празднуют» мёртвые…Ян Фабр в Эрмитаже / Карнавал мёртвых животных
Санкт-Петербург, февраль 2017 года
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 2 мар 2017, 13:40удалитьИ она обязательно последует...
- 2 мар 2017, 15:17удалитьСергей, с огромным интересом читаю весь ваш цикл! И жду тоже продолжения.
Срезы костей, жуки... Удивили:))) - 2 мар 2017, 15:36удалитьИлона, вскоре Вы удивитесь больше, готовлю заключительную часть, самую нашумевшую...
- 5 мар 2017, 08:43удалитьА кости, Сергей, чьи использовались — собачьи, кошачьи, человеческие? Страшно, аж жуть!!! Если честно, без юмора смотреть и гадать, что имел ввиду художник, невозможно.
- 5 мар 2017, 10:35удалить
Omiteнаписала 5 марта в 17:43
А кости, Сергей, чьи использовались — собачьи, кошачьи, человеческие? Страшно, аж жуть!!! Если честно, без юмора смотреть и гадать, что имел ввиду художник, невозможно.
Признаюсь, о происхождении костей у меня информации нет, но полагаю они настоящие.
Вы правы, без некой доли юмора рассматривать некоторые произведения сложно. Душа художника — потёмки.
Однако спасибо за отзыв!
Кстати, 400 лет назад голландские художники, и полагаю не только они, добавляли в свои краски человеческую кровь, свою естественно, и толчённые кости, для придания краскам ярких цветов. Об этом я упоминал ранее. - 22 дек 2018, 00:06удалитьПровокативная выставка в конце концов заставляет вас сбавить темп, спесь и попытаться понять суть всех инсталляций, и тогда перед вами открывается простор мыслей, в котором каждый увидит и разное и одинаковое и начало и конец.
Много слышала в прошлом году об этой нашумевшей выставке, но не сподобилась сходить, о чем очень жалею после ваших рассказов.
Спасибо, Сергшей - 22 дек 2018, 01:34удалитьТатьяна, невозможно за всем уследить, всегда что-то теряется от нашего взора, зато взамен находим что-то другое, может более интересное, как знать. Спасибо, что находите!