58 материалов по 40 объектам, 318 фотографий
- GPS
- Бельгия, Rue Fumal, 12 B-5000 Namur, Бельгия
Торжество Порнократии
До поездки мне, признаться, это имя ничего не говорило, и я лишь записала где-то адрес музея. Только, как это часто бывает, едва мы приехали в Намюр и оставили чемоданы в отеле, как тут же принялись разрываться между многих желаний.
Что лучше для начала — отдохнуть с дороги в парке или двигать сразу в центр? А может, не откладывая на потом, карабкаться в Цитадель? Все же здравый смысл возобладал, и мы выбрали для первого знакомства с Намюром неспешную и бесцельную прогулку вдоль улочек, пролегающих между центром города и рекой.
И вот, в одном из совершенно безлюдных переулков наше внимание привлёк довольно нескромный вымпел с изображением обнаженной дамы в чулках, перчатках и шляпке.
А, и ещё повязочка на глазах. Скромница :-)
В общем, на музей Ропса мы в этот день набрели совершенно случайно. Подруга ещё пошутила: "Видимо ждал он нас сегодня, этот музей. Сейчас ещё узнают, что мы израильтянки, сразу скажут — заходите, гости дорогие, для вас всё совершенно бесплатно!"
Вход в музей оказался-таки бесплатным по поводу субботнего дня, но даже если бы вышло по-другому, это в принципе ничего бы не изменило, ведь мы уже успели заинтересоваться.
В моей "шпаргалке", посвящённой Намюру, о Фелисьене Ропсе было лишь несколько слов. О том, что художник писал мрачные эротические картины, в основном на религиозную тематику...Странное сочетание, не правда ли? "Мрачность, эротичность, религиозность" — какое-то из трёх слов явно лишнее?
И надо ж такому случиться, что первой на глаза мне попалась картина, где на кресте вместо Иисуса распята разбитная голая девица. Я определила для себя, что ни о какой религиозной тематике речи быть не может, потому что здесь на лицо явное богохульство.
Признаю сейчас, что была не права. Фелисьен Ропс обыграл в этой работе известную религиозную тему, к которой обращались многие художники. "Искушение святого Антония".
Рядом другой сюжет: "Сатана, сеющий плевелы"
В деревянных башмаках, чтоб избежать уколы презренных колоколен, в шляпе квакера, чтоб защитить свой взор от милосердия неба, длинноногий Дьявол, гордо шествуя по кровлям города, сеет ночью плевелы.
Уж сколько раз он в этот мрачный час, когда луна испуганно скрывается за облаком и люди спят, стеная в зловонных чарах Города, уж сколько раз разбрасывал он пригоршнями своих спелых для посева женщин!
И вот растут они на плодородной почве унавоженного Города, растут красивые и страшные, подобные цветам с ужасно ярким цветом, с ужасно крепким запахом. Они влекут к греху и одуряют чертовым дурманом. Кружат головы слабым и сильным. Властвуют во славу Дьявола.
(Евреинов, критический очерк о Ропсе)
Впрочем, я начала рассказ о музее с картин, которые художник написал уже в зрелом возрасте. К сорока годам он начал осознавать, что не мужчина играет женщинами, а сам, порабощенный их чарами, является игрушкой в руках сатаны. В этот период Женщина и Сатана стали главной темой творчества Фелисьена Ропса. Даже не просто женщина, а самка, само воплощение бесстыдства.
Порнократия
Наверно, не случайно вывеской музею служит фрагмент картины Фелисьена Ропса "Порнократия". Художник был одержим идеей раздевать женщин, ища "печать дьявола" на их телах. Ропс, подобно средневековым инквизиторам считал, что "Мужчина находится во власти женщины; женщина находится во власти Дьявола".
Свинья–вожатый… Ликуй же, Черт, ликуй и хвастайся! — она доверилась свинье в своих любовных домоганьях!
А ведь Ропс писал "Порнократию", будучи безумно влюбленным в свою модель.
Невольно на ум приходит мысль о том, что в глубине души художник боялся женщин или страдал от неуверенности и какой-то внутренней убогости. Так ли это?
Посмотрим, как описывает Ропса русский драматург, режиссёр и критик Николай Евреинов в своём очерке: Ропс в эти годы — ловкий фехтовальщик, бравый наездник, страстный охотник, не знающий промаха! Прибавьте внешность, затемнявшую рассудок добродетельнейших женщин.
Громадного роста, атлетического сложения, с чертами Мефистофеля и Аполлона! … при этом острый ум, притягательная элегантность, деньги, молодость и, наконец, талант художника!
Добавим к этому, что Ропс был счастливо женат и не переставал увлекаться женщинами. В чем же дело?
Черная месса
1882
Прятался ли за всем этим столь свойственный всем людям страх старения и смерти, или Ропсу просто близок был язык метафор, мрачность, многослойность и мистицизм? Ведь именно эти качества он так ценил в литературе, которой увлекался всю жизнь. Хорошим другом художника был Шарль Бодлер.
