В великий праздник Кущей, он же Суккот, гуляли мы по заповеднику Тель -Дан, вместе со всем народом Израиля. И наткнулись на лекцию одного израильского археолога о находках, сделанных на этом кургане. Между делом, он рассказал о двух соперничающих школах археологов. Одни утверждают, что ТАНАХ, он же Ветхий завет, сказка, основанная на реальности только частично, а другие, что это многократно доказанный источник правдивой информации. Тель Дан. И немного истории…
А если для кое-каких фактов нет подтверждения, то это потому, что еще не нашли, а не потому, что указанных событий не существовало. Первым прорывом был найденный в Тель-Дане камень, где написано о царе дома Давидова.
Ну и что? Возразили оппоненты. Ну, было маленькое царство Давида, такое незначительное, что современники о нем и не упоминали. Ну, может, и Соломон тоже был. Но общеизвестными их сделали сказки. А первого и второго храмов не было. Вавилонский плен был, нашли целую библиотеку подтверждающих глиняных табличек. А храмов из той же истории – не было.
И мудрость Соломона – сказка, и битва Давида с Голиафом – чистая выдумка.
И вот тут им крупно не повезло. Нашлось еще одно доказательство правдивости «сказок»
Археологи всего мира ринулись посмотреть на результаты раскопок Хирбет Каяфа, он же Мивцар а-Эла, то есть, развалины города на холме рядом с долиной а-Эла. Поехали и мы, благо ехать недалеко.
Велись тут раскопки с 2004 г. археологами Сааром Ганором из Управления Древностей и Йоси Гарфинкелем из Еврейского Университета
Раскопали город, ворота, башню, храм, дома. Находки – одна интереснее другой. Параллельно археологи пытаются определить не только кто здесь жил, когда и как, а и что это за город, собственно.
И вот, в один прекрасный день, руководитель раскопок говорит: «Завтра копаем на этом участке, тут есть ворота» Все остальные посмотрели на профессора с недоверием. Этого не может быть. Мы ведь уже раскопали ворота. В городах того времени, даже очень больших, были всегда только одни ворота. Больше ворот – больше возможностей прорваться в город. Труднее обороняться. Кто же делает двое ворот?
Какого же было удивление всех участников, когда они нашли ворота на указанном участке!
Как оказалось, профессор Йоси Гарфинкель сделал свой вывод не на пустом месте. Он несколько дней ходил вокруг кургана с ТАНАХом в руках. И пришёл к выводу, что раскопан город Шаараим, что переводится, как двуворотный. Он был единственный такой, с двумя воротами, на все Иудейское и Израильское царства, поэтому и получил это имя.
Так чем же знаменит Шаараим, в связи с чем он упоминается в Великой Книге?
«Воодушевлённые победой Давида над Голиафом, мужи Израиля и Иудеи пошли в атаку и стали преследовать филистимлян по дороге в Шаараим до Гата (Гефа)» (1-Цар. 17:52). «И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона»
Был бой между Давидом и Голиафом, был! Вот оно, подтверждение.
В книге Царств повествуется о том, как «филистимляне расположились станом между Сохо (Сокхоф) и Азекой, а царь Саул и израильтяне в долине Эла» (1 Цар. 17:1-2).
Вот поэтому-то и приезжают сюда археологи разных стран. Пока мы гуляли и смотрели, видели большую группу студентов и маленькие группы специалистов. Всем интересно.
Вот они, раскопки. Еще нет табличек и рисунков. Еще нет описаний, что, когда и где.
Но ворота, конечно, видно невооруженным глазом. Часть камней вернули на место, не забыв указать реставрационную линию.
Водовод обнаружить труднее, он прикрыт камнями. Но мы углядели.
А еще остатки дворца, предположительно, резиденция самого Давида. И остатки огромного склада, в котором хранилось все, что нужно было двору.
