Давайте вместе прогуляемся по древнему городу Воронежу.
Возраст которого, как минимум, более четырёхсот лет.
Не буду утомлять читателей перечислением всех версий на предмет происхождения названия города. То ли город назван в честь известной черной птицы, то ли реки.....
Кому интересны все версии может открыть всезнающую Википедию.
А мы с Вами просто прогуляемся по улицам зимнего Воронежа.
Дожидаясь гида, с которым заранее договорились посмотреть город, решили прогуляться пока у ж-д Вокзала.
Железнодорожный вокзал представляет интерес прежде всего скульптурами расположенными на кровле здания. Скульптуры посвящены защитникам города. Современное здание построено после Великой Отечественной, так как фашистами был взорван старый вокзал.
В середине 90-х белые фигуры пришли в негодность и в 2000 году они заменены на бронзовые. Кстати, я бывал в этом городе в 90-х и прекрасно помню именно белые.
Тут к нам присоединяется гид Евгения.
Рядом на площади памятник генералу Ивану Даниловичу Черняховскому.
Иван Данилович воевал с первых дней войны. Оборонял земли Прибалтики.
Черняховский отличился при освобождении Воронежа в 1943 году.
За высокие организаторские способности при форсировании Днепра генерал-лейтенанту Черняховскому Ивану Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Вторую звезду Героя он получил летом 1944 года.
Затем был назначен командующим войсками 3-го Белорусского фронта.
Он был самым молодым из всех ком. фронтов. Высокий, статный, молодцеватый, молодой генерал был любимцем женщин.
18 февраля 1945 года генерал армии был смертельно ранен разрывом снаряда у города Мельзак в Восточной Пруссии.
Похоронен генерал в Вильнюсе. Настоящий памятник был установлен там же в 1950 году.
Евгения рассказывает интересную историю как в начале 1990-х во время расцвета националистического движения в Литве памятник был демонтирован местными властями.
Начальник воронежского городского управления культуры Иван Чухнов приехал в Вильнюс и стал хлопотать чтобы памятник был передан воронежцам. Однако литовские власти были категорически против. Даже продать не захотели, не то что отдать. Тогда Чухнов обратился за помощью к "оккупационному" российскому гарнизону, который вскоре должен был покинуть Литву. Там ему посоветовали тянуть время.
Вот Чухнов и тянул. Бесконечно ходил по кабинетам новой независимой власти Литвы.
В конце-концов силами гарнизона была проведена целая детективная спец. операция по спасению монумента. Памятник был вывезен без разрешения местных властей вместе с другим имуществом гарнизона и установлен в Воронеже. Мы своих не бросаем и на поругание не отдаём!
Всем миром жители Воронежа собирали деньги на достойный постамент. Наконец, 9 мая 1993 года памятник был установлен на новом бетонном постаменте облицованном плитами из розового павловского гранита.
Так монумент обрёл новую Родину на воронежской земле, которую освобождал 50 лет назад.
Прах генерала перезахоронен из Вильнюса на Новодевичьем кладбище Москвы.
Именем генерала назван целый город в Калининградской области (бывший германский Инстербург).
22 февраля 2013 года Президент Украины Виктор Янукович подписал Указ о присвоении Национальному университету обороны Украины имени Ивана Черняховского.
Вместе с тем,
"17 сентября 2015 года польские власти демонтировали памятник Черняховскому, установленный на месте гибели генерала близ г. Пененжно. Российская сторона выразила протест.
В ответ польская сторона указала на тот факт, что с момента развала Восточного блока в Польше не было разрушено ни одного кладбища с останками советских воинов времен Второй мировой войны. Что касается Черняховского, то снос памятника объясняется неоднозначной оценкой в Польше роли последнего в части отношений с «Армией Крайовой». Будто-бы после вхождения на территорию Польши советские войска под командованием Черняховского, по мнению некоторых польских СМИ, проводили массовые аресты и расстрелы бойцов Армии Крайовой; тысячи были отправлены в ГУЛАГ. Представители Польши предложили вместо памятника Черняховскому установить памятник советским военнопленным, погибшим в Польше, которых по некоторым оценкам насчитывается до 800 тысяч."
