1410 материалов по 1 000 объектам, 43 820 фотографий
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #8/ "Дом ножниц" и другие во Дворе ММХIII
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
Предыдущие экскурсии здесь:
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы
Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #7 / Автопортреты: "Главы I – XVIII"
Двор MMXIII — это ряд внутренних дворов-атриумов, возникших в 2013 году после грандиозной перестройки восточного крыла здания Главного штаба, ставшего затем музейным комплексом, ныне принадлежащим Государственному Эрмитажу.
А что касается «Дома ножниц» и другие, то здесь для объяснений существа предметов парой фраз явно не обойтись, требуется детальное рассмотрение, однако попробуем разобраться, благо администрация Эрмитажа о том заблаговременно побеспокоилась, развесив всюду пояснительные таблички, без них некоторые произведения Фабра понять было бы сложно.
Впрочем, вовсе не обязательно читать изложенную в них информацию, как заявляет сам автор, для понимания значений его творений требуется, прежде всего, определённый труд, работа головного мозга с подключением образного мышления. Но возникает при этом одна маленькая проблема, мышление у всех разное. А потому, дабы впечатления от увиденного не сильно разнились, иногда будем прибегать к помощи пояснений, тем более, что написаны они людьми с соответствующим образованием.
Первый экспонат, встречающий посетителей на широкой парадной лестнице Двора MMXIII, — это стальные доспехи средневекового рыцаря, изготовленные Фабром в 2016 году, они называются «Любовь – высшая сила».
Именно в этом наряде незадолго до официального открытия своей выставки в Эрмитаже художник расхаживал по многочисленным музейным залам, останавливался перед картинами старых мастеров, становился на колени и целовал золочёные рамы, тем выказывал свою любовь и преданность искусству прошлого. Однако проследуем к произведениям Фабра.
Перед нами «Дом ножниц» (1978 г.). В этом деревянном строении, сплошь заштрихованном шариковой ручкой Bic, столь любимой Фабром, он предлагает нам окунуться в мир «синего часа». «Синий час», по его мнению, — это некий переходный момент из одного состояния в другое, крайняя граница жизни, при которой возникает новая жизнь. Довольно запутанно, при этом войти ногами в «Дом ножниц» невозможно, по крайней мере, для посетителей.
Не сильно помогает разгадке тайны «синего часа» и штриховка, обильно нанесённая шариковой ручкой, как ни старайтесь, знакомых образов никаких не найдёте. Хотя, если всматриваться очень долго, не отвлекаясь на туалет и буфет, то утомлённое сознание обязательно что-то покажет, даже наверняка, главное, запастись терпением.
Следующее произведение – это огромных размеров шёлковый занавес, также заштрихованный синей шариковой ручкой, называется «Дорога от Земли к звёздам не вымощена» (1987 г.). Здесь мы вновь имеем дело с некой границей, разделяющей миры реальный и потусторонний.
Как явствует из названия и, судя по чернильному хаосу, изображённому на полотне, дорога к звёздам крайне не благоустроена на всём протяжении пути.
Хотя, в отличие от «Дома ножниц», где заштрихованная площадь значительно меньше, «Дороге к звёздам» однозначно выигрывает, здесь уже сразу видны некие подобия каких-то изображений, правда не поддающиеся идентификации.
Впрочем, могу ошибаться, и те образы потому возникают, что мозг, не остывший ещё от прежней работы с «Домом ножниц», принимает огромную массу импульсов с периферийных участков «Дороги к звёздам». Мало того, делает соответствующие выводы, обходя при этом суждения заведомо ложные, не отвечающие общей концепции автора, и внимательно прислушиваясь к мнению специалистов – группы искусствоведов Эрмитажа, специально обученных по программе: «Фабр и его творчество. Краткий экскурс в мир потустороннего мышления с иллюстрациями и комментариями», отталкиваясь от которого, мозг приобретает необходимое ускорение и ранее «Не вымощенная дорога к звёздам» приобретает, наконец, качества, достойные похвалы.
Полагаю, теперь всем хорошо понятен скрытый смысл этих чернильных работ, а потому рассмотрим следующее произведение Фабра – «Повешенный II» (1979-2003 г.).
Вероятно, где-то существует Повешенный №1, но нам пока достаточно этого. Наш изготовлен из полиэстера, кнопок, гвоздей и верёвки, а ещё из металлической проволоки.
Судя по сопроводительной табличке, Фабр над своим Повешенным №2 трудился 24 года. Делал ли он при этом перерывы? Конечно, иначе кто бы создавал другие его многочисленные произведения. Однако вернёмся к повешенному.
