В Париже я была дважды. Оба раза по работе. Сначала с незначительными поручениями типа покупки десяти шалей Louis Vuitton, распечаткой меню и блужданием в Булонском лесу. Затем с более важной миссией — отпаиванием журналистов активированным углем после неудачного тартара, поиском украденного паспорта подруги и последующим визитом в Российское посольство в выходной день, чтобы получить справку на выезд. В общем, как вы понимаете, город я видела мельком и между делом. Поэтому уперто возжелала вернуться туда снова вопреки ярым протестам бойфренда и его увещеваниям, что Париж в новогодние праздники – это одна большая очередь (в действительности так и оказалось). В качестве компромисса мы решили ориентироваться на принцип вечно жующего Энтони Бурдена – гулять, есть, теряться, снова есть. То есть всячески избегать достопримечательности и смотреть на них одним глазком на пути за очередным эклером.
План оказался гениальным, потому как очереди были нешуточными – в Нотр-Дам 1 час 30 минут, на вход в Помпиду – 30 минут, а потом еще 45 минут, чтобы попасть в зал на выставку Магрита. Все это в не очень комфортные минус 10 градусов. Так что ниже предлагаю ленивые маршруты на несколько дней (как это было у нас) и увесистую добавку с перечнем ресторанов и приятных мест (которые мы намеревались, но не успели охватить.
1.
Площадь Согласия (Place de la Concorde)
Колесо обозрения
Ярмарка на Елисейских полях (Village de Noël des Champs Élysées)
Триумфальная арка (Arc de triomphe)
Ужин в Luz Verde
На площадь Согласия нас привело колесо обозрения, которое появляется тут исключительно в зимнее время (как символ Рождества). За два плавных витка вокруг оси вы получаете тот самый вид, на который надеются те, кто пешком и с одышкой поднимаются на смотровую площадку Триумфальной арки. Вы же сидите в тепле закрытой кабинки и задорно крутитесь по сторонам. Свысока удобно проверить на своих ли местах все 8 статуй в каждом углу площади (каждая в честь соответствующего города Бреста, Бордо, Лиона, Лилля, Марселя, Нанта, Руана и Страсбурга), сделать открыточный снимок Эйфелевой башни и отыскать свободные зеленые стулья в саду Тюльери. Соприкоснувшись с землей и преодолев 4 пешеходных перехода, мы ступили на путь вездесущего Рождества (Village de Noël des Champs Élysées). С одной стороны, я недолюбливаю такие ярмарки за бестолковость продающегося на них барахла, с другой — всегда не прочь на них чем-нибудь подкрепиться. Вафля с облаком крема (которое капризно спрыгнуло на стол) и кружевной блинчик с нутеллой вместе с шоколадными следами на рукавах пуховика оставили и сахарные воспоминания. Ярмарка тянется почти до середины Елисейских полей, так что часть пути мы охотно отвлекались на лицезрение колбас и пристальное рассматривание конфет и мимоходом — статного стеклянного великана Grand Palais.
Бойфренд где-то вычитал, что лучшее занятие в Париже — это сидеть на тротуаре неподалеку от Триумфальной арки и вести счет автомобильным авариям. Так мы и поступили. Круговое движение вокруг Arc de triomphe действительно сумасшедшее – машины, мопеды, люди в трех разных направлениях. Суицидальные туристы, выбегающие на дорогу ради классического кадра «я на фоне арки», добавляют суматошности этому театрализованному хаосу. Итог – почти 12 потенциально возможных аварий, 0 пострадавших и 2 странных старичка, которые остановились на кругу, чтобы через окно авто потрогать кашемир друг друга (в самом деле – сравнили мягкость своих пальто и поехали дальше).
Для ужина мы выбрали Luz Verde. Париж вдруг воспылал страстью к мексиканской кухне и не стыдиться запивать такос вином. Желающих хрустеть кукурузными чипсами с гуакамоле под бокал савиньон блан предостаточно, поэтому нам пришлось ждать, когда одинокая азиатская женщина неуверенно сползет с высокого стула и заберет свои меха с другого, чтобы наконец разместиться у барной стойки. Такос с говядиной и замороженная маргарита – такое антифранцузское, но модно французское завершение первого дня.
2.
Завтрак в Pain Pain
Остров Сите: Нотр-Дам и госпиталь Hotel-Dieu
Карусель у Hotel de Ville + универмаг BHV
Обед в Candelaria
Центр Помпиду (Centre Georges Pompidou)
Ужин Frenchie to go
Круассаны, эклеры, миль-фей, тарт, крепы, пончики (beignet), бриоши, всевозможные булочки, флан, багет и вафли – короткий перечень поглощенных хлебобулочных изделий, за который ни разу не стыдно. Это же Париж! Неподалеку от нашей квартиры на площади Пигаль нашлась милейшая пекарня Pain Pain, малюсенькое заведение с огромным количеством притягательных на вид углеводов. Большинство boulangerie это булочные с выпечкой на вынос, но в Pain Pain есть крошечный уголок (с тропическими обоями с какаду) на три толкающихся столика, где можно не спеша позавтракать. К 11 часам дня от свежеиспеченных круассанов на витрине остаются лишь аппетитные крошки. Поэтому за утренней выпечкой стоит приходить пораньше. Тогда будет вам и пышный, слоистый, пропитанный сливочным маслом круассан, и – что еще лучше — улитка с фисташковым кремом и шоколадом.