Данные взяты из Википедии.
"Негативно об И. Д. Черняховском отзывался писатель-мемуарист Л.Н Рабичев (кстати, тоже ветеран ВОв, лейтенант запаса). В частности, генералу ставилось в вину бездействие по фактам массовых изнасилований женщин советскими солдатами на территории Восточной Пруссии."
Источник: magazines.russ.ru/znamia/2005… и Википедия.
Других командующих в бездействии не обвиняют. Кроме того я неоднократно слышал из других источников о недостойном поведении наших солдат именно в Восточной Пруссии, а не в других регионах Германии. Значит что-то в этом есть. Дыма без огня не бывает.
Ну представьте. Вот идут советские солдаты по нашей выжженной земле. Видят кругом пепелища, смерть, виселицы, зверства, концлагеря, заживо сгоревших детей и стариков.....
И копиться в солдатской душе злоба ко всем немцам вместе взятым. И клянутся себе солдаты, что вот доберёмся до Германии вот тогда покажем этим г....м, за всё ответят, уж покуражимся.
И тут на пути у них первая немецкая земля — Восточная Пруссия. Добрались, дождались, дорвались... Да ещё упираются, не капитулируют! Столько наших солдат погибло при штурме неприступного Кенигсберга. И стали вымещать всё что накопилось в душе за 3,5 года. На мирных жителях.
Вправе ли мы судить наших солдат за это? Сложный вопрос.
Я так думаю, что советские солдаты (как и солдаты союзников) не вправе были уподобляться нацистским нелюдям.
Видимо Черняховскому нелегко было сдержать своих солдат, ведь эти нехорошие явления приобрели массовый характер. А может он и не хотел их сдерживать.
Тем не менее командование учло опыт инцидентов с мирным населением в Восточной Пруссии. Через несколько месяцев, когда наши вступили в другие области Германии, таких явления уже было немного. Известны даже случаи трибуналов и военно полевых судов над своими же солдатами мародерами, насильниками. Порядок был наведен. Просто Черняховский оказался там жертвой обстоятельств.
Но мне не хочется думать, что это правда про случаи насилия. Хочется думать что Черняховский — герой. Вот и всё!
Движемся дальше по улице Мира. Такое название улица носит в связи с тем, что она была полностью разрушена и заново отстроена после войны.
Прорыв немцев в июле 1942 года на улицы Воронежа был столь неожидан для наших войск, что основная часть населения так и не успела эвакуироваться.
Оккупация правобережного Воронежа продолжалась 212 дней. Фронт за это время проходил прямо по городу.
Войск для обороны города не хватало. В уличных боях участвовали ополченцы и войска НКВД.
Почему город оказался разрушен на 95%? Ведь это не Сталинград, где так же фронт проходил по городу. Впрочем, масштабы боёв за Воронеж и их их интенсивность явно недооценены нашими историками.
Евгения рассказывает, что такие масштабные разрушения были обусловлены не столько боевыми действиями, сколько другими обстоятельствами. Дело в том, что после освобождения города неразрушенные здания оказались заминированы отступавшими немцами.
Саперы начали разминирование зданий. Но тут как на грех случилось "Дело саперов".
— Что это за дело? — поинтересовался я.
Оказывается НКВД-ки не только защищали город, но и продолжали выполнение своих прямых обязанностей — выявлять врагов народа. Причем даже во время ВОВ. Вот и навыявляли — создали так называемое "дело минеров".
Профессиональные опытные минеры — "вредители" были обезврежены. А разминирование города стали выполнять наспех обученные, вернее не обученные девушки. Девушки подрывались, много их погибло. Тогда здания решили взрывать, а не разминировать.
Так 95% зданий в городе оказалось разрушено.
Эта история очень похожа на фейк. По приезду домой я стал мучить Яндекс на предмет найти что-то из "воронежского дела минеров" или "дела саперов". Но так ничего и не нашёл.
