Продолжая свою давнюю традицию путешествий на новогодние праздники, мы с друзьями решили в этот раз далеко не уезжать и ограничиться ближним Подмосковьем. Из предложенного списка были выбраны Ново-Иерусалимский монастырь, в котором мы не были уже со времен «царя Гороха» лет десять, а кое-кто и больше, и храмовый комплекс в Павловской слободе.
Ново-Иерусалимский монастырь разительно переменился с того времени, как мне пришлось его видеть. Должна сказать, что реставраторы потрудились на славу.
Но мой рассказ посвящен не этому паломническому уголку, а мало кому известному комплексу в Павловской слободе, что находится в 20-ти километрах от монастыря.
Как мало, все-таки, мы знаем окружающее нас пространство, и порой нас ждут потрясающие открытия совсем рядом, буквально в нескольких десятках километров!
На Павловскую слободу я «вышла» случайно. Рассматривая варианты, что бы еще такое посмотреть в окрестностях монастыря, обратила внимание на фотографию необыкновенно красивой церкви и… как водится, «влезла в историю» с головой.
Село Павловская слобода (тогда — Павловское) впервые упоминается в летописях времен Ивана III, как вотчина бояр Морозовых. Да, именно тех Морозовых, из которых Борис Иванович Морозов – воспитатель и ближайший советник царя Алексей Михайловича и по совместительству – брат Глеба Ивановича Морозова, мужа знаменитой и известной многим по картине Репина Феодосии Прокофьевны Морозовой (в девичестве Соковниной).
Предком Морозовых историческое предание называет некоего Михаила Прушанина из Новгорода. Был он одним из храбрейших воинов князя Александра Невского. Согласно летописям, в битве со шведами на Неве в 1240 году Михаил Прушанин «пеш со своей дружиною начете на корабли и погуби три корабли».
Первое же документальное упоминание о Морозовых относится к середине XIV века, когда их имя всплывает в рядах московского боярства — боярин Иван по прозвищу Мороз служил Дмитрию Донскому. Тогда же Морозовы получают владения близ Москвы, и в частности земли между Истрой и Москвой-рекой.
В связи с тем, что строительство церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской слободе, фотография которой так потрясла меня, тесно связано с именем Бориса Ивановича Морозова, позволю себе немного подробнее остановиться на его биографии.
Вопреки распространенному в некоторых несознательных кругах мнению, что бояре на Руси были безграмотны и темны, Борис Иванович был достаточно образован, имел интересную и разнообразную библиотеку, часть которой находится сейчас в библиотеке Академии Наук, был открыт для контактов с иностранцами. Последнее подтверждают записи секретаря голштинского посольства, а также то, что Борис Иванович заказывал царевичу Алексею Михайловичу немецкие наряды, что тогда было высшим достижением отечественной моды. И заметьте, это еще до реформ царя Петра I :)! Часто боярин Морозов устраивал дипломатические или светские приемы, совмещая их с охотой, которая являлась его самой большой страстью.
На экономических реформах олигарха всея Руси останавливаться не будем, так как эта тема отнюдь не туристического форума, а лучше вернемся к Павловской слободе.
Село Павловское было главной резиденцией боярина. Здесь он развернул поистине грандиозную работу. Если перевести на современный язык – Морозов организовал в селе целый агрокомплекс с великолепными садами. Также здесь были устроены пруды для разведения рыбы – стерляди, щуки, карасей. Кроме того, в 1651 году Павловском Морозов открыл железоделательные заводы, в качестве сырья для которых использовалась болотная руда – отложения на дне болот бурого железняка. И не смотря на то, что железо из такой руды получалось низкого качества, павловские «железные заводы» продолжали работать и после смерти боярина.
В 1650 году Борис Иванович начинает возводить в селе церковь. Каменный храм был выстроен каменщиком Андреем Моисеевым (Мосеевым) «со товарищи» взамен обветшалой деревянной церкви.
Изначально Благовещенская церковь уже была на высоком подклете, семиглавой, с просторной трапезной и двумя приделами – Николая Чудотворца и Пророка Илии. К югу от храма была выстроена шатровая колокольня. Во всем облике виднелась претензия на высокий, приличествующий хозяину, статус здания.
Но самым дорогим в церкви было ее внутреннее убранство. Иконостас был выполнен московскими художниками Иваном Владимировым и Филиппом Павловым. Храмовая икона Благовещения и икона архангела Гавриила в центральном иконостасе были в золотых окладах, украшенных драгоценными камнями и жемчугом. 11 икон иконостаса и три напрестольных Евангелия были облачены в серебряные оклады. Во всех алтарях были литые серебряные Распятия.
