Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на эту фотографию в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
закрыть
Вы можете разместить фотографию на сайте, в блоге или в форуме, просто скопировав соответствующий код и вставив его в нужный текст.
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
Рассказать друзьям
Понравилась фотография?
0
помощь
закрыть
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Зарегистрируйтесь на Турбине, чтобы создать свою карту путешествий, иметь возможность делиться опытом и впечатлениями, вести дневники путешествий, общаться с другими пользователям, комментировать записи и участвовать в жизни форумов. Регистрация занимает не более одной минуты. Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Топ авторов помощь
закрыть
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об области Москва (- регион).
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Брюсов переулок можно смело назвать самой музыкальной улицей Москвы. Посудите сами, в доме 8-10, строение 2 расположился Союз композиторов России. Здесь жили Кабалевский, Хачатурян, Шостакович, Коган, Рихтер, Вишневская и Ростропович. Рядом в сквере установлен памятник Араму Хачатуряну (2006 г.).
Каждый дом по адресу Брюсов переулок имеет свою интересную историю. Дом №7 известен как Дом артистов Большого театра (1933—1935, архитектор А. В. Щусев).
Здесь жили А. В. Нежданова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. К. Катульская, певцы М. О. Рейзен, И. С. Козловский, И. Д. Жадан, А. С. Пирогов, Н. С. Ханаев, балерина О. В. Лепешинская, танцовщик и балетмейстер В. Д. Тихомиров, арфистка К. А. Эрдели, композитор С. Н. Василенко, скульптор И. Д. Шадр, художник Ф. Ф. Федоровский,
актриса Е. Н. Ханаева, дирижёры Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев и другие известные люди.
От мемориальных табличек, развешанных на фасаде, рябит в глазах.
Сказать по правде, к особо рьяным ценителям музыки я не отношусь, но про музей-квартиру Голованова знал давно и очень хотел туда попасть. Дело в том, что Голованов являлся заядлым коллекционером живописи. Он собрал большую коллекцию, посмотреть которую вроде как легко, но на деле не так уж и просто. Дело в том, что в квартире периодически проходят различные музыкальные мероприятия, и посему, хотя график работы и обозначен, без предварительной договорённости вы рискуете сюда не попасть.
В моём случае я шёл в музей в составе экскурсионной группы. Случилось так, что пока я бегал фотографировать таблички, экскурсанты в подъезд зашли и дверь прямо перед моим носом захлопнулась. Я уж было испугался, что не попаду в музей... К счастью всё обошлось, в подъезд меня запустили.
Нужно пояснить, что дом жилой и подъезд его вполне обычен.
Забегая вперёд, скажу, что сотрудникам музея удалось создать ощущение не музея, а именно квартиры. Если театр начинается с вешалки, то и музей начинается именно с неё. По словам музейщиков, большая и широкая вешалка принадлежала Голованову.
Мы же, избавившись от зимней одежды, одеваем на ноги старые ещё советских времён бахилы, которые по-сути можно также считать музейными экспонатами.
Ну а я, дабы читатель лучше понял кто такой Н.С.Голованов, на правах автора, предлагаю перейти в другую комнату, в прежние времена выполнявшую функции спальни.
Одно окно выходит во внутренний двор, другое на Англиканскую церковь Святого Андрея.
Николай Голованов родился в Москве в бедной мещанской семье. В 1909 году окончил Московское Синодальное училище церковного пения со званием регента 1-го разряда (обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского).
С 1909 года выступал как хоровой дирижёр и композитор. Работал дирижёром Синодального хора. В 1913 году выступил в Певческой академии Берлина во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы.
В 1915 году впервые выступил как симфонический дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в театр помощником хормейстера. В 1919—1928 и 1930—1936 — дирижёр,
Со своей будущей женой Антониной Васильевной Неждановой (1873—1950) Николай Семёнович познакомился ещё до Революции. Антонина была старше на 18 лет, но Николая это не смутило. Творческие люди живут другими критериями.
Детей у них не было, но брак был счастливым. Во времена НЭПа супруги часто выезжали на отдых за границу, но мыслей об эмиграции никогда у них не возникало. В 30-х годах, когда выезды за границу осложнились, супруги купили дачу на Николиной горе.
В некоторых случаях на концертах они выступали вместе. Нежданова пела, а Голованов ей аккомпанировал. В настоящем про Нежданову помнят очень не многие, хотя с 1962 по 1994 гг. Брюсов переулок именовался в её честь — улица Нежда́новой.
Голованов был очень религиозным человеком. В музее мне довелось увидеть его фотографию, сделанную в этой самой квартире, где одна из стен сверху до низу увешена иконами.
В партию Голованов не вступал, что для дирижёра Большого театра было делом неслыханным. Однако возможно, что благодаря именно этому, он сумел сохранить православные реликвии с мощами святых.
