У меня были серьёзные сомнения. Не то чтобы я совсем не хотела ехать в Савоку, просто и не рвалась, ничего особенного от поездки не ждала и внутренне готовилась к разочарованию. Причиной всему вышеперечисленному было убеждение, что популярность деревни искусственна, количество туристов на квадратный метр зашкаливает и вообще... Не стоит путать то, что действительно интересно с тем, что просто хорошо раскручено. Ну, что же, бывают случаи, когда крайне приятно понять, что ошибаешься!
Уже в пути, оглядывая великолепные пейзажи, которые открывались за каждой очередной петлей извилистой горной дороги, я чувствовала, что понимаю режиссёра Фрэнсиса Форда Копполу. Соглашаюсь, что в эти места трудно не влюбиться с первого взгляда. Догадываюсь, почему для съёмок сицилийских эпизодов своего знакового фильма он избрал Савоку.
История эта большинству известна, и вкратце такова: из-за ошибки паспортиста, оформлявшего документы для прибывших в Америку эмигрантов, фамилией Дона Вито стало название деревушки, откуда он прибыл — Корлеоне. Будущий Крестный отец стал Доном Корлеоне.
Сицилийскую часть фильма "Крестный отец", естественно, планировали снимать в Корлеоне, но родина дона Вито Андолини-Корлеоне режиссера не вдохновила. Тогда, немного покатавшись по острову, Коппола обнаружил высоко в горах прекрасную Савоку, и именно её "назначил на роль" деревни Корлеоне.
И где сейчас та Корлеоне? Где-то в другой части острова, до неё и дела никому нет. А вот Савока благодаря нашумевшей гангстерской саге приобрела мировую известность и туристический статус must to see. Придуманное место. Как дворик Джульетты в Вероне, как квартира №50 в Москве.
Чем это чревато, объяснять не нужно. Ежедневно на пару-тройку деревенских улочек извергается поток из сотен любопытствующих. Туристов подвозят автобусами, на подъезде к деревне их может быть до 10 штук единовременно (умножьте-ка это на 40-50 человек), плюс бесконечная вереница частных автомобилей.
И вот представьте, что целую группу человек в 50 одновременно приводят посмотреть на маленький бар Vitelly, где Майкл Корлеоне разговаривал с отцом прекрасной Аполлонии, и где судя по всему, разместиться могли бы человек 10, не более...
Ладно, не буду зря пугать. Признаюсь сразу, мы поняли, какая тут нужна уловка. Туристы идут толпой. Заходят в бар, смотрят и двигаются дальше, чтобы увидеть церковь Санта-Лучия.
Между прочим, снимать обряд венчания внутри церкви Копполе не позволил местный священник. Итальянцы очень строги в вопросах набожности. Так что эпизод фильма снимали на пороге церкви — тот, в котором Аль Пачино (Майкл Корлеоне) стоял на коленях в компании итальянской актрисы Симонетты Стефанелли (Аполлония Вителли).
А вот и улочка, ведущая из церкви в деревню. По ней в фильме двигалась свадебная процессия.
Как оказалось, здесь нужно всего-то переждать толпу и просочиться на маршрут до прихода следующей. Нам таким образом удалось не только осмотреть все в тишине и покое, но ещё и найти место за столиком бара, чтобы спокойно перекусить у Вителли.
Сейчас я покажу вам фотографии улочек Савоки, сделанные в два часа пополудни, в самый туристский "час пик", и можете удивляться — на них нет людей! Совсем нет! Мы удачно влезли внутрь паузы меж туристических потоков и наслаждались видами деревеньки и окрестных гор практически в одиночестве.
Помните, как в фильме "Крёстный отец" Майкл спрашивает у своего проводника:
— А где все мужчины?
И тот отвечает:
— Убиты в результате вендетты.
Точно зная, что времена кровной мести давно канули в лету, в Савоке можно в этом усомниться. Ибо местных нет — ни мужчин, ни даже женщин. Исключите туристов, и улочки Савоки предстанут вам совершенно безлюдными.
В 2008 году Савока вошла в список "самых красивых нетуристических городов Италии". С тех пор ещё не прошло и 10 лет, а статус "нетуристическая" уже явно устарел. Зато насчёт красивости — никаких сомнений! Деревенька невероятно фотогеничная, она радует каждым своим ракурсом, а бесконечные зеленые изгибы обрамляющих деревню гор реально вдохновляют.