Как заявляет сам автор, его скульптуры, в том числе и данная, стремятся отвечать одной главной идее – постоянным метаморфозам. И неважно при этом, что мы наблюдаем, главное, что чувствуем, какие эмоции испытываем, и какие импульсы наш мозг посылает и куда.
Спрашивается, а при чём здесь гвозди и кнопки, и зачем художник буквально усыпал ими всё тело и без того несчастного человека? Мало ему страданий, так решил, чтоб для окончательного и полного успеха предприятия, но нет, не для успеха, а наоборот, чтоб неясными оставались черты силуэта, этакими расплывчатыми, ведь поверхность, утыканная кнопками и гвоздями, выглядит на деле призрачной, взгляд на неё фокусируется плохо. Зрительные импульсы, отражённые от огромной массы мелких гвоздей и особенно кнопок, рассеиваются, при этом большая часть их теряется неведомо где, не доходя до мозгов. Получив обрывочную информацию и почему-то не перепроверив её, мозг начинает выдавать зрителю ложное суждение о предмете, так, по мнению Фабра, возникают его метаморфозы.
Другая аналогичная работа в кнопочной технике – это скульптура «Я мечтаю» (1978 г.). Материалы те же, но добавился стол и стул, а ещё лента-скотч, которой обмотаны ножки стола, стула и самого автора произведения, под прозрачной лентой на мебели мы наблюдаем чистую древесину без посторонних предметов. Что до ног Мечтателя, как явствует сопроводительная табличка, они в местах под лентой выполнены из плоти. Возникают резонные вопросы: Чьей и зачем?
Полагаю, так проявляют себя метаморфозы, некие приграничные состояния из которых наш герой ещё не окончательно выбрался. Процесс этот очень сложный.
Впрочем, здесь, несмотря на видимые дефекты и ошибки мозга, мы наблюдаем автопортрет самого Яна Фабра, сплошь покрытого предметами канцелярского обихода, а также гвоздями преимущественно одной длины. Сидя за столом в шляпе, он с помощью микроскопа готов кого-то внимательно изучать.
Таким образом, современный художник высказывает признательность своему деду, известному до сих пор в научных кругах энтомологу Жан Анри Фабру, за ту страсть к всевозможным жукам, что нашли своё достойное место в творчестве внука, о чём мы неоднократно убеждались в прошлых экскурсиях по Эрмитажу и, надеюсь, встретимся вновь.
Однако вернёмся к работе «Я мечтаю». Видимо, в самом названии произведения уже заложен ответ на вопрос, а что собственно хотел донести автор, не считая послания дедушке. Да, мечтают все, но обратите внимание, как это тонко, я бы сказал, остро делает Фабр. Во всём его размытом гвоздями и кнопками облике ощущается напряжение, сквозит неким предчувствием скорого разбирательства с таинственными силами, что притаились до поры до времени под микроскопом исследователя.
Ещё мгновение и зоркий глаз Фабра прильнёт к мощному окуляру оптического прибора. Уверенная рука повернёт колёсико настройки, изображение прояснится, детали неведомого соберутся все воедино и… мечты унесут их обладателя далеко-далеко по дороге от Земли к звёздам. И пусть она пока ещё не вымощена, как и до конца нереальна, что ж, то путь настоящего Исследователя и Мечтателя, измеряющего ли облака или позволяющего себе истекать…
«Человек, который измеряет облака» и «Я позволяю себе истекать» — то названия других скульптур-автопортретов Фабра, рассматриваемых в прошлых экскурсиях.
Такими видятся мне произведения художника. Совсем забыл, мы же не уделили должного внимания пояснительным табличкам, не прочли ни одну из них полностью.
Впрочем, может и к лучшему, дорога к звёздам осталась не вымощенной…
Продолжение следует:Ян Фабр в Эрмитаже #9 / Встреча Жука и Мухи рядом с Ангелом
Санкт-Петербург, февраль 2017 года
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 25 фев 2017, 18:07удалить"Вероятно, где-то существует Повешенный №1..."
Может на первый номер претендует скульптура Давида Черны «Viselec" на пражской улицей Husova?
- 25 фев 2017, 18:13удалитьВ любом случае они похожи, как близнецы-братья.)
Сообщение удалено.
- 25 фев 2017, 20:10удалитьЧернильные экзерсисы мне в этот раз не понравились, а вот кнопочно-гвоздочная техника необычна.
- 25 фев 2017, 20:14удалитьДействительно, с кнопками и гвоздями Фабр смотрится очень загадочно, метаморфозы вылезают наружу.
