1410 материалов по 1 000 объектам, 43 820 фотографий
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
Начало экскурсии здесь:
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
В детстве он мечтал стать почтальоном, ему казалось, что это самые свободные люди на свете, они ходят от дома к дому, разносят письма и ни от кого не зависят, но однажды на день рождения отец подарил ему микроскоп и набор химических реактивов, надеясь, что сын выберет достойную профессию. Мальчик так увлёкся опытами, что решил стать химиком, но не простым, а химиком-почтальоном. Повзрослев, Ян Фабр превратился в художника-экспериментатора, демонстрирующего свои произведения по всему миру. И как знать, может секрет его непростых для понимания работ кроется в прошлом, в том далёком детстве, когда он мечтал стать почтальоном, разносящим письма, если так, то мечты его сбылись.
А как же химия, неужели она забыта? Пожалуй, нет, но с годами претерпела странные изменения, она то появляется, то исчезает, а всё благодаря совершенно простому предмету – шариковой ручке фирмы Bic синего цвета. А метаморфоза заключается в следующем:
В юности из-за отсутствия достаточных средств Фабр вместо красок и кисточек очень часто использовал шариковые ручки, именно Bic, вероятно другие были малодоступны, и именно синего цвета. В процессе работы он выявил их удивительную особенность, оказалось, что синий цвет наполнителей ручек в силу особого химического состава со временем приобретает различные оттенки, мало того, если при этом основное изображение нанести на фотобумагу, а поверх него несколько слоёв ручкой Bic, то в результате появляется необычное изображение. И в зависимости от угла зрения рисунок то появляется, то исчезает.
Так возникли многочисленные серии картин под общим названием: «Появление и исчезновение…»
Кстати, а вот и одна из них – это «Появление и исчезновение Антверпена I» (2015 г.). Должен сразу предупредить, родной город Фабра на этом полотне мы не увидим, во-первых потому, что он исчез, как явствует из названия, а во-вторых, по другой совершенно причине, отсутствия должного освещения и угла зрения.
Многие, проходящие мимо этого и других аналогичных его полотен, задаются вопросом, а в чём собственно смысл представленных здесь картин? Обыкновенное синее пятно и ничего более, вроде квадрата Малевича. После чего они укоризненно вертят головой и идут дальше. Но нам повезло, мы знаем секрет, а потому, поколдовав немного над контрастностью и тенями, открываем для себя замысел автора.
«Антверпен I» на поверку оказался… женщиной, довольно интересной и загадочной, как на полотнах старых мастеров, у которых Фабр постоянно черпает вдохновение.
Видимо существуют Антверпены II, III, IV... что ж, было бы приятно познакомиться с каждой.
Совсем рядом можно наблюдать другую его работу в той же технике шариковой ручкой Bic: «Появление и исчезновение Вакха I» (2015 г.).
Правда данный конкретный образ, запечатлённый на глянцевой фотобумаге, приятных восторгов в себе не таит.
Вакх бог вина, чревоугодия, безудержного веселья и нехороших излишеств выглядит несколько непрезентабельно.
Чего нельзя сказать о «Человеке с палочкой, намазанной птичьим клеем» (1990 г.).
Это довольно внушительных размеров картина почти в человеческий рост. Здесь следует заметить, что дед Яна Фабра Жан-Анри Фабр был довольно известным энтомологом, написал множество научных трудов о жизни насекомых, за что был награждён французским орденом Почётного легиона. Его современник Виктор Гюго называл его «Гомером насекомых», так были велики заслуги этого учёного мужа перед многочисленным отрядом жесткокрылых, чешуекрылых и прочих членистоногих животных.
Внук пошёл дальше, наряду с жучками он полюбил птиц, кошек и собак. С последними из перечисленных мы ещё встретимся в его творчестве, то будет в других залах, а пока рассмотрим пернатых и начнём с «Человека с палочкой, намазанной птичьим клеем».
Сюжет данного произведения кроется в деталях. В образе птицелова выступает сам Ян Фабр. Его голову покрывает шляпа пчеловода, она призвана защищать от дурных помыслов и поступков, однако с помощью особого клея и палочки он пленяет сову, которая является одновременно символом мудрости и приближающейся смерти. Можно только догадываться, что произойдёт в дальнейшем, вернётся ли наш герой в дом, кажущийся нереальным в отражении тёмных вод, или дорога его никогда не закончится, и точно одинокому дереву ему предначертано вечно тянуться к свету, оставаясь при этом во мраке своих мыслей.
Порой случается, что безумие – это благо, а разум холодный лишь беды приносит. Мы ловим птиц, ставим капканы на зверя и не догадываемся, что сами попадаем в силки. Даже если клетка открыта, из неё нельзя убежать.
Впрочем, у данного произведения могут быть и совершенно другие толкования, всё зависит от личного восприятия, а тем временем надо двигаться дальше, к безумию, тем более, как утверждает Фабр, оно такое приятное.
Очередная его работа, выполненная шариковой ручкой Bic: «Какое приятное безумие» (1986 г.)