Что наводит на размышления.
По приезду домой, когда готовил эту заметку, то вычитал вот такие воспоминания бойцов, освободивших город:
«Мы двигались по проспекту Революции. И не встретили ни одной живой души… Город был мёртв. Всюду горы развалин и чёрные остовы домов… Так мы прошли на запад по безжизненному городу».
Вот откуда 95% разрушений! Получается и не было никакого "дела минеров". Фильтруйте услышанное от гидов.
Кому интересно и разминировании Воронежа здесь
:vrnbiz.ru/razminirovanie-vtor…
Взято из того же источника:
"По оценке М.И. Филоненко, готовясь к отступлению из города, немцы «тщательно разрабатывали план его уничтожения», намечая сжечь и разрушить «его главнейшие здания», в том числе учебные, производственные и административные."
Ещё один из рассказов гида мне показался сомнительным. Евгения поведала что на земле Ворнежской в советские годы было столько концлагерей, сколько не было в других городах и весях.
Да, она так и сказала — концлагерей, а не тюрем НКВД.
И будто бы в одной из них во времена Хрущёва распинали на кресте служителей церкви!
Ну я понимаю, Хрущёв церковников не любил. Помните фильм "Тучи над Боровском"?
Типичный фильм антирелигиозной пропаганды.
Я ещё понимаю рассказы о пуле в затылок в сталинские годы в подвалах НКВД. Но то, что я услышал от нашего гида ни в какие ворота не лезло. Распятие — это не метод чекистов по борьбе с инакомыслием, им привычнее контрольный выстрел в голову.
После того как я усомнился этому факту и высказал сомнение Евгении, она как-то осеклась. И тему репрессий больше старалась не затрагивать.
Причина этих двух нестыковок ("дело минеров" и распятия в "концлагерях") мне представляется в следующем. Евгения очень неплохой психолог.
Перед тем как провести экскурсию она аккуратно прощупывает политические убеждения доставшегося ей сегодня путешественника или вообще отсутствие у него интереса ко всякой политике.
Если турист в душе сталинист, то Женя восторженно расскажет о сталинских стройках, пятилетках, каналах, героизме и прочей патриотической трескотнёй.
Если же клиент слушает "Эхо Москвы" и Ксюша Собчак — его идеал, то гид расскажет о "деле минеров", распятых священниках и т. д.
Ну а большинству аполитичных путешественников она расскажет о лютиках-цветочках.
Я не в коем случае не критикую нашего гида. Она человек хороший, неплохой психолог и гид.
И расскажет туристу только то, что он захочет услышать.
Просто я сложный клиент для экскурсовода. Клиент сложный, думающий. Который нудно покопается в интернете после экскурсии, а не поверит безоговорочно и бесспорно услышанному.
Короче, зануда.
Кстати, гида по Воронежу я нашёл на нашей Турбине. Через Турбину и оплачивал предоплату за её услуги. Товарищи! Заказывайте тур.услуги через наш сайт! Я не ёрничаю, серьёзно.
А Евгения всё равно человек позитивный. Гуляла с нами, на время не смотрела. Вместо запланированных пары часов прогуливались по городу все четыре, так как заходили греться в кафе, магазины. Дополнительных денег не попросила за лишние "нагуленные" часы.
Причем она была настолько скромна, что отказывалась от угощения в кафе, сколько не уговаривали. В общем, Женю как гида по городу я Вам рекомендую. Не все же вредные, занудные туристы как автор этой заметки.
Но продолжим нашу прогулку по городу.
Вот мы и на площади "Пяти углов". В этом месте сходятся пять улиц.
В центре площади "Пяти углов" памятник науке, в народе прозванный "молекулой ДНК".
Более сорока лет назад эта странная алюминиевая конструкция появилась на улицах Зеленограда как символ института радиоэлектроники, однако зеленоградцам она не пришлась по вкусу. В итоге её обменяли на несколько тонн воронежского металла. Теперь странная конструкция радует глаз жителей Воронежа и гостей города.
Напротив расположен Благовещенский храм.