Как чуждый старорежимный элемент Голованов с середины 20-х подвергался беспощадной травле и критике. Его методы руководства оркестром были названы "головановщиной".
Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным» (в действительности — противился постановкам советского оперного «новодела»), отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам.
Николай Семёнович вырезал из газет посвящённые ему карикатуры.
Впрочем, смешного тут было мало. Принятые партией и комсомолом «меры» обеспечили «преодоление головановщины» и имели результатом увольнение дирижёра в 1928 году, в 1930-м восстановлен, в 1936-м вновь уволен, в 1948-м восстановлен.
В 1926—1929 годах возглавлял симфонический оркестр Московской филармонии («Софила»). В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижером этого театра и московского радиоцентра.
В 1937—1953 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) и Оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета.
Одновременно, в 1936—1947 годах выступал с Оркестром народных инструментов (ныне — имени Н. П. Осипова, в 1937—1940 — с Государственным духовым оркестром СССР.
Отмечу, что первую государственную награду Орден Трудового Красного Знамени Голованов получил в 1937 г.
Большой театр эвакуировался из Москвы в августе 1941 году. Оркестр Всесоюзного радиокомитета в Ташкент не поехал, продолжая давать концерты. На стене музея можно увидеть плакат декабря 1941 года сообщающий, что весь сбор от концерта идёт в фонд строительства танков.
Изучая биографию людей, необходимо понимать ту эпоху, в которой они жили. Чем была вызвана кампания "головановщины"? В первую очередь тем, что вплоть до конца 30-х годов в советском искусстве сильны были так называемые революционные настроения, где напрочь отметалось всё старорежимное.
После ВОВ ситуация изменилась. С 1948 по 1953 гг. Голованов вновь дирижёр Большого театра. Он сумел поставить то, за что его до этого как раз травили, а именно: "Бориса Годунова"," Садко", "Хованщину", а также множество других опер
После окончания войны Н.С.Голованов был награждён множеством орденов и медалей. Он лауреат четырёх Сталинских премий первой степени. Его супруга А.В.Нежданова также лауреат Сталинской премии. Премия давалась не по совокупности заслуг, а за конкретные работы и достижения. Лауреатам вместе со 100 тыс. рублей выдавался ещё и орден.
Голованов был человеком далеко не бедным, но деньги он заработал на вполне законных основаниях. Голованов, как человек старой закалки, предпочитал вкладывать в произведения искусства. В его спальне висит "Волшебная зимняя ночь" кисти М.Коровина.
Музейщики в этом плане ничего не переделывали. Именно так и выглядела при жизни прославленного дирижёра его квартира. И посему, глядя на его стол, кажется, что хозяин здесь, но именно сейчас он куда-то отошёл.
Антонина Васильевна Нежданова скончалась в 1950 году. Изначально Голованов планировал устроить музей в её квартире, однако задуманное у него не получилось. Сам Николай Семёнович пережил Отца народов всего на пол года, скончавшись осенью 1953 г.
До 1969 г. в его квартире проживала его сестра вместе с горничной. Когда она скончалась, квартира, вместе со всем имуществом, перешла в собственность государства. В 1974 году для посетителей открыла свои двери музей-квартира Н.С.Голованова.
В настоящем находящаяся этажом ниже квартира Неждановой поделена на две части. Одна половина частная собственность, вторая, если не ошибаюсь, принадлежит Российскому Союзу музыкантов. В любом случае, музея там нет. Дача супругов на Николиной горе в настоящем также является частной собственностью.
Н.С. Голованов не только дирижёр и постановщик, он ещё и автор ряда оригинальных сочинений. В партию он так и не вступил. Будучи дирижёром Большого театра, Голованову удавалось ставить Вагнера и Рахманинова, что по идеологическим соображениям делать было весьма затруднительно. При этом его собственная музыка в советское время практически не исполнялась, сейчас же его оперы, симфонии, романсы и инструментальные пьесы переживают второе рождение. В его квартире часто собираются музыканты.
Я же, абсолютно не подгадывая, попал в музей-квартиру Н.С.Голованова аккурат 21 января. В этот день музыкальная общественность Москвы отмечала 126-летие великого дирижёра, композитора и общественного деятеля.
Р.S.
А теперь просто порассуждаем ни о чём и в то же время обо всём.
Большое количество людей на полном серьёзе считает, что после 17-ого года закрутилось красное колесо, которое, переламывая судьбы, отправляло людей в ГУГАГ, расстреливало — и это основной момент советской истории.
