Прогулка по Старой Праге (ч.3) Площадь Крестоносцев
Площадь Крестоносцев (Křižovnické náměstí ) — непривычный для Праги рыцарский топоним:
Дело в том, что позади памятника императору Карлу IV, расположен монастырь Ордена Крестоносцев с Красной Звездой и костел при нем. Монолитное, без архитектурных излишеств здание подчеркивает суровость названия и отвечает времени создания, а это эпоха раннего барокко. Мощный купол костела Крестоносцев ассоциируется с собором Св. Петра в Риме, на его фасаде фигуры ангелов и скульптура Св. Яна Непомуцкого. Фасад здания выполнен по чертежам французского архитектора Жана Батиста Матье, а росписи внутри его – создание ярчайшего представителя чешского барокко Венцеля Райнера:
Это единственный рыцарский орден, основанный на территории Чехии. К тому же он еще и действует по сей день. В былые времена главной деятельностью ордена был уход за больными и забота о духовной жизни населения. В настоящее время уходом за больными занимаются в других монастырях, а в этом доминирует второй вид их деятельности. Его членами являются 16 монахов.
В Средневековье был период, когда Орден пользовался привилегией сбора пошлины за пользование мостом, но взамен должен был охранять и ремонтировать его. Поэтому когда шведы в 1648 году подошли к Праге, сначала разграбив Градчаны и Малую Страну они встретили отчаянное сопротивление на Карловом мосту. Это крестоносцы организовали жителей Старого Места, включая студентов Карлова университета и весь простой люд. Неподалеку в одном из дворов Клементинума можно видеть скульптуру чешского студента в облачении защитника:
(Не правда ли, он похож скорее на мушкетера).
Сегодня, как и в далекие времена чайки крикливо требуют подаяние и получают его:
В центре площади 4х-метровый памятник Карлу IV:
Император держит в руке буллу (грамоту) об учреждении Пражского университета, главного его детища, да и сам памятник создан к 500-летию его основания. Постамент художественно документирует 4 главных факультета, открытые одновременно с основанием главного вуза Чехии:
На Карлов мост обращен главным фасадом костел Святейшего Сальватора. Он является частью Клементинума – бывшего иезуитского общежития. Клементинум по своим размерам уступает только Пражскому Граду, а его Национальная библиотека – уникальный памятник раннего барокко. Среди создателей Клементинума несколько итальянских фамилий, к тому же в этой части Праги проживали выходцы из Италии, поэтому если пройти по Карловой улице вдоль восточного фасада Клементинума, то на ее изгибе – Влашская (Итальянская) часовня необычной эллипсовидной формы.
Сальватор переводится как Спаситель, иными словами Иисус Христос. Костел построен немецким зодчим Килианом Игнацем Динценхоффером, и это тоже представитель раннего барокко. Он спроектировал для Праги более 10 дворцов и храмов. Их архитектура роскошна, как, впрочем, и интерьеры, для чего приглашались лучшие художники и скульпторы своего времени.
Предмостная башня была возведена позже моста. Вместе с мостом она была частью Королевского Коронационного пути. Иными словам башня и сам мост являются частью этого пути:
Староместская предмостная башня Карлова моста – звено королевского коронационного пути из Вышеграда в Пражский Град. Каково значение коронационного пути?
Дело в том, что короли Чехии в эпоху раннего и зрелого Средневековья никак не могли определиться с местом резиденции, меняя Вышеград на Пражский град и снова возвращаясь в Вышеград. У каждого короля был свой резон, а закончилась эта чехарда тем, что путь между этими крепостями стал по распоряжению Карла IV обязательным ритуалом для всех последующих королей. Еще бы, ведь в Вышеграде хранились первые королевские реликвии – сума и лыковые башмаки Пршемысла-пахаря, призванного на княжеский престол и ставшем основателем династии. Карл IV по материнской линии происходил из рода Пршемысловичей и это было предметом его особой гордости. Да и сама жизнь Карла доказала, его первое место в истории Чехии, как Петра Великого – в истории России.
Староместская мостовая башня стоит на первой мостовой опоре, это один их ярких памятников Средневековья в Европе — художественно-исторический, фортификационный, и просто как звено переправы из Старого города в Малый и далее – в Градчаны.
Создатель моста и башни — немецко-чешский архитектор и скульптор Петр Парлерж (чеш. Petr Parléř, 1330 — 1399). Узнав о работах зодчего в Германии, Карл IV пригласил Петра достроить Собор Святого Вита. Архитектор при строительстве собора уделял большое внимание декоративным элементам, что и послужило тому, что император позвал его создать архитектурный образ Карлова моста и мостовых башен.
Парлерж богато украсил восточный фасад моста, изобразив на суровой глади стены над аркой – гербы 10 чешских регионов, над гербами — фигуры самого заказчика Карла IV, Св. Вита и Вацлава IV, выше – два чешских покровителя Войтех и Сигизмунд :
Роль главного пражского градостроителя была увековечена разрешением поместить его бюст в соборе Св. Вита:
Его и похоронили там же, рядом с королями. Таков масштаб личности.
Построенная в начале 15 века Староместная башня значительно пострадала во времена Тридцатилетней войны. Именно тогда, основная часть ее богатого декора западного фасада была уничтожена шведами в битве за Старый город:
Своим гостям я предлагаю на фасаде моста найти «Бородача». Это каменный полустертый барельеф головы бородатого мужчины. По легенде он изображает первого итальянского архитектора Юдитина моста, неподалеку от которого через столетие начали возводить Карлов Мост. «Бородач» это все, что осталось от того первого каменного моста через Влтаву. На протяжении многих веков он служит точкой для измерения уровня воды – точнее – знак прихода наводнения, или «большой воды», как принято говорить в Чехии. Как только вода дойдет до его бороды, жди беды! Это значит, что пора начинать эвакуацию Старого города.
В конце 3-ей части нашей прогулки сделаем несколько шагов по Карлову мосту, поглядим на 2 украшающие его скульптуры и на людей. Это большая тема, поэтому пока только кадры:
До встречи на набережной Сметаны !