Построен в 1620 году. Сейчас мы видим восстановленный храм, разрушенный во время Советской власти. Построен в русско-византийском стиле.
Это третий по величине православный храм в России и одно из самых высоких зданий Воронежа. Его кресты видны из любой части города.
Перед собором установлен памятник первому воронежскому епископу Митрофану.
Ротонда в честь ликвидаторов чернобыльской аварии.
Здесь же похоронены ликвидаторы.
Воронежская область среди пострадавших в 1986 году от ядовитого облака.
Так называемая сталинская высотка в Воронеже, здание ЮВЖД.
Изначально советский архитектор Лев Руднев запроектировал высотку аж в 16 этажей или 103 метра. Здесь должна была выситься типичная сталинская высотка. Однако, когда чертежи были готовы власть в стране сменилась.
Никита Хрущёв вёл борьбу с архитектурными излишествами, мотивируя тем что миллионы советских людей живут ещё в бараках и коммуналках. И необходимо строить больше так называемых одинаковых безликих "хрущёвок".
Пришла директива достроить дом без верхних этажей.
Таким образом высотка была возведена без венчающего его шпиля. Получился несуразный обрубок.
Шпиль достроили уже в 70-х годах. Его то мы и видим сейчас.
Пройдя в арки этого здания можно увидеть величественный дворец.
Музей имени Крамского или как называеют местные — "Воронежский Дворец".
Его также называют "Екатерининским Дворцом". Будто бы он построен для того, чтобы тут останавливалась Екатерина Великая. На самом деле Екатерина в Воронеж не собиралась, а здание в стиле барокко в 1777—1779 годах тогдашний губернатор Потапов построил для своих собственных нужд.
В музее коллекции живописи, графики, скульптуры, фарфора, декоративно-прикладного искусства, а также собрания, посвященные Древнему Востоку и Греции.
При царизме в дворце располагались интендантские службы. Часто в городе возникали слухи "в интендантстве опять проворовались, будут "посадки".
И как бы грозя вороватым интендантам, напротив стоит памятник Петру Великому.
И указывает Пётр именно на это здание вороватых интендантов.
Бронзовый памятник был открыт в 1860 году и был четвертым по счету монументом Петру во всей Российской Империи.
В годы войны монумент был вывезен и переплавлен фашистами.
До сих пор на постаменте видны следы от пуль.
В 1956 году памятник был восстановлен.
Установлен памятник в Петровском сквере.
А наш путь идет по проспекту Революции. Той, что по отзывам солдат освободителей представляла из себя зимой 1943 года "горы развалин и чёрные остовы домов".
Её прежнее название "Большая Дворянская".
Интересно, что в Воронеже на домах двойное название улиц.
Так и написано два названия: "Революции" и "Большая Дворянская".
В моем городе, например, совсем не так.
Стела на площади Победы, открытой в 1975 году в честь годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Мемориальный комплекс на площади Победы.
Он изображает двенадцать фигур, представляющих солдат всех родов войск Советской Армии, народных ополченцев и партизан (офицер,девушка-санинструктор, автоматчик, летчик, морской пехотинец, танкист.) и тех на чьи плечи легли все тяготы войны в тылу: женщина с младенцем, рабочий со знаменем, рабочая, колхозница,девушка-комсомолка.Перед памятником горит Вечный огонь.
Авторы скульптор Ф. Сушков и архитекторы Н. Гуненков и П. Даниленко.
В мемориале как бы зашифрованы 12 апостолов Христа. Более явно намекать на это не позволила бы атеистическая советская идеология.
А это чем не Божья Мать?
Памятник военному почтальону. Видите эти письма-треугольники внизу композиции?
Символично, что место его установки напротив "Почты России".
Прогуливаемся дальше, любуемся старой архитектурой проспекта.
Дом фабриканта Тулинова, 19 век.
Воронежская духовная семинария.
Обратите внимание на разные стили трёх этажей. Как три эпохи в одном здании.
Идет реставрация.
Вот интересный момент.
