1407 материалов по 996 объектам, 43 477 фотографий
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #7 / Автопортреты: "Главы I – XVIII"
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
И только с возникновением автопортрета проблема была решена. Теперь, видя под изображением буйвола или носорога физиономию их создавших, все понимали, кем следует восхищаться, а заодно кого приглашать расписывать стены в пещерах. Так художники обрели свои имена, а с ними почести и материальные блага. Искусство по-настоящему стало приносить прибыль, а заодно воспитывать население, открывая перед ним огромный мир прекрасного.
Однако оставим историю, а обратим взор на день сегодняшний, посмотрим, какими автопортретами радует зрителей современный художник и в частности бельгиец Ян Фабр, чья выставка «Рыцарь отчаяния – воин красоты» проходит в эти дни в Эрмитаже.
Начало экскурсий здесь:
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы
Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти
Прежде чем мы основательно рассмотрим его автопортреты, не лишним будет сказать, что всё творчество Фабра довольно необычно по своему восприятию, порой оно вызывающе, даже провокационно, хоть сам автор так не считает. Тем не мене требуется определённый труд со стороны зрителя, его желание понять и разобраться в лабиринтах потаённой души автора. Говорят, чужая душа – потёмки, сложно поспорить с данным утверждением, тем более что рассматриваемый нами непростой орган принадлежит человеку творческому, бесспорно талантливому и что очень важно, не обделённого чувством юмора, а порой и гротесковой сатиры.
Представленные на выставке автопортреты – это семь бюстов, выполненных в полированной бронзе, отчего те кажутся золотыми. Вероятно, для создания своих скульптур Фабр использовал технологию с восковыми масками, такими натуралистичными получились образы.
Вдобавок художник дополнил свои изображения деталями, отнюдь не характерными для данного вида портрета, то всевозможные рога животных. Вот уж, действительно, с юмором у него всё в порядке. Однако хотелось бы разобраться, что к чему.
Как заявляет сам автор, в творчестве для него важным являются метаморфозы, всяческие изменения, что происходят в мире вокруг и внутри него, они заставляют всё время экспериментировать, искать новые методы и пути. И здесь очень важным является не останавливаться на достигнутом, иначе метаморфозы исчезнут.
«Каждый автопортрет — это в каком-то смысле посмертная маска, — говорит Фабр – вы смотрите в зеркало и видите, что меняетесь как личность, становитесь всё более уязвимым. Всё находится в бесконечном состоянии изменения, но делая эти скульптуры, я, конечно, также высмеиваю себя».
Полагаю, последние слова приоткрывают завесу тайны, если нет, что ж, тогда чужая душа остаётся пребывать в потёмках.
Каждый художник очень желает оставить после себя след, и если в пещерах это сделать было проблематично, то в современных музеях намного проще, главное попасть внутрь.
А теперь обратимся к автопортретам Фабра из серии Главы I – XVIII (Chapters I – XVIII) (2010 г.).
Судя по названию, полный комплект глав включает 18 бюстов, однако в Эрмитаже представлено только 7. Впрочем, само число, как таковое, здесь может играть роль второстепенную, не относящееся к существу вопроса, а потому позволю себе некую вольность, переименую портреты на свой лад согласно деталям, что их украшают, и начнём знакомство с Единорога, он выступает у Фабра под именем Глава VI.
Вероятно, таким необычным образом художник выказывает свою любовь к романтическому периоду Средневековья, когда существовали доблестные рыцари, их прекрасные дамы, драконы и единороги — символы целомудрие, духовной чистоты и всевозможных исканий.
Поэтому выражение лица на портрете подчёркнуто сдержанное, не допускающее ни малейшей частицы сомнений в искренности чувств.
Следующий портрет у меня называется Ослиные уши, у Фабра – Глава I.
Все почему-то считают, что осёл является символом глупости и упрямства, однако это далеко не так, оказывается, он ещё служит примером кротости и терпения. В общем, довольно противоречивая фигура, как и автор, создавший данный портрет.
Далее у нас идёт Носорог или Глава II.