Осмотрели жилые дома, пристроенные прямо к городским стенам,
Постояли, окинув взглядом поле, на котором Давид побил Голиафа. (Что самое смешное, это рядом с перекрестком Самсона)
Прошлись по стене. Послушали, что гид рассказывает группе студентов. Но слишком много специальных слов, слушать было тяжело.
А потом сели в машину, и помчались в Иерусалим. В музей библейских стран. Там как раз проводилась выставка находок, раскопанных в Хирбет Каяфа.
На выставке работали бесплатные гиды. Так что до начала экскурсии мы пробежались по музею. И после тоже, досмотрели, что не успели. Но о музее как-нибудь в другой раз. А сейчас именно о находках Хирбат Каяфы.
Что же нам рассказали про город Шаараим?
Что раскапывать его было легко, потому, что там только два культурных слоя.
Первый город существовал всего ничего. С конца 11-ого до середины 10 века до н.э, то есть лет 50-60. Город имел сильные укрепления, администрацию, письмо, городскую планировку. Все это говорит о наличии централизованного государства, а не маленьком владении, как утверждают оппоненты в споре археологов, о котором я говорила вначале.
Во-вторых, осталась неразгаданной загадка: почему жители оставили город. То ли воды не хватало, то ли стычки с филистимлянами надоели.
Город остался абсолютно целым
"Дворец возвышается над городом, и из него открывается великолепный вид на окрестности – от Средиземного моря на западе и до Хевронского нагорья на востоке. Это идеальное место для системы оповещения с помощью костров", — рассказывал гид.
В помещениях дворца были обнаружены металлические, керамические и каменные артефакты, в том числе – предметы роскоши, произведенные в Египте. И все эти находки сейчас выставлены в музее.
Склад, площадью 15 на 6 метров. В нем не только хранилась сельскохозяйственная продукция, вино и прочее, но и проводился и сбор податей.
На месте было найдено значительное количество керамических кувшинов. "Их ручки расположены рядом с горлышком, как это было принято в Иудее", — отметили археологи.
В каждом доме найдены инструменты для выпечки, а также множество предметов, привезенных издалека, что говорит о развитой торговле с другими городами и странами
До настоящего времени не было обнаружено следов подобных построек начала 10 века до нашей эры, но не это вызвало мировую сенсацию. Не эта находка была главной причиной публикации в «Журнале библейской археологии» (Biblical Archaeology Review).
А вот и уникальная находка – остракон (надпись на обожжённой глине).
Эта пятистрочная надпись чернилами на глиняном черепке была найдена добровольцем, учеником старших классов, помогавшим на раскопках во время школьных каникул.
То есть, он откопал черепок, а надпись на нем обнаружил корейский археолог.
Наш экскурсовод, захлебываясь от восторга, живописал, сколько усилий было приложено, чтобы прочитать надпись. Каких трудов стоило получить разрешение на отправку осколка в Бостон, где сумели «прочитать» больше букв.
Но, по-прежнему, слишком много пропусков и археологи по-прежнему пытаются расшифровать этот самый древний, из найденных, текст на иврите.
Что еще выставлено в музее, кроме фотографий?
Керамика небольших объемов, сделанная на месте или привезенная с расстояния 10-20 км, базальтовые изделия — 100-150 км, и даже дорогая керамика с Кипра.
Рядом с этим камнем есть надпись
18 «И встал Яаков рано утром, и взял камень, что сделал своим изголовьем, и поставил его памятником, и возлил масло на его вершину. /19/ и назвал это место Бейт Эль (Дом Божий)
А как этот камень оказался в Шаараим? Ответ ищите в Книге Шмуэля (пророки)
Оружие.
Кухонная утварь.Печь. Сосуды. И все это – 10-й век до н.э.
А вот это – глиняный слепок дверей храма.
И двери первого храма были построены по образу и подобию. Во всяком случае, описание соответствует.
И те, кто утверждают, что первого храма не было, должны быть готовы к тому, что доказательства отыщутся. Рано или поздно.