Под флагом Единой России "ума и чести нашей эпохи" находятся изображения Маркса, Энгельса, Ленина. Ждут своего часа основоположники Марксизма?
Макс и Энгельс — два разных человека, а Слава КПСС — это вообще не человек.
Помните это анекдот?
А в этом доме в гражданскую войну оперировал знаменитый Николай Нилович Бурденко.
В студенческие годы Бурденко участвовал в студенческих беспорядках.
В Воронеж он попал из оккупированного немцами Юрьева, хотя кайзеровцы предлогали ему сотрудничество.
Красное на красном. Как кровь раненых красноармейцев, проходивших тут лечение.
Любопытную историю рассказала наш гид. Когда в очередной раз в многострадальном Воронеже сменилась власть, то в этот дом наведались белогвардейцы. Они искали раненых красноармейцев, чтобы добить.
Дверь дома им открыл Николай Нилович, который предварительно успел облачиться в офицерскую шинель с погонами. От его вида беляки опешили, так как только несколько минут назад это ещё был красный город.
— Здравия желаю, мы разыскиваем укрывающихся красных.
— Их тут нет, только больные.
— Всё таки позволите посмотреть?
— Извольте, господа. Но учтите что в больнице сыпняк, тиф.
Белогвардейский офицер задумался, затем отдал воинское приветствие, щелкнул каблуками:
— Честь имею!
Затем белые господа удалились, с Господом.
Когда в 1923 году Бурденко переводили на работу в Москву, то его на руках нёс на вокзал весь благодарный Воронеж.
А это "волосатый дом". Торчащая из стены арматура изогнулась от времени самым причудливым образом.
Современная воронежская эклектика на проспекте Революции — здание ЦУМа XX века.
А сверху современная гостиница, прозванная воронежцами "элеватором".
Доходный дом Самофалова. Дом писателя Кольцова. Здесь он творил, здесь умер непонятый купеческой семьей, ближайшими родственниками.
Вообще, можно просто идти и фотографировать здесь каждый дом.
Бывшая гостиница "Бристоль", 1910 г. Здесь впервые был смонтирован грузовой лифт.
Музыкальное училище.
Дом купца Михайлова, который был хозяин ювелирного и часового магазина.
У входа он установил знаменитые Михайловские часы, механизм управления которых находился внутри здания.
Памятник Пятницкому.
Помните хор имени Пятницкого?
спасибо Жене, что подсказала удачный кадр. Неужто чувство юмора у устроителей именно здесь сети KFC? Обратите внимание на этих одинаковых бородатых мужчин. Забавно?
Вспомнился советский фильм с В. Соломиным в главной роли. Этот энтузиаст собирал певческие таланты, музыкальные инструменты и песни земли воронежской.
Но мы уважаем не только Пятницкого, но и "Пятницу".
А конкретно в канале Пятница — программу о путешествиях "Орел и решка".
А вот и место, куда мы очень торопились.
Парад дедов морозов, ежегодный.
Ежегодно они собираются в этот выходной именно у воронежского музея кукол.
Сказочная снегурочка со смартфоном. Веяния времени.
От количества дедов морозов рябит в глазах.
С наступающим Новым Годом!
Рядом с музеем какой-то чудак укатил бетонный шар с постамента.
Исправим ситуацию.
Кстати, о музее. Гости музея узнают историю итальянского Пульчинеллы, русского Петрушки и французского Полишинеля.
Поворачиваем за угол. А там....
Иван Дурак.
Сказка о Золотом петушке. Царь Дадон с чародеем.
Чёрт пытается тягаться с Балдой.
И старик со своей сварливой старухой у разбитого корыта.
А если еще раз завернуть за угол, то встретимся с самим Самуилом Яковлевичем Маршаком.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейном!
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом
"Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку".
Чем не стихи о нас, путешественниках?
"В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено. Лучшие его воспитанники в разное время были репрессированы: в 1941 — А. И. Введенский, в 1937 — Н. М. Олейников, в 1938 — Н. А. Заболоцкий, в 1937 арестовывалась Т. Г. Габбе, в 1941 арестован Хармс. Многие уволены."
