Чем ближе мы подъезжаем к юго-западному краю Сицилии, тем больше замечаем в окружающем пейзаже стройных зелёных линий — это вьётся на возделанных участках в долинах и на склонах гор изобильная виноградная лоза.
Уже много веков среди прочих сельскохозяйственных культур здесь господствует виноделие, и именно в этих краях производят знаменитое сицилийское вино "Марсала".
Крепленое и сладкое десертное вино чем-то напоминает портвейн, ещё больше — португальскую мадеру, но на вкус оно мягче и слаще. "Достойной трапезы любого самого привередливого лорда" однажды назвал марсалу адмирал Нельсон.
Причём же Нельсон, где Англия и где Сицилия, казалось бы... Так вышло, что без англичан тут дело не обошлось, и это именно с их лёгкой руки не только появилась марсала, но и заняла достойную нишу на европейском рынке вин.
Поначалу на Сицилии местное вино готовили так: устанавливали в несколько рядов дубовые бочки, и каждый раз молодое вино нового урожая заливали в верхний ряд. Через год оно переливалось в бочки этажом ниже, потом ещё и так далее — чем ниже ряд, тем более настоявшееся вино в его бочках. Назывался напиток перпетуум, и ничем особенным, в общем-то не славился.
Однако, в конце 18 века приключилась история, которая всё изменила. У берегов Сицилии попал в шторм корабль ливерпульского купца Джона Вудхауза, и команде пришлось пережидать непогоду в порту города Марсалы. Ну, а чем заниматься матросам на вынужденном досуге, как не опустошать запасы вина в портовых тавернах?
Перпетуум был, к тому же, дёшев, и предприимчивый Вудхауз не преминул закупить партию этого вина, рассчитывая с выгодой продать его в родном Ливерпуле. Дабы товар не прокис в дороге, купец добавил в бочки немного коньячного спирта. Так в 1773 году в Англию прибыла первая партия крепленого сицилийского вина, которое, скажем прямо, не имело ни малейшего успеха.
Зато успех почувствовал Вудхауз, в карманах которого зазвенели деньжата от продажи "бормотухи". Он ставил на разницу в цене закупки и продажи, и не прогадал, а потому вскоре снова собрался на Сицилию за дешевым перпетуумом. Правда, на сей раз купец поэкспериментировал с местным вином более тщательно и сумел-таки обогатить его вкус.
Со второй попытки вино, названное по имени портового города Марсала, буквально завоевало Англию. Вслед за Вудхаузом на Сицилию потянулись и другие британские виноделы. Не прошло и сотни лет, как торговая гавань оказалась буквально оккупирована помещениями винных британских складов.
Сегодня крепленое вино марсала стало, кроме прочего, настоящим туристическим хитом. В городе Марсала винные магазины и погребки для дегустации вы найдёте буквально на каждом шагу.
Что же касается модниц, им слово Marsala может быть известно совсем по другому поводу. В 2015 году бордово-коричневый оттенок Marsala был объявлен "цветом года" и по-настоящему царил на подиумах и прилавках с модной одеждой и аксессуарами.
Но нам пора уже немного познакомиться с самим городом. Сегодня Марсала — это прежде всего масштабный морской порт провинции Трапани. Некоторые участки берега, хоть и не песчаные, отведены под небольшие пляжи, а потому в городе есть некоторое число гостиниц и баз для отдыха, хотя полноценным курортом Марсала, конечно, не является.
Здесь сосредоточено большое число мигрантов, так что окраины города выглядят довольно безлико — бесконечные кварталы типично невысоких домов-коробок с плоскими крышами. Интересной для туриста может быть только небольшая историческая часть в самом центре города. Вот там чудесные чистые улочки, непохожие друг на друга нарядные особняки, рестораны, винотеки и настоящее пиршество барокко.
Проходим в город через ворота Гарибальди. Джузеппе Гарибальди принадлежит главная роль в присоединении Сицилии к объединённому королевству Италии.
В 1860 году на Сицилии, входившей тогда в состав Неаполитанского королевства, вспыхнуло восстание. Гарибальди, практически самовольно, собрал 1200 добровольцев и на кораблях "Пьемонт" и "Ломбардия" поспешил из Генуи на помощь повстанцам.
Эта революционная кампания вошла в историю под названием "Экспедиция тысячи". Отряд высадился на берег в порту Марсалы. Знаете, что помешало войскам Бурбонов тут же на берегу оказать достойное сопротивление прибывшим гарибальдийцам? Наличие в порту обширных складов марсалы, которые принадлежали британским виноделам! Не стали устраивать бой, чтобы не разрушить склады и не осложнять международные отношения.
Момент был упущен, и "тысяча" Гарибальди быстро увеличилась за счёт местного населения, очень скоро к отряду присоединилось множество добровольцев. Сражение состоялось позже, при городе Калатафими, и в нем неаполитанские войска были разбиты.
Вот такую необычную роль сыграло вино марсала в судьбе Сицилии, а один из сортов, особенно полюбившийся Джузеппе Гарибальди, получил его имя — "Гарибальди сладкое".
Разумеется, в Марсале есть также музей Джузеппе Гарибальди. Музей занимает два этажа в одном из помещений комплекса бывшего монастыря Сан Пьетро. Сам комплекс расположен рядом с кафедральным собором Марсалы.
Вообще, исторический центр Марсалы невелик. Пройти от ворот Гарибальди к Порта Нуова — самым древним воротам города — не составит труда. Или же пройти к воротам, что на площади Скорби.
Несмотря на своё название, Piazza dell'Addolorata — площадь Печали или Скорби вовсе не скорбная. Просто здесь находится монастырь Семи скорбей Св.Марии — прекрасное барокко 1790 года постройки, архитектора Пьетро Руссо.
Santuario Maria Ss.AddolorataКроме названия, на площади ничто не говорит о печали, здесь множество тратторий, джеллатерий и винотек. Посреди площади в тени разлапистых фикусов прячется чудесный фонтан — малыш, поедающий виноград прямо с лозы.
Мраморный малыш такой же маленький, как и "Писающий мальчик" в Брюсселе, только в Марсале он "пьющий" 😀
Пару слов о названии города. Оно арабское, и означает "марс- алла", то есть "порт Аллаха". Однако, это имя город получил во времена арабского владычества. Изначально же, порт, основанный здесь финикийцами в 4 веке до н.э. назывался "Лилибей", что значит "город, смотрящий на Либию". Либией тогда считалось всё северное побережье Африки.
Несмотря на то, что мы провели в этом городе совсем мало времени, я всё же расскажу об интересных местах, которые мы хотели, но не успели посетить, дабы у читателей была информация. Очень важная, как мне кажется. Фотографии пришлось взять из интернета. Итак, во-первых в Марсале находится обширная археологическая зона, в которой кроме руин и бывшей римской дороги, интересны развалины древнеримских вилл 4 века н.э. с сохранившимися напольными мозаиками.
Во-вторых, в том же археологическом музее, который кстати, называется Бальо Ансельми, хранится единственный в мире (по утверждению различных гидов) сохранившийся карфагенский корабль времён Пунических войн (264-146 г.г. до н.э.).
Вот что не даёт покоя и вызывает жадный профессиональный блеск в глазах у археологов из самых разных стран! В 1971 году в море, неподалёку от Марсалы были найдены останки двух карфагенских судов. Из обнаруженных частей и на их основе худо-бедно удалось реконструировать пунийский корабль, точнее, его нижнюю часть и часть борта. Судно оказалось 35 метров в длину и около 5 метров шириной, рассчитанное на экипаж около 70 человек — более 30 гребцов с каждого борта. Есть версия, что древние римляне сумели довольно быстро создать собственный флот именно благодаря тому, что им однажды удалось захватить карфагенский корабль и разобраться в схеме и способе его строительства.
И, наконец, в-третьих. В Марсале имеется живописнейшее место — соляные прииски возле лагуны Станьоне. Любителям фотографии обязательно туда надо! 😀
Представьте себе островерхие крыши ветряных мельниц на фоне голубого моря и белоснежные горы соли. Хотя ветряные мельницы при современных технологиях производства морской соли не требуются, их отреставрировали и сохраняют для туристов. Чтобы попасть на солеварни и познакомиться с процессом сбора соли, нужно заказать экскурсию.
В районе лагуны Станьоне имеется также природный заповедник, куда по весне слетаются перелетные птицы, в том числе розовые фламинго.