Увы, к сожалению, найти подходящий ракурс, чтобы представить произведение в полной мере, не удалось, в происходящее в качестве отражений вмешались посторонние предметы, как то эрмитажная картина, настенный подсвечник и … ваш покорный слуга с фотоаппаратом. Однако сова, как главный элемент картины и символ приятного безумия, думаю, хорошо получилась, во всяком случае, общей композиции она не портит.
А далее у нас «Человек с пером и птенцами орла» (1986 г.) Видимо, некоторые остатки безумия, что не поместились на предыдущей картине, нашли место здесь, особенно в глазах птенцов и, вероятно, их матери.
Проследить по руке, держащей перо и венок, кому принадлежит она, не удалось, но имеются предположения, что рука эта имеет глубокие корни. Ну, вы догадываетесь, о ком идёт речь, да простит он меня.
Продолжая птичью тему, хочу представить «Обезглавленных вестников смерти» (2006 г.). Уж простите, но пора нам как-то двигаться к серьёзным вещам, хотя шариковые ручки ещё будут.
Здесь семь совиных чучел, вернее, их головы, выполненные из натуральных перьев на гипсовой основе со стеклянными человеческими глазами.
Всё это добро выставлено на длинном столе, покрытом белой льняной материей. Рядом висят картины старых фламандских мастеров.
В средневековой Европе отношение к совам было, мягко говоря, неприветливое. Эти ночные птицы считались предвестниками скорой смерти и встреча с ними, как понимаете, к радости не приводила.
Им приписывали дружбу с самим дьяволом. Наряду с кошками, крысами и жабами, их нещадно уничтожали, вероятно, население Европы тех лет очень недолюбливало животных.
Возможно, те объедали их, а ещё разносили по местам общего проживания какие-нибудь страшные заразные заболевания, например чуму, однако делали они это не со зла, а исключительно по причине общей поголовной безграмотности, как в вопросах здравоохранения, так и личной гигиены.
Руки и лапы никто не мыл, зубы и клювы не чистили, отхожие места устраивали, где попало, отчего всевозможные микробы и вирусы лишь процветали.
Совиному поголовью и их товарищам грозило полное истребление, к тому же ведьмы, самая одиозная часть женского населения тех лет, взяли за правило готовить из них всякие отвратительные снадобья, выдавая те за врачебные микстуры, чем окончательно подорвали духовное и физическое здоровье тамошних граждан.
До наших дней дошло множество рецептов тех препаратов, например у Шекспира в Макбете:
«Три раза кот клейменный промяукал. Три раза и еще раз еж скулил. Сова кричит: "Пора! Пора!" Туда бросаем части потрохов. Вот жаба в котел полетела бурлящий, что яд свой копила в болотистой чаще. Двойная работа, двойная забота.
Огонь гори, котел кипи. Пусть варятся в котле совместно тритона глаз и жало слепозмейки. Пускай кипят в соседстве с ними крыло совы и пух летучей мыши, лягушки палец и язык собаки сок отдают, как и язык гадюки.
И ящерицы лапка и кусок змеи болотной, свернутой в кольцо. Варись, дьявольский навар!»
А вот интересно, кто-нибудь в наши дни пробовал воссоздать данный навар, если да, то, как его следует применять, до или после еды и какими ложками, и самое главное, имеются ли противопоказания?
Прошли годы и в наши дни некоторые из ведьм, которые в тёмном средневековье сгореть на кострах не успели, получили правильное образование и мучить сов, как и других животных, перестали.
Однако нам следует двигаться дальше в другой зал…
Продолжение следует:Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Санкт-Петербург, январь 2017
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 9 фев 2017, 15:21удалитьТехника с чернилами и фотобумагой — неожиданное открытие. Очень интересный эффект!
- 9 фев 2017, 19:22удалитьСамое удивительное, что большинство его подобных картин на выставке я смог свободно разглядеть лишь дома на фотографиях, когда колдовал с тенью. Ничего подобного до сих пор не встречал.
- 10 фев 2017, 20:57удалить
Rainbowнаписала 11 февраля в 03:57
Не иначе, как волшебство.
Или мастерство, чему научиться можно ) - 9 фев 2017, 20:30удалитьПомнится в школе на уроках, от нечего делать, я тоже баловалась BICовскими чернилами:))
Но велосипеды мне за это не давали:))) - 9 фев 2017, 20:59удалитьВидимо у администрации Вашей, Лена, школы были несколько другие воззрения на искусство, да и велосипедов, вероятно, не хватало. Надо было не бросать занятия шариковыми ручками. )
- 9 фев 2017, 21:38удалитьДа кто ж знал, Сергей:((((
Сейчас бы в Эрмитаже "висела":))) - 9 фев 2017, 22:38удалить
Norisfoxнаписала 10 февраля в 06:38
Да кто ж знал, Сергей:((((
Сейчас бы в Эрмитаже "висела":)))
И в Лувре ) - 10 фев 2017, 06:58удалитьВам бы, Сергей, экскурсоводом работать в Эрмитаже — так много интересного узнала из вашего рассказа. Благодаря скандалу имя Фабра стало знаменитым на просторах русскоязычного интернета, но нигде так подробно я не читала о творчестве Фабра. Очень интересно и пока не страшно — чучела сов получились очень примиленькими.