И вьются улочки по самому склону крутого обрыва, и растут гигантские кактусы, и зреют оранжевые апельсины...
Но кое в чем я все же была права: сегодняшняя Савока немного ненастоящая, картинная. Мы уже были высоко в горах и помним, как выглядят затерянные там старинные городки. Иначе выглядел Эриче и не таков был Кастельбуоно, совершенно покоривший мое сердце. Ну, нет там таких новеньких, ладненьких домов и открыточно-сверкающих мостовых! Все камни древние, потертые, а фасады домов слегка облупившиеся, чуть-чуть желтоватые, старые одним словом.
А в Савоке все по последнему слову дизайна. Это очень хорошо, очень красиво, но это как бы...не Сицилия 😏 Я, конечно, читала, что не только на потребу туристам деревня постоянно прихорашивается и перестраивается. Здесь в горах близ Савоки постоянно происходят землетрясения, дома рушатся, и люди отстраиваются заново. Понятно, между домом 100-летней давности и современной постройкой разница видна.
Что же до важнейших строений деревни, то если бы не забота местных жителей, то и церковь Санта-Лучия, и древний замок Савоки давно бы уже превратились в руины. Значит, правильнее принять всё как есть. Я и приняла. У меня это получилось неожиданно легко.
Сидя за столиком бара Vitelly и глядя на густую заросль плюща, пронизанную солнцем, я ела хрустящий хлеб, запивала граниттой и слушала музыку. Музыка звучала непрерывно — снова и снова повторялся знакомый мотив из фильма — грустная, с трагическими нотками мелодия, разлитая в таком тёплом, таком расслабленном мареве осеннего дня.
Музыка настраивала на особый, совсем не соответствующий происходящему вокруг лад. Звучала и тревожила. Так болит, мечется и томится грешная душа, не находя покоя даже в самом безопасном и тихом месте на земле. А отовсюду смотрит на тебя лицо Марлона Брандо в роли Дона Корлеоне. И всю эту туристическую мишуру, все эти футболки, значки и кружки с его изображением ты вдруг принимаешь тоже, и остро понимаешь, что тебе надо срочно пересмотреть этот фильм!
Да, сегодняшняя Савока это не Сицилия, это иллюзия. И мы не в богом забытой деревеньке, а скорее уж на съемочной площадке, которую актеры ненадолго покинули, отправившись на перерыв. Но эта киношная атмосфера тоже интересна, хороша, а главное, очень душевна.
Вот в таком настроении "приятия" и неожиданно вспыхнувшего интереса декоративность Савоки начинает видеться совершенно уместной. Уже не кажутся чужеродными даже странные инсталляции с зеркальной поверхностью, щедро расставленные вдоль дороги на подъезде к деревне.
Эти необычные скульптуры создал местный уроженец, ныне достаточно известный скульптор и концептуальный художник, Нино Уккино (1952 г.р.) Его работы выставляются сегодня в галереях многих городов мира, таких, например, как Рим и Нью Йорк, а некоторые сделаны специально для того, чтобы украсить собой Савоку.
В 2012 году скалу на въезде в деревню украсила композиция из нержавеющей стали высотой четыре метра и шириной восемь, состоящая из переплетенных между собой стальных прутьев, среди которых сверкает изображение двух целующихся подростков. Работа называется ComalAmore, что переводится "КакЛюбовь", и посвящена всем влюблённым.
Переплетенные прутья предназначены, по замыслу автора, для закрепления "замочков любви", символизирующих крепость чувств и неразрывность отношений.
Самая знаменитая скульптура из тех, которые Нино Уккино подарил Савоке, находится на небольшой площади напротив бара. В фильме Майкл Корлеоне танцевал на этом пятачке свадебный вальс с Аполлонией. Сейчас окрестные горы и голубое небо причудливо отражаются в плоской зеркальной фигуре, изображающей Френсиса Фонда Копполу за работой.
Он хорошо поработал, Коппола. Не только снял оскароносного "Крестного отца", но в каком-то смысле создал и сегодняшнюю Савоку. Её, правда, приходится воспринимать, как процветающий и популярный музей одного фильма, но какая разница! Фильм по прежнему цепляет, а Савока так удачно и ярко выбивается из ряда уже сложившихся сицилийских впечатлений.
Короче, намётанному режиссёрскому глазу вполне можно доверять, и, значит, Савоку надо посетить обязательно. Она — прекрасна.