Бесспорно, носорог является очень сильным и отважным животным, такому дорогу лучше не переходить.
А ещё это животное символизирует удачу и мужскую силу, что крайне вредит самому носорогу, последнего у него, вероятно, в избытке, а вот с удачей как-то не повезло, сокращается она, как и численность, повсеместно.
Как знать, может именно о том и грустит Фабр в образе носорога, переживая за них, таких сильных, но «удачливых».
Кроличьи уши или Глава XI
Позволю предположить, что здесь автор испытывает ещё более сильные чувства по отношению к братьям нашим меньшим.
Уж во всяком случае, радости в его облике мы не наблюдаем, скорей тоску и сожаление, что всё в этом мире для одних складывается именно так, а не иначе.
Винторогий или Глава XVII
В отличие от баранов обычных, предпочитающих для проживания ландшафты не очень высокие, их сородичи, те, что обитают в горах, привыкли каждый день рисковать жизнью, штурмуя одну высоту за другой.
У них даже рога своим видом напоминают неприступные скалы. Однако и винторогие способны предаваться мечтаниям.
Видимо, помимо заоблачных высот имеются и совершенно противоположные ориентиры, однако прочь печаль и меланхолию, ведь впереди у нас веселье.
Рог оленя или Глава XVI
Надо обладать завидным чувством юмора и оно, несомненно, присутствует, чтобы позволить себе так расслабиться, когда на голове наблюдается такое развесистое чудо природы. Не стану рассказывать, что символизируют собой оленьи рога, вероятно, многим понятно, но далеко не близко по опыту, предназначение данного предмета на мужской голове, однако рог только один, а значит, не всё так плохо и есть повод для веселья.
Может второй и вовсе не вырастет, ну а если и так, что ж, не землетрясение же или потоп на голову вылились, только рога. Не первый и далеко не последний здесь видится мне случай.
Вполне обыденное явление, и даже не повод расстраиваться.
Закрученные рога или Глава X — заключительная.
На этом портрете мы закончим знакомство с внутренним миром художника, непростым, довольно противоречивым, но искренним, как и всё, что создаётся его талантливыми руками.
Однако на этом наша экскурсия по выставке Фабра не заканчивается, впереди у нас самое-самое и другое: Ян Фабр в Эрмитаже #8/ "Дом ножниц" и другие во Дворе ММХIII
Санкт-Петербург, февраль 2017 года
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 22 фев 2017, 00:13удалитьА может быть рога и уши здесь, как "антенны" — символы связи настроения со Вселенной во время разных состояний души?
- 22 фев 2017, 00:16удалитьПризнаться, об антеннах как-то не подумал, вероятно, излучение шло слабое, не уловил. А идея интересная.
- 22 фев 2017, 08:01удалитьЯ думаю, это разные ипостаси самоиронии автора или, наоборот, самовосхищения: "Ну, и кролик же я после этого!" — подумал Фабр после того, как у него объявилось 50 наследников. "Какой я — осёл, что изобразил себя таким разнорогим и разноухим?! Это же так глупо, а впрочем... не глупо, а, пожалуй, оригинально!"
- 22 фев 2017, 09:30удалитьМне нравятся Ваши суждения, в них Фабр открывается с новой стороны.
- 26 фев 2017, 10:32удалитьМожно гадать сколько угодно, что означают рога и уши, но надо отдать должное художнику — он обладает не только фантазией, но и смелостью, и самоиронией. А может быть, он просто смеется над нами?
- 26 фев 2017, 14:51удалить
Omiteнаписала 26 февраля в 19:32
Можно гадать сколько угодно, что означают рога и уши, но надо отдать должное художнику — он обладает не только фантазией, но и смелостью, и самоиронией. А может быть, он просто смеется над нами?
Да, с юмором, как и с самоиронией, у художника всё в порядке. Возможно, он нас просто дурачит, но надо признать, делает это ловко, талантливо. - 5 мар 2017, 10:21удалить
Rainbowнаписала 5 марта в 07:59
Умопомрачительная фантазия! Я смеялась!
Видимо, этого и добивался автор, пошутить над собой.