Как показывает практика, цифры приводить в некоторых случаях бесполезно, ибо значительная часть людей имеет иллюзорное восприятие как прошлого, так и настоящего. Соответственно, историческую "правду" они воспринимают по фильмам и по художественной литературе. Всё это уже было, буквально вчера мы имели "кровавого царя Николая".
Как происходит манипуляция сознанием? Советую посмотреть вот эту статью — Канал имени Москвы - шедевр Великой Советской эпохи
Чаще всего такие люди "знают", что при Сталине всех сажали и расстреливали. А вот если спросить, сколько во время войны стоили буханка хлеба и бутылка водки — на рынке и в магазине по карточке? Подобное ставит их в тупик.
И тем не менее возникает вопрос, как жили и чем занимались люди, ибо абсолютное большинство советских граждан никакие репрессии никак не коснулись? Конечно, всё у всех было по-разному. Граждан СССР можно разбить на группы, и общую картинку даст только полностью сложенный пазл.
Я же хочу просто порассуждать, воспроизведя малоизвестные детали.
В начале 30-х в Большом театре образовался жилищный кооператив, председателем которого стал Н.С.Голованов. Для артистов театра был построен дом №7 в Брюсовом переулке (по некоторым данным первый кооперативный дом в Москве). Голованов и его жена получили аж две квартиры! Головановская была площадью более 100 метров. Неждановскую, этажом ниже, составили сразу из двух квартир.
За что такая щедрость властей? Дело в том, что СССР хоть и являлся страной закрытой, но контакты с иностранцами у советских артистов всё же оставались. Если приезжали деятели культуры из других стран, нашим их нужно было где-то принимать. Но где? Вот и помогала власть обустроиться простым советским артистам.
Впрочем, мы чуть-чуть забежали вперёд. Когда дом был готов, Голованов и Нежданова сразу выплатили пай. Тут они капитально поспешили!
В СССР объединения граждан для строительства и эксплуатации жилых домов начали появляться 1920-х годах. В 1937 году жилищные кооперативы были ликвидированы как проявление частной собственности, и далее возродились они только в 1958 году. Соответственно, те, кто платить должен был позже, ничего выплачивать уже не стали, ибо дом был объявлен собственностью государства.
Пустячок конечно, но некое представление о том времени подобная мелочёвка даёт.
Любопытный момент про деньги во времена товарища Сталина. В известном фильме «Место встречи изменить нельзя» милиционер выигрывает 40 тыс. и думает о домике в Жаворонках с кабанчиком. А когда горбатый главарь предлагает Шарапову 10 тыс., тот отвечает : «Спасибо тебе, папаша, 20 бутылок водки смогу купить».
Раньше я думал, что это не является киноляпом. Мне представлялось, что милиционер, получив на работе положительную характеристику, мог вступить в милицейский кооператив в Жаворонках, и прикупить таким образом домик. Теперь же, как выясняется, ЖС кооперативы на тот момент были отменены. Вот и спрашивается, сколько мог стоить в 45-46 гг. домик в Жаворонках с кабанчиком? Трудно понять, что творилось с деньгами до денежной реформы 1947 года, после которой были отменены карточки.
Или ещё эпизодик! Можно сказать, что после революции места бывших господ заняла новая советская элита. Артисты, профессора, чиновники — практически все держали горничных, а в некоторых случаях ещё и экономок (по официальной версии, Крупская управлялась по дому сама, что весьма сомнительно).
Горничная тех лет — это девушка сумевшая сбежать в город из деревни. Своего жилья у неё чаще всего не было, и потому у хозяев она была прописана. Под горничную в квартирах изначально выделялась маленькая комнатка (отметим, были горничные и просто приходящие).
По воспоминаниям моего друга (родился в начале 50-х, его папа и мама были научными работниками), маме следить за ребёнком и убираться по дому было некогда, и посему к ним приходила домработница. Насколько я понимаю, слово горничная к этому моменту было полностью заменено на домработница.
По моим мироощущениям, прислуга у советской элиты была вплоть до эпохи Брежнева. В последующем профессуре и артистам зарплаты подрезали. Соответственно, держать что горничную, что домработницу стало накладно. Вот и получается, что при Сталине разрыв между элитой и простым народом был куда больше, нежели во времена развитого социализма.
Повторюсь, Голованов и Надеждова, в отличие от Высоцкого, никаких левых концертов не давали. Их гонорары были большими не от серых схем, а на вполне законных основаниях. Сталинский период истории это не одни только зеки и ГУЛАГи, как нам пытаются представить.
Мне очень понравился комментарий Лены, который она оставила под моей статьёй Горки Ленинские. Ч - 3. Научно-культурный центр Наверное, обнаруживать отгадки на загадки истории — самое интересное на свете занятие!