Дом купца Мануйлова, 1915 год
Свернём в скверик.
Памятник В. Высоцкому возле института физкультуры в городе, в котором певец никогда не был
Очень странное место (институт физкультуры) для установки памятника, учитывая образ жизни барда.
Пройдемся по симпатичному скверику.
На перекрёстке проспекта Революции и Пушкинской улицы находится здание "Утюжок".
И вправду, огромный утюг утюжит всё на своём пути. Руины этого здания на многих фото освобожденного в 1943 году Воронежа.
Памятник поэту Ивану Саввичу Никитину, 1911 год.
Трудная судьба поэта нашла своё выражение в этом грустном памятнике. Никитин здесь задумчивый, грустный, погружённый в себя. У его ног лежат книги.
Фото начала прошлого века Никитинской площади.
Здание воронежской филармонии. Само здание построено в 1908 году для второго в городе кинотеатра, называвшегося «Тауматограф».
А первым кинотеатром являлся деревянный балаган, открытый в 1903 г.
А это знаменитый кинотеатр "Спартак".
Во время открытия в 1913 году он назывался "Ампир".
А теперь здесь спектакли легендарных театров на большом экране кинотеатра.
Кинотеатр "Спартак" с другой стороны.
Воронежский театр юного зрителя.
Между тем мы попали в самый-самый центр старинного Воронежа.
Здесь до революции находилось сердце города — Митрофановский монастырь. К нему лучами стекались улицы.
Но после революции именно этот район облюбовали чекисты.
Деятели церкви подверглись гонениям.
С течением времени улицы старого центра приобрели названия в честь видных революционеров — Володарского, Орджоникидзе, Дзержинского.
Евгения рассказывает о мрачных тайнах этого района. Печальную память оставило о себе красивое здание похожее на терем — ул. Дзержинского, 17.
Во дворе этого красочного дома в 1919 году курсанты пулемётных курсов расстреливали царских офицеров и дворян (также и по данным Петровского).
Недалеко на Володарского, 39 находится так называемый "серый дом". В годы разгула репрессий дом серого оттенка внушал ужас, так как в его дворе располагалась внутренняя тюрьма УНКВД.
Даже когда здания в городе перекрасили в желтый цвет (Воронеж превратился в город желтых домов, так тогда шутили) этот мрачный дом всё равно остался серым.
Специально для такого серьезного ведомства это здание было построено в духе модного тогда конструктивизма: какая-то подчеркнуто торжественная простота, отделка декором в виде параллельно-перпендикулярных линий, закругленные элементы.
А вот ещё интересное здание — ул. Володарского, 70 или как его называли воронежцы "семидесятка". Оно тоже построено в конструктивном стиле. Однако после войны, благодаря пристроенной в углу башенке, дом приобрел более парадный вид.
Дом знаменит тем, что тут жили семьи всех работников НКВД. Это был город в городе.
Во дворе имелась вся необходимая инфраструктура: магазин, больница, детский сад.
Сейчас мы с гидом свободно зашли через арку внутрь двора дома. А в 30-е годы такой номер у нас бы не вышел. Строгий часовой с оружием пропускал только по пропускам. Если Вы пришли к кому-то в гости, то часовой звонил хозяину и только после этого пропускал внутрь.
Гид ещё что-то интересное хотела показать внутри дома в подъезде, но из дома никто не выходил и внутрь мы так и не попали.
И вот мы приближаемся к романтическому символу города — Каменному мосту.
Построен он ещё в 18 веке.
Здесь любят собираться влюблённые и молодожёны.
С моста открывается чудесный вид на Воскресенский храм постройки XVIII в.
Конечно, он восстановлен.
В XVII веке примерно здесь на каменном мосту по линии сегодняшней улицы Орджоникидзе и заканчивался город. За его стенами находилась ямская слобода. Там жили ямщики перевозившие государеву почту. Именно благодаря их стараниям здесь возвели Воскресенскую церковь.
Недалеко находится место с которого открывается прекрасный вид на нижний Воронеж, примыкающий к водохранилищу.
Давайте вместе полюбуемся его панорамой.
Проходим мимо "Мещанской полицейской части с пожарной каланчой. Объект культурного наследия 1825, 1875 гг." Так гласит табличка.
В те годы этот район был деревянным, следовательно постоянно горел.
Помимо полицейских здесь обосновались брандмастеры.
Вот как вспоминают сторожилы выезд пожарников:
"Выезд пожарной команды на пожар был одним из самых красочных и впечатляющих зрелищ того небогатого на события времени. Поглазеть на него собирались десятки, а то и сотни зевак. Сначала наблюдатель на пожарной каланче, видимо, заметив где-то признаки пожара, начал трезвонить в звонкоголосый медный колокол. При этом все зеваки и случайные прохожие, оказавшиеся в это время в створе ворот «пожарки», бросились врассыпную, прочь с дороги, кто – куда, так как знали, что когда пожарные мчатся на пожар, стоять на их пути не только запрещено, но и очень опасно – если попадешь под колеса, и тебя задавят «пожарные линейки», то отвечать за это никто не будет – сам виноват, не стой на дороге у пожарных! Потом разом распахнулись все трое ворот, и оттуда под оглушительный звон небольших медных пожарных колокольчиков (что-то вроде корабельных «рынд») выкатились, запряженные парами здоровенных битюгов, сверкающие ярким красным лаком и медью пожарных насосов, начищенных до блеска касок, багров, брандспойтов и лакированных раздвижных пожарных лестниц, три «пожарные линейки». Кони разом взяли в карьер, и вся эта шумная кавалькада, трезвоня во все колокола, помчалась куда-то вдоль Большой Дворянской в сторону Петровского сквера, сопровождаемая целой толпой бегущих следом и орущих во все глотки зевак, собачонок и уличных мальчишек. Все извозчики и даже «ломовики» со своими тяжелогружеными фурами спешно прижались к тротуарам, освобождая дорогу пожарным."
Александр Файншмидт «Пожарка».
Проходим мимо изображения старого герба города.
В 1781 году указом императрицы Екатерины II был утверждён герб Воронежской губернии, в котором была изображена вытекающая из кувшина река Воронеж.
А наш путь лежит вниз, к набережной.
Кривые улочки, частный сектор.
Гид рассказывает как нередко бывает что внутри стоящих тут домов может вдруг.......забить родник! Вот с такими чудесами приходится сталкиваться жителям этого района.
Деревянных домиков здесь немного, что и понятно. Край-то тут степной.
Кстати, в моём городе что всего в 130 км к северу, такая же картина с деревянными домами.
Какой контраст, например, с Подмосковьем. Уж там-то прямо деревянное зодчество по сравнению с этими местами.
На улочках старой Коломны
Вот один из немногих. Точнее, он единственный деревянный. Больше я не видел.
А наша прогулка оканчивается на Адмиралтейской набережной.
Мы выходим прямо к Успенскому Адмиралтейскому храму. Это не только самая старая церковь города, но ещё и самое старое здание.
Доказательством этого считается упоминание о церкви в грамоте царя Федора Ивановича от 5 августа 1594 года: воеводе Ивану Кобякову сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра, который вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь. Церковь была деревянная.
Каменный же храм построен здесь в 1694-1702 годах в древнерусском стиле. Нравятся мне храмы допетровского периода. Таких беленьких, луковичных, с неповторимыми узорчиками я много видел в Рязани, Коломне, Владимире. Милая сердцу русская старина!
Именно в этом Адмиралтейском храме освящались построенные тут корабли:
«Принципиум», «Святой Марк», «Святой Матвей»......
Но тема о славных воронежских корабелах и первом флоте России это уже совсем другая история:
Корабль-музей "Гото Предестинация"
Здесь мы прощаемся с прекрасным гидом Евгенией, но не прощаемся с заметками посвящёнными нашей однодневной поездке в столицу Черноземья.
Продолжение следует.......