Молодой Ропс не был столь мрачен. Он иллюстрировал легенды, писал карикатуры. Правда, из коллежа Collège Notre-Dame de la Рaix, где учился, Ропс был-таки изгнан за антиконформистские и антиклерикальные настроения.
В юности Ропс посещал Академию изящных искусств Намюра, затем стал студентом юридического факультета в Брюссельском университете, но образование не закончил. Зато в Париже, изучив технику офорта, художник очень быстро завоевал репутацию мастера гравюры.
У Ропса есть акварели, пастели, множество литографий и карандашных рисунков, но всё-таки наибольшее впечатление на сегодняшнюю публику производят работы из серии "Сатанисты" и "Лики Дьявола".
Как бы то ни было, сегодня в Намюре очень гордятся талантливым уроженцем, а все путеводители в один голос советуют обязательно посетить его музей.
Музей Фелисьена Ропса размещается в доме 17 века и занимает два этажа. Часть помещений отдано под временные экспозиции. Мы застали демонстрацию работ современного художника Дани Данино.
Информации о нем я нашла не очень много. Художник работает в особой технике чернильного рисунка, много выставляется в Бельгии и во Франции. В целом, картины нам понравились, хотя заложенный в них смысл уловить не удалось :-)
У особняка, в котором находится музей, есть небольшой внутренний двор. Не знаю, как он выглядит в другое время, а мы увидели его, украшенным, помимо увитого плющом полотна Ропса, картинами Дани Данино. И они здесь смотрелись очень гармонично и к месту.
Часть внутреннего двора занимает симпатичный садик, где мы с удовольствием отдохнули.
В общем, все мы были рады, что набрели на этот музей и познакомились с творчеством такого неординарного художника, как Ропс. Рекомендую.
- Адрес:
Rue Fumal, 12
B-5000 Namur, Бельгия - Дополнительная информация:
стоимость
посещения 3€
Дешёвый ✈️ по направлению Намюр
- 20 янв 2017, 16:34удалитьСпасибо за совет, Оксана! Я думаю что в его случае — это ... чистое творчество. Некий поток, он говорил о том, о чем он хотел сказать. И не особо сдерживал себя. И очень талантливо на мой взгляд. В конечном итоге одна из задач такого творчества — заставить людей по-другому взглянуть на знакомый им мир, и не только взглянуть, а показать эти картины на подсознательном уровне и кто знает как откликнется подсознание человека который эти картины увидел... это уже магия
Будучи в Намюре я видел этот музей на трипадвайзоре и он меня заинтересовал, но времени не оставалось ) - 20 янв 2017, 17:08удалитьКоля, я полностью с тобой согласна!
Просто интересны индивидуальные проявления: один художник раз за разом пишет корабли, гибнущие в шторме, другой — ярчайшие подсолнухи и фантастический звездопад, а третий одержим раздевать женщин, помещая их в компанию сатаны ))
Мир многолик, и через искусство мы отлично можем познакомиться с различными его сторонами ) - 20 янв 2017, 17:09удалитьНа самом деле каждый просто опустошает себя как может )
- 20 янв 2017, 22:13удалить
1499Sergeyнаписал 20 января в 18:55
Однако сколько всего интересного, и приятного! )
Насчет приятного — дело вкуса, интересного — безусловно! - 20 янв 2017, 20:57удалитьСпасибо, Оксана! Ничего о нем не слышала. Ты меня просто просветила!
Но подобное творчество мне совершенно не близко. И я ведь совсем не ханжа и никаким богохульством картины эти я не считаю... Наверное я не люблю смотреть на разрушение, ведь созидания здесь нет. Я же женщина, а значит — созидатель по своей природе! А вовсе не орудие дьявола, как считают некоторые:))))) - 20 янв 2017, 22:16удалить
Norisfoxнаписала 20 января в 18:57
...созидания здесь нет. Я же женщина, а значит — созидатель по своей природе! А вовсе не орудие дьявола, как считают некоторые:)))))
Лен, ну я прям взяла бы эти слова, да поместила в эпиграф к совету!
Только это будет нечестно по отношению к художнику. Ведь каждый волен судить о его творчестве согласно собственному восприятию.
А моё восприятие полностью совпало с твоим ) - 20 янв 2017, 22:46удалитьОксана, я никогда не пишу негативных отзывов и поэтому даже не знаю, как выразиться.
Если коротко, а краткость -сестра таланта)), то : не понравилось!
Мужик был талантлив, но с огромными комплексами и с проблемами в области первой и особенно второй чакры. - 20 янв 2017, 23:07удалить
Rainbowнаписала 20 января в 20:46
Оксана, я никогда не пишу негативных отзывов и поэтому даже не знаю, как выразиться.