Во второй день мы отправились на остров Сите, заведомо зная и заранее настроившись, что Нотр-Дам посмотрим лишь снаружи (кстати позади собора расположен приятный садик с единичными туристами), на устрашающих горгулий поглядим в гугле, а по факту посетим лишь Hotel-Dieu. Старейший госпиталь Парижа (основан в 651 году) расположен в десяти шагах от готического собора (если смотреть на вход в Нотр-Дам, то слева от него на той же площади), отчего крайне удивительно и очень впечатляюще оказаться на территории медицинского учреждения в полном одиночестве (спасибо за наводку блогу spirit of Paris). Вездесущих туристов скорее всего смущает то, что вход во внутренний двор Hotel-Dieu осуществляется через приемное отделение, ведь ныне больница функционирует как станция неотложной помощи. Что ждет вас внутри? Ухоженный сад, заключенный между коллонадами арок и витиеватых переходов; многозначительная тишина, в которой каждый звук тревожно отражается от холодных каменных стен идеальной акустикой. В центре – статуя заслуженного французского хирурга Guillaume Dupuytren, которую студенты медицинского факультета с особой любовью и фантазией переодевают каждый год. В наш визит ни о чем не подозревающий Гийом превратился в супермена. Надо отметить, что у Hotel-Dieu тяжкое прошлое, доставшееся от тех времен, когда на одну больничную койку приходилось по несколько пациентов, ни один из которых не выписывался. О госпитале говорили, что на одной постели ютятся сразу трое – хворый, издыхающий и мертвый. Но подобное, к счастью, осталось в 18 веке (когда пациентов наконец стали разделять и изолировать в соответствии с их диагнозами), сегодня же Hotel-Dieu –достойная альтернатива захваченному туристами Нотр-Даму.
Дальше бодро переходим мост и оказывается в районе Марэ перед парижской ратушей Hotel de Ville. На здешней площади вам неизменно встретиться какой-нибудь музыкант, а зимой – винтажная карусель. В Рождество аттракционы появляются повсеместно (самые старые рядом с Базиликой Сакре-Кёр, Эйфелевой башней и Форумом дез Аль) и работают бесплатно. Каждая городская карусель уникальна — под расписным шатром горят огни и в ритме вальса кружится заводной зверинец, догоняемый каретами, воздушными шарами и гондолами. У мэрии установлена двухуровневая с деревянными лошадками. К 3 января карусели, увы, демонтируют, но найти их (и прокатиться) можно в частном Музее ярмарочного искусства (Musée des Arts Forains). Если остались силы на шоппинг, то рукой подать до универмага BHV. В нем особый восторг вызывает отдельно стоящий зоомагазин c большим выбором парфюма для домашних питомцев.
Отобедать нас вновь угораздило в мексиканском заведении Candelaria. В свое оправдание скажу, что место это крайне популярное, хоть и напоминает проходную забегаловку. В меню положенные подобному формату тостадас, карнитас и agua fresca (фруктовые газировки). Если звучит недостаточно убедительно, то Candelaria ко всему прочему еще и speakeasy bar – за неприметной занавеской в дальнем углу скрыт проход в бар, где миксуют дивные коктейли на основе текилы (благодаря которым Candelaria попала в список World’s 50 Best Bars and Tales of the Cocktail).
Случившийся после поход в Центр Помпиду был обидной ошибкой. Отстояв в неправильной очереди (той, что по предварительно купленным билетам) полчаса, нас по доброте душевной переместили в начало нужной нам очереди, но на этом эпопея не закончилась. Вспомнив, что, будучи в Брюсселе я отчего-то проигнорировала музей Магритта, я вдруг решила восполнить пробел в Париже. Таких как я оказалось сотни, поэтому в ожидании «рассасывания» очереди, мы съели очередную булку в кафетерии, покатались на эскалаторе и сделали снимки городских крыш с открытой веранды. Гундеть и поскорее выкладывать видео с толпой жаждущих искусства было удобно во Frenchie to go. Супер компактное заведение от шефа Gregory Marchand, который до открытия собственного дела на совесть поработал в лондонском ресторане Джейми Оливера «15», где его любезно прозвали «французишкой»«Frenchie». Не ждите ничего французского – тут столовыми приборами правят гурмэ хот-доги, горячие сэндвичи Рубен с говядиной, фиш энд чипс и соленья. Какие только вариации салата коул-слоу я не пробовала в своей жизни, но здесь он, как говорится, высший – со свеклой и маринованной капустой. К нему непременно закажите пряную Кровавую Мэри.