Жаль только, что когда ты обнаруживаешь отгадку, совсем не факт, что она таковой оказывается:))
У меня дома есть 12-томное собрание истории Второй мировой войны издания 70-х годов. Его составляла несколько лет целая группа историков, и экспертов. Конечно, в настоящем подобное издание полным и объёмным уже не является. Вторая мировая война это огромнейший пласт истории, тем более что многое по идеологическим мотивам туда не вошло.
И тем не менее историки над темой ВОВ работали. В противовес этому многие моменты истории СССР в настоящем вообще никак не освещены, либо представлены частично, а чаще за ненадобностью просто отброшены. Мы ничего не знаем про НЭП? Создание ядерного оружия? Целина? Космос? БАМ? Думаю, лучше тему не начинать....
Ещё обидно, что мы теряем любопытные детали, из которых складываются интереснейшие моменты. По воспоминаниям коренных москвичей, на стыке 40-х и 50-х в дверь утром могли позвонить. Открываешь, а на пороге продавщица из близлежащего магазина. Её перед украшает белый нарядный фартук, в руках корзина с сосисками, либо хлебные булки.
До массового появления холодильников, продавщицы ходили по квартирам (так лучше получалось продавать товар). В подъездах стояли вёдра для пищевых отходов, тогда как просто мусор сбрасывался в мусоропровод. Пищевые отходы вывозить никуда было не нужно. Свиньи и коровы жили рядом. Напомню, подсобное хозяйство в городах Хрущёв запретил в 1959 г. Все тогда кинулись резать скотину. В тот год СССР впервые обошёл США по потреблению мяса.
Но это было уже потом, тогда как до 59 г. система сбора пищевых отходов работала в больших городах как часы. Теперь же только начали появляться контейнеры для бумаги, для пластмассы, для пищевых отходов — и никто не знает, что подобное у нас уже было.
(((Я познакомился в интернете с мужчиной из Чечни. Он пишет рассказы, как Дудаев пришёл к власти, как Чечня жила при боевиках, про войну, про федеральные зачистки и т.д. и т.п. Земляки ему говорят, зачем тратишь время, ты пишешь о том, о чём мы все знаем (для жителей большой России его материалы часто являются полной неожиданностью).)))
Вот и получается, сегодня это знают все и это никому не интересно. Далее происходит смена поколений, после которой никто ничего не помнит и не знает. Соответственно, можно плести и придумывать любую чушь, любые фейки.
👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Очень любопытная экскурсия и очень интересно рассказанная! Спасибо, Максим!
Вот, что значит у знаменитой пары не было детей-наследников — их квартиры превратились
в уникальные музеи. Музеи не только личного характера, но и целой эпохи, ушедшей в прошлое.
Сколько отвратительных примеров мы знаем о дележе квартир и ценностей между наследниками
великих людей, впрочем, это тема нравственности и первогоканала.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
К своему величайшему стыду, про Голованова либо не знаю либо не помню.
Спасибо Максим, во-первых просветил, а во-вторых, процитировал — что приятно:))
Мысли твои понятны, мы все были свидетелями двукратных осад белого дома, но мало кто толково объяснит, что это было, зачем и почему:)) А наша молоденькая сотрудница и вовсе всех рассмешила, когда задала вопрос: а что такое белый дом и где он находится!!!:))) Бухгалтерша не выдержала и отрезала: в Вашингтоне:)))) Было очень смешно, но и грустно...
Хочу спросить по поводу Неждановой. Да, у нее была своя квартира, но ведь они были супругами, жили вместе, вели, так сказать, совместное хозяйство. Так почему же это музей только Голованова, Нежданова же даже и не упоминается почти?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Лена, я так понимаю, что Голованов квартиру Неждановой под музей приготовил. Там тоже есть, что посмотреть, но два музея... Сама понимаешь.... Музыкальное сообщество её квартиру под свои цели использует. Но что там? Это мало кто знает....
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
К вопросу "Вот и получается, сегодня это знают все и это никому не интересно. Далее происходит смена поколений, после которой никто ничего не помнит и не знает. Соответственно, можно плести и придумывать любую чушь, любые фейки." Ты абсолютно прав! Иногда, когда кто-то (особенно по ТВ) начинает рассказывать о "временах МОЕЙ молодости" :), я спрашиваю себя: а где Я была? Ощущение, что рассказывают о каком то другом времени, которого я не знаю.
Спасибо, Максим, за экскурсию и за столь познавательный рассказ!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Если данный материал не соответствует Правилам размещения информации на сайте (например, содержит нецензурные выражения или является плагиатом), пожалуйста, отправьте это сообщение, указав причину.
Визитка пользователя будет добавлена в раздел "Полезные контакты" вашей личной страницы.
Пользователь будет добавлен в ваш список друзей и вы сможете следить за его новыми материалами в разделе "Лента друзей" вашей личной страницы.