Если коротко, а краткость -сестра таланта)), то : не понравилось!
Мужик был талантлив, но с огромными комплексами и с проблемами в области первой и особенно второй чакры.
Читая мой отзыв, ты конечно, заметила, что я осторожно высказала сомнение о "неуверенности и какой-то внутренней убогости" ))
Таня, музей всё равно интересен, даже несмотря на то, что подобные стили на рубеже 19-20 веков иногда называли "искусством Вырождения" - 20 янв 2017, 23:11удалитьНаверное, это по-своему интересно, тем более, что ты его рекомендуешь.
Но мне импрессионисты ближе ))))))) - 21 янв 2017, 01:05удалитьМузей интересен и картины неожидано своеобразны,если не учитывать заложенное в каждом на генетическом уровне пуританство!Чувствуется необычный талант мастера с глубокой философией- такие картины запоминаются....Cпасибо,Оксик,мне понравилось...-:))
- 21 янв 2017, 01:17удалить
irishKo40 20 января в 23:05
Музей интересен и картины неожиданно своеобразны,если не учитывать заложенное в каждом на генетическом уровне пуританство!Чувствуется необычный талант мастера с глубокой философией- такие картины запоминаются)
Любой запрет рождает протест. Внутренний запрет особенно. Что ж, твоя трактовка мне тоже нравится. - 21 янв 2017, 01:41удалитьОчень интересный и необычный музей. Знала Робса как карикатуриста и иллюстратора, а вот об этих картинах раньше не слыхала.
- 23 янв 2017, 16:31удалить
Ponyanniнаписала 20 января в 23:41
Очень интересный и необычный музей. Знала Робса как карикатуриста и иллюстратора, а вот об этих картинах раньше не слыхала.
Карикатур в музее тоже было много, нам они понравились. Но я, признаться, ранее о Ропсе не знала. - 21 янв 2017, 13:12удалитьА мне музей понравился. И я ( с уважением ко всем другим мнениям) не восприняла бы его ни как иллюстрацию к разрушению или убогости автора.
Меня за мою жизнь интересовали настолько проивоположные вещи, что я могу, не то чтобы принять, а скорее полюбопытствовать на все, что есть в этом мире, если это не угражает моему здоровью.
А такой искаженный взгляд тем более интересен. И картинки мне его нравятся. Чем-то они схожи с "Каприччос" Гойи. Такие же страшновастенькие. Главное не воспринимать это слишком серьезно и не делать фетиша с тем или иным знаком. - 23 янв 2017, 16:34удалить
Leolikнаписала 21 января в 11:12
А мне музей понравился. И я ( с уважением ко всем другим мнениям) не восприняла бы его ни как иллюстрацию к разрушению или убогости автора.
Меня за мою жизнь интересовали настолько проивоположные вещи, что я могу, не то чтобы принять, а скорее полюбопытствовать на все, что есть в этом мире, если это не угражает моему здоровью.
А такой искаженный взгляд тем более интересен. И картинки мне его нравятся. Чем-то они схожи с "Каприччос" Гойи. Такие же страшновастенькие. Главное не воспринимать это слишком серьезно и не делать фетиша с тем или иным знаком.
Ну, ты Лена, сейчас в общем-то резюмируешь и мое мнение )) Да, мне понравилось и было интересно. Разрушительные нотки в творчестве я подметила, хотя вот с Гойей аллегорию не провела. А ведь там похожий путь! От светлых образов к капричос. - 26 янв 2017, 09:11удалитьОчень интересный художник — для меня это открытие, ничего не знала о Ропсе. Разглядывая его картины, понимаю, что он очень талантлив — прекрасный рисовальщик и человек с буйной фантазией. Нельзя назвать его картины прекрасными, но они притягивают взгляд, а это многого стоит. Понять чувственную власть женщин, представленных на картинах Ропса, на мой взгляд, может только мужчина, нам, женщинам, все это кажется развратом и кощунством, но это было, есть и будет.
- 26 янв 2017, 14:35удалить
Omiteнаписала 26 января в 07:11
Очень интересный художник — для меня это открытие, ничего не знала о Ропсе. Разглядывая его картины, понимаю, что он очень талантлив — прекрасный рисовальщик и человек с буйной фантазией. Нельзя назвать его картины прекрасными, но они притягивают взгляд, а это многого стоит. Понять чувственную власть женщин, представленных на картинах Ропса, на мой взгляд, может только мужчина, нам, женщинам, все это кажется развратом и кощунством, но это было, есть и будет.
Что ж, это наверно, самое правильное определение творчества Ропса. Женщины видят прекрасного рисовальщика с буйной фантазией, что вызывает либо отторжение, либо интерес, но не более. Основной посыл художника — только к мужчинам и их чувственности. Как-то так...
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Мне тоже нравится! Особенно в Риме. Но там не просто "эффектно", там грандиозно и величественно "замкнутые"
Комментарий понравился: