1410 материалов по 1 000 объектам, 43 820 фотографий
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #9 / Встреча Жука и Мухи рядом с Ангелом
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
Полагаю, многим хорошо знакомы если не все слова этой грустной лирической песни, то уж первые строчки – наверняка. А далее, как следует по тексту, «А костру разгораться не хочется, вот и весь, вот и весь разговор…».
Вы спросите, а причём здесь этот старый романс и какое отношение он имеет к выставке Фабра в Эрмитаже? Попробую объяснить.
Начало экскурсий здесь:
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы
Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #7 / Автопортреты: "Главы I – XVIII"
Ян Фабр в Эрмитаже #8/ "Дом ножниц" и другие во Дворе ММХIII
Может показаться несколько странным, но именно это музыкальное произведение пришло мне на память, когда в музейном зале здания Главного штаба, ныне филиал Эрмитажа, разглядывал экспонаты перформанса Яна Фабра под названием «Встреча».
Вкратце расскажу предысторию этого мероприятия. Десять лет назад между бельгийцем Фабром и известным русским художником-концептуалистом Ильёй Кабаковым произошла творческая встреча, материальным итогом которой стал данный перформанс, театрализованное действие с переодеваниями, диалогами и рисунками на заданную тему.
Надо заметить, что оба художника с большим энтузиазмом подошли к воплощению своей долгожданной встречи, особенно Фабр.
Именно он изготовил костюмы из дерева, кожи, ткани, бумаги, настоящих костей и металла, в которых друзья предстали перед публикой. Фабр был в образе Жука, к ним он питал и до сих пор испытывает родственные чувства, ведь его родной дед, как многие помнят, был известным энтомологом.
А Кабаков нарядился Мухой. Эти насекомые ему хорошо были знакомы по опыту совместного проживания в московских коммунальных квартирах, когда Илья был ещё молодым и отдельного благоустроенного жилья не имел. Испытывал ли он к мухам чувства подобные тем, что имеются у Фабра к жукам, не знаю, но одно можно сказать наверняка, упрекнуть художника Кабакова в равнодушии к этим насекомым нельзя, иначе стал бы признанный во всём мире мэтр художественного концептуализма наряжаться в костюм мухи? Вряд ли. Он выбрал бы совершенно другой образ, например Русалочку. Однако вернёмся к Фабру-Жуку и Кабакову-Мухе.
В отличие от песенных двух одиночеств, что ни костёр развести не смогли, ни разговор поддержать, эти двое, облачившись в костюмы Жука и Мухи, довольно свободно между собою общались, один на фламандском языке, другой — на русском, при этом хорошо понимая друг друга, ведь беседа шла об искусстве. А ещё об истории и науке, и о том, как хорошо было бы, если бы люди летали, как… насекомые. Да, именно насекомые, а не птицы, ведь в отличие от мух и жуков, пернатые слабо подвержены метаморфозам. Ну, яйцо, затем птенец и в конце – взрослая птица. Довольно обыденно и никаких тайн.
И совсем иначе всё обстоит у насекомых — это и Гемиметаморфоз. Раз. Голометаморфоз. Два. Гиперморфоз. Три. А ещё яйца, личинки, куколки и имаго – это четыре, шесть, восемь… и так далее.
Нет, будущее, определённо, за насекомыми, в них вся сила. «Встреча» Жука и Мухи – это лишь первая ласточка, вернее первая куколка, личинка, яйцо. За ними последуют остальные, а в подтверждение этих слов позвольте представить «Ангела с раскрытыми руками» работы Яна Фабра.
Здесь мы наблюдаем под бдительным взглядом смотрителя музея, чтоб ничего посетители не отковыряли, образ Ангела, сплошь усыпанного жуками всевозможных мастей, возрастов и полов. Только неуёмная фантазия настоящего художника способна донести до общественности истинную красоту представленных здесь насекомых, в общем, без ретуши и приукрашивания, какими их мать родила.
Невозможно оторвать взгляд, дыхание замирает, слышным становится биение пульса соседа.
Отчасти пропадает сознание, некие механизмы, встроенные в основание Ангела, его выключают вначале, дабы не причинять зрителям болезненных неудобств, а затем вместе с электрическим током очень низкого напряжения переправляют в подсобное помещение, где всё это добро таинственным образом трансформируется и передаётся обратно по проводам.
Жуки энергию получают, их Голометаморфозы с Гиперморфозами просыпаются, лапки, крылышки и усики начинают шевелиться. Фигура Ангела поворачивается из стороны в сторону, при этом руки беспричинно хватают всех, кто спрятаться не успел.
Таким увидел я «Ангела с раскрытыми руками» после нескольких часов проведённых в Эрмитаже на выставке Фабра.
А если серьёзно, этим рассказом мне хотелось внести некую долю юмора в нашу такую долгую экскурсию. Надеюсь, улыбка появилась на вашем лице.
Она нам очень пригодится сегодня, ведь завтра или послезавтра, а может через несколько дней, когда мы вновь встретимся на выставке Фабра, она, поверьте мне, исчезнет. Помните, в одной из первых экскурсий я предупреждал, что самое страшное будет в конце. Этот момент наступает: Ян Фабр в Эрмитаже #10 / Умбракулум или Зелёный трансформер
Санкт-Петербург, февраль 2017 года
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 28 фев 2017, 07:18удалитьСвоеобразный у него юмор, у Фабра )) — неожиданные костюмы для творческой встречи художников...
- 28 фев 2017, 07:25удалитьНе всё же время ему тушки кроликов препарировать, иногда надо расслабиться, нарядится жуком.
- 28 фев 2017, 14:16удалитьа почему не тараканом?! в коммуналке их было куда больше, чем простых мух ))
- 28 фев 2017, 14:48удалитьВидимо, тараканы не очень симпатичны ни тому, ни другому.
- 1 мар 2017, 08:49удалитьУлыбка появилась, и сразу погасла. Неужели, и в самом деле, будущее за насекомыми? -:)
- 1 мар 2017, 15:53удалитьПоживём, увидим. А если серьёзно, то перспективы у рода человеческого не радужные. Учёные утверждают, что к концу этого столетия половина всех видов животных исчезнет, кто сам, а кто с нашей помощью. Рубим сук, на котором сидим. Вот и задумываешься, а кто останется с нами, кто составит компанию.(
- 5 мар 2017, 08:32удалитьЧем больше я читаю Ваши, Сергей, заметки-экскурсии по выставке Фабра, тем больше возрастает в моей душе чувство благодарности Вам — ведь я такая "темная" была до этого, не знала ни Фабра, ни Ильи Кабакова, ничего не знала о московском копцептуализме. Про Фабра вы замечательно рассказываете, я даже пытаюсь полюбить его, но о Кабакове очень вскольз, поэтому залезла в дебри интернета — и, о ужас, узнала, что это самый известный русский художник, произведения которого продаются на аукционах за миллионы долларов, фунтов, евро; например, картина " Жук" продана за 5,84 миллиона долларов. Да, в современном мире искусства быть "нищим некрасиво", надо стараться изо всех сил, чтобы тебя заметили и обогатили — то ли акулу залить формальдегидом, то ли жуков превратить в ангелов, то ли свою, извините, мошонку прибить к мостовой Красной площади. "Пускай эти людишки стоят перед моими произведениями и мучаются, отгадывая, что же я такое напридумал, зато я буду известным и загребу кучу денег".
- 5 мар 2017, 10:28удалитьСпасибо, Татьяна!
Признаюсь, в своих познаниях о современных художниках и я ушёл недалеко. Многое для меня в их творчестве остаётся загадкой. Но я попытался разобраться, на примере Фабра, он не оставил меня равнодушным. Можно соглашаться с ним, а можно и спорить. Вкусы у людей разные, что вполне нормально. Во всяком случая, я писал эти рассказы-экскурсии с удовольствием.
Ещё раз спасибо, что проявили терпение!
Ценю Ваше мнение.
С уважением, - 5 мар 2017, 10:56удалитьДа и я, Сергей, с удовольствием читала ваши заметки — мне было интересно.
- 6 мар 2017, 00:11удалить
Omiteнаписала 5 марта в 19:56
Да и я, Сергей, с удовольствием читала ваши заметки — мне было интересно.
Хорошо, когда интересно. - 15 апр 2017, 04:54удалитьСпасибо за ваши интересные экскурсии по выставке Фабра, ваши личные размышления и юмор.
В этом рассказе меня особенно улыбнула следующая фраза :
"Здесь мы наблюдаем под бдительным взглядом смотрителя музея, чтоб ничего посетители не отковыряли... " :) - 15 апр 2017, 13:51удалить
tulipнаписала 15 апреля в 13:54
Спасибо за ваши интересные экскурсии по выставке Фабра, ваши личные размышления и юмор.
В этом рассказе меня особенно улыбнула следующая фраза :
"Здесь мы наблюдаем под бдительным взглядом смотрителя музея, чтоб ничего посетители не отковыряли... " :)
Наталья, Вам спасибо, что проявив терпение, прошлись по выставке Фабра. Признаюсь, мне с ним было легко. Жаль, что всё, так или иначе, заканчивается.
Ещё раз спасибо!