Для покровцов и облачения покупались дорогие ткани. В сохранившейся описи интерьера церкви встречаются описания: «ризы – объярь (узорчатая шелковая ткань) алая, оплечье – атлас серебряный, опушены зеленым» или: «ризы из красной камки (также шелковая ткань с узорами), кайма лазоревая», «покровцы – атлас белый, опушен дорогами – бруснишной цвет».
Украшением явились и, такие неожиданные для храма вещи, как два хрустальных стенных зеркала. И это только малая часть из всего великолепия храма.
С жилыми хоромами церковь соединялась крытыми переходами. Рядом были выстроены многочисленные надворные и хозяйственные постройки. Двустворчатые ворота, крытые тесом, вели к юго-западной околице села.
К сожалению, до освящения храма боярину дожить было не суждено. В последние годы жизни он тяжело болел и умер, недожив до окончания строительства меньше года. Похоронен Борис Иванович был в Чудовом монастыре московского кремля.
Царь Алексей Михайлович не забывал детище своего воспитателя. Он неоднократно присутствовал на богослужениях в храме.
В 1879 году храм обзавелся новой колокольней взамен обветшавшей старой, и еще двумя приделами – Казанской иконы Матери Божией и св. апостола Андрея Первозванного. Надо отдать должное архитектору Владиславу Осиповичу Грудзину, попытавшемуся сохранить в новой колокольне архитектурную композицию храмового ансамбля.
В дальнейшем, в послереволюционное время, Благовещенскую церковь не минула участь многих храмов нашей страны. В 1933 году церковь была разграблена. Очевидцы рассказывали, что несколько дней от храма отходили подводы, доверху груженые бесценным церковным имуществом. В храмовых стенах было устроено женское общежитие, а затем филиал Красногорской кожгалантерейной фабрики. В связи с перепланировкой были полностью утрачены великолепные интерьеры.
Зимой 1941 года пришлось взорвать колокольню во избежание использования ее фашистами, как ориентир. Сам храм от времени обветшал и напоминал скорее груду руин, чем прекрасный образец русского зодчества XVII века.
В 1992 году церковь была возвращена верующим. Начались реставрационные работы, и сегодня уже можно любоваться восстановленным храмом. Я видела фотографии тех руин, которые к концу XX века представляла собой Благовещенская церковь. И, честно говоря, трудно вообразить ту колоссальную работу, которую пришлось проделать реставраторам, чтобы восстановить храм практически в первозданном виде!
Декоративное убранство собора представлено кокошниками и резными наличниками.
По периметру здание охватывает крытая галерея в два яруса, забранные решеткой окна которой облюбовали белые голуби. Впрочем, голуби здесь повсюду – на крышах и на карнизах.
А крыльцо! Необыкновенное, сказочное крыльцо! С лестницами на обе стороны и расписным потолком!
В 1999 году была восстановлена и шатровая колокольня.
Переходы от храма к палатам не сохранились, как, впрочем, сами палаты и многочисленные хозяйственные постройки. Но вместо этого на территории выросли новые здания и храмы.
В 2004 году была заложена церковь Царственных Страстотерпцев. Одноглавый храм в духе московского зодчества XVII века является одним из лучших образцов стилизации.
К храму примыкают приходской корпус с одной стороны и настоятельский — с другой. Храм и Настоятельский корпус разделяют сенцы со звонницей на втором этаже.
Немногим позже, в 2009 году, при въезде в церковный двор была выстроена надвратная церковь Иосифа Волоцкого — бесстолпный пятиглавый четверик с полукруглым алтарем и притвором.
В 2010 году построена часовня св. Кирилла и Мефодия, которая примыкает к не так давно построенной приходской библиотеке.
Должна сказать, что все новопостроенные здания выполнены в одном стиле и прекрасно вписаны в архитектурный ансамбль Благовещенской церкви. Если оставаться в счастливом неведении, что все это соорудили буквально несколько лет назад, можно с уверенностью сказать, что вы находитесь в прекрасно сохранившейся усадьбе XVII века, или перенеслись туда с помощью машины времени (если бы только не окружающие комплекс современные дома)…
В настоящее время ведется строительство еще одной часовни на территории храма – часовни Вифлиемских младенцев. И судя по проекту, размещенному на ограждении стройки, часовня будет выполнена в стиле Дмитриевского собора во Владимире.
Вот такие, порой, можно сделать открытия, просто обратив внимание на фотографию красивого здания или церкви.