- 25 фев 2017, 21:02удалитьОстрый взгляд мечтателя в острый микроскоп порождает, скорее всего, острые ощущения. В любом случае остромечтающий лучше остроповешенного.
- 25 фев 2017, 21:36удалитьЗдесь двух мнений быть не может, повешенному, пусть и остро, как-то не комфортно относительно того, кто с перевязанными ногами, но с микроскопом. Он ещё что-то способен наблюдать.)
- 26 фев 2017, 09:13удалитьМне больше понравились ваши рассуждения, нежели экспонаты. Ну, не дано понять таких высоких материй. И думаю не только мне. Шизофренией отдает.
- 26 фев 2017, 14:32удалить
Maynurнаписала 26 февраля в 18:13
Мне больше понравились ваши рассуждения, нежели экспонаты. Ну, не дано понять таких высоких материй. И думаю не только мне. Шизофренией отдает.
Что ж, может и шизофрения, определённо сказать сложно, художник справок не предоставлял, только работы, а здесь возникает масса всевозможных толкований, настоящий полёт фантазий, есть где развернуться неуёмной душе.
Спасибо, что следите за экскурсиями! - 26 фев 2017, 14:50удалить
1499Sergeyнаписал 26 февраля в 22:32
Что ж, может и шизофрения, определённо сказать сложно, художник справок не предоставлял, только работы, а здесь возникает масса всевозможных толкований, настоящий полёт фантазий, есть где развернуться неуёмной душе.
Спасибо, что следите за экскурсиями!
Трудно не согласиться с вами. Это фантастично, ирреально, это бешеный талант, но это не искусство. Нечто другое, стоящее рядом с искусством. - 26 фев 2017, 14:54удалить
Maynurнаписала 26 февраля в 23:50
Трудно не согласиться с вами. Это фантастично, ирреально, это бешеный талант, но это не искусство. Нечто другое, стоящее рядом с искусством.
Пусть так, но оно задевает наши эмоции, стимулирует разум, мы пытаемся рассуждать, а это, согласитесь, вовсе неплохо. - 26 фев 2017, 15:28удалить
1499Sergeyнаписал 26 февраля в 22:54
Пусть так, но оно задевает наши эмоции, стимулирует разум, мы пытаемся рассуждать, а это, согласитесь, вовсе неплохо.
Согласна. - 26 фев 2017, 10:44удалить
- 26 фев 2017, 10:47удалитьТеперь я понимаю зачем Фабру так много помощниц и именно женщин — это же сколько терпения надо иметь, чтобы шариковой ручкой заполнить такие огромные пространства! Одному Фабру точно не справиться, с кнопками и иголками ему также явно помогал отряд женщин.
- 26 фев 2017, 11:36удалить
Omiteнаписала 26 февраля в 08:47
Теперь я понимаю зачем Фабру так много помощниц и именно женщин — это же сколько терпения надо иметь, чтобы шариковой ручкой заполнить такие огромные пространства! Одному Фабру точно не справиться, с кнопками и иголками ему также явно помогал отряд женщин.
У меня ещё при виде скульптур, облепленных панцирями крылаток, сие подозрение родилось ))) - 26 фев 2017, 14:48удалить
ksushashaнаписала 26 февраля в 20:36
У меня ещё при виде скульптур, облепленных панцирями крылаток, сие подозрение родилось )))
Женское чутьё — оно самое верное! - 26 фев 2017, 14:47удалить
Omiteнаписала 26 февраля в 19:47
Теперь я понимаю зачем Фабру так много помощниц и именно женщин — это же сколько терпения надо иметь, чтобы шариковой ручкой заполнить такие огромные пространства! Одному Фабру точно не справиться, с кнопками и иголками ему также явно помогал отряд женщин.
Браво, Татьяна!
Прав был поэт, без женщин жить на свете нельзя...
Кто, кроме них способен на такие подвиги? Никто!
Спасибо! - 1 мар 2017, 08:31удалитьОчень понравилось. Прочел с интересом. Придется выбрать время и прочесть остальные советы)))
- 1 мар 2017, 15:45удалитьСпасибо! Заходите, буду рад!
- 21 дек 2018, 23:59удалитьИскусство нового времени требует и новых материалов и иногда позволяет нам взглянуть на привычные вещи по-новому.
Спасибо - 22 дек 2018, 01:24удалитьВсегда интересно менять угол зрения, возникают новые перспективы. Спасибо, что уделяете внимание и время!
- 22 дек 2018, 12:56удалитьСчитаю, что тезис ВИ Ленина "Учиться, учиться и учиться" совершенно правильный, и всегда стараюсь следовать ему....