- 10 фев 2017, 12:35удалитьСпасибо, Татьяна!
По поводу экскурсовода, при повторном посещении выставки Фабра, когда многое я узнал о нём и его творчестве, со мной произошёл такой случай. Стою я как-то у одной из его картин, нарисованной шариковой ручкой, стараясь поймать нужный ракурс для фотографирования. Мимо проходит пара молодых людей. Почти зевая обращают внимание на картину. Абсолютно синее полотно и ничего более. Между ними возникает диалог, мол, что здесь смотреть, какая-то чернота, пошли дальше. Объяснил, что фокус весь в цвете, а главное — в ракурсе, но самое интересное, что картина открывается только на фото, когда убираются тени. Молодые люди заинтересовались. Вдобавок рассказал им о самом Фабре, кто он такой и чем занимается. К нам стали подходить другие посетители Эрмитажа. Вскоре собралось человек десять, а потом более. Несколько залов пришлось ходить вместе с ними, рассказывать, отвечать на вопросы, пока не выдал им страшную тайну, что ни какой я не экскурсовод, а просто, как и они, посетитель, пришедший познакомиться с выставкой Яна Фабра, а заодно сделать несколько сот фотографий его работ. Чем и пытаюсь сегодня делиться со всеми в своих советах, надеюсь, последующие будут более интересными. Очень хотелось бы.
Ещё раз спасибо за терпение! - 12 фев 2017, 04:24удалитьКак все-таки восприятие выставки меняется, если знаешь о художнике , о его восприятии мира, о технике, которую он использует.
Я помню на уроках литературы в школе, никогда не любила задание : изучить биографию автора. Мне всегда казалось это скучным и ненужным. Но с возрастом я поняла насколько многограннее и интереснее предстают перед нами произведения, когда мы знаем биографию автора. - 12 фев 2017, 13:49удалить
tulipнаписала 12 февраля в 13:24
Как все-таки восприятие выставки меняется, если знаешь о художнике , о его восприятии мира, о технике, которую он использует.
Я помню на уроках литературы в школе, никогда не любила задание : изучить биографию автора. Мне всегда казалось это скучным и ненужным. Но с возрастом я поняла насколько многограннее и интереснее предстают перед нами произведения, когда мы знаем биографию автора.
Полностью с Вами согласен, без знания автора, очень трудно понять смысл его произведений, особенно, когда значения его работ скрыты тремя слоями чернил. ) - 10 фев 2017, 14:52удалить
Maynurнаписала 10 февраля в 23:29
Так,так! Интересненькое пошло!
Спасибо!
Стараюсь по мере сил)
Следующий совет будет специально для тех, кто следует со мной по пятам, для вас готовлю сюрприз... - 10 фев 2017, 18:58удалитьСов жаль, нельзя чучела животных считать искусством.
А в остальном все очень интересно. - 10 фев 2017, 21:00удалить
Rainbowнаписала 11 февраля в 03:58
Сов жаль, нельзя чучела животных считать искусством.
А в остальном все очень интересно.
По поводу сов спорить не стану, но добавлю, что это только цветочки, ягодки ещё впереди.
К самому интересному подхожу постепенно, готовлю читателя, обрабатываю его вкус) - 18 фев 2017, 01:16удалитьОчень интересно, открываю для себя этого автора, спасибо Сергей в том числе за интересную интерпретацию
- 18 фев 2017, 01:45удалитьСпасибо, Николай!
А экскурсии по выставке продолжаются.) - 21 дек 2018, 23:53удалитьОчень необычное зрелище безумства, но ведь был же и Ван Гог...чьи безумные картины продаю сегодня по безумным ценам.
спасибо за показ того, что сама не увидела - 22 дек 2018, 01:15удалитьБезумство в искусстве и безумство цен не всегда идут бок о бок, Ван Гог при жизни не продал ни одной своей картины, они стали ценными только после его смерти. Фабру повезло, его безумство приносит плоды, и весьма ценные.
- 22 дек 2018, 12:54удалитьДа, вы правы, Ван Гог умер в нищете, даже не узнав, что будет оценен (и как!) после смерти...
- 22 дек 2018, 16:31удалитьКто-то сказал, что настоящий художник всегда должен быть голодным. Если он сыт, талант исчезает. Конъюнктура всё портит. Однако существует золотая середина, и примеров тому множество.
- 22 дек 2018, 16:47удалитьПро голодного художника я тоже знаю, и совершенно с вами согласна, когда нет заказа, художник свободнее творит.
Хотя и это спорно — ведь какие вещи творили итальянцы эпохи Возрождения, а в общем-то все это были заказы.... - 22 дек 2018, 17:05удалитьКогда заказчик чувствует, как художник, рождаются настоящие шедевры.