461 материал по 196 объектам, 5 092 фотографии
- GPS
- Бельгия, 135 rue Esseghem, Brussels
- 02-428-26-26
- www.magrittemuseum.be/
Тем не менее, в нашей культурной программе четко было обозначено обязательное посещение двух музеев — Ван Буррена (На деревню к богатому дедушке) и Рене Магритта. Причём, если с Ван Бурреном всё было понятно (по этому поводу у меня было распечатано аж два листа заранее подготовленной информации), то насчёт Магритта я пребывала в недоумении. Что за музей, чего от него ждать, а главное, когда и по какой причине я втиснула его в короткий список "обязательного"?
Поняла я это уже дома, примерно месяц спустя после возвращения из Бельгии, когда эмоции улеглись, новые знания начали раскладываться по полочкам, и все "обрывочки" связались воедино.
Выяснилось, что причин оказаться в этом музее, по крайней мере у меня, было две. Одной из них был фасад здания, спроектированный по эскизу картины Рене Магритта "Империя света". Впервые увидев в интернете его фотографии , я поняла, что такое нельзя пропускать!
Музей Р.Магритта (из интернета) в декорациях и без...сравните.
Стены, раздвинутые словно шторы на огромном окне, глядящем в небо.
Это ясное, дневное небо над вечерним, даже ночным, пейзажем — очень "магриттовское". Загадочное сочетание, из тех, которые так любил использовать художник.
Конечно, ответ должен был прийти сразу, едва мы оказались на Королевской площади...Но он не пришёл:-)
Здание было на ремонте, роскошную инсталляцию-обманку с фасада убрали, потому его внешний облик ни о чем мне так и не напомнил. Кроме того, все три этажа экспозиции оказались перенесены в Королевские музеи изящных искусств , и мы некоторое время были больше озабочены поисками нужного входа, нежели ответа на вопрос — почему мы сюда пришли?
Чтобы попасть в ту часть здания, которая временно отведена под музей Рене Магритта, нам пришлось пройти несколько залов Королевского музея.
Так что успели получить "бонусом" понемножку от классического, и современного искусства.
Ну, а в первые же минуты, едва мы вошли в музей Магритта, все дружно согласились, что "попали по адресу". Всё нравилось и всё было необычно, я радовалась, что пришла именно в этот музей и притащила всех, только в самой глубине сознания крутился ржавым винтиком расковыривая мозг, вопрос: "ведь выбрала правильно, и явно не случайно, так что же, что в своё время определило этот мой выбор?"
Русалка.
Одобряю! Кто сказал, что "полурыбой" должна быть исключительно нижняя часть туловища?
Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967), бельгийский художник-сюрреалист, который, впрочем, сам себя сюрреалистом не считал. Не буду переписывать заумные концепции искусствоведов, а расскажу о собственном восприятии экспозиции.
То, что мы пришли в мир сюрреализма, стало понятно сразу, нас окружали яркие образы-загадки, сюжет каждой из картин приглашал поразмышлять.
Одна из первых же работ, которая попалась на глаза, вызвала легкое недоумение-узнавание. Гала?...
Нет, не она. Но точно так же, как Дали бессчётное число раз писал образ Галы, так и для Магритта единственной женской моделью всю жизнь была его жена — Жоржетта Бергер.
История любви Рене и Жоржетты красивая и долгая. Они познакомились, когда будущему художнику было 15 лет, ей — 13. Практически, как Ромео и Джульетта. На ярмарке в бельгийском городке Лессин, в сверкающих огнями фейерверка сумерках Рене увидел силуэт юной девушки, и влюбился первого взгляда.
Будучи детьми, они не могли остаться вместе, и жизнь развела их на долгие 9 лет, но именно под влиянием этой встречи, Рене увлёкся живописью, через которую пытался воплотить в жизнь свои фантазии, грезы и философские размышления.
Новая встреча Рене и Жоржетты случилась совсем в других обстоятельствах: не в разноцветье праздничных огней, а унылым пасмурным днём. Однако, силуэт девушки, возникший среди капель дождя, был не менее прекрасен, чем тот, что бережно хранился в памяти. Больше они не расставались. Жоржетта оставалась другом, женой и музой художника на протяжении 45 лет.
Экспозиция произведений Рене Магритта, временно размещённая в Королевском музее, занимала 3 этажа, по два зала на каждом. В лестничных холлах, разделяющих залы, были установлены экраны, на которых без перерыва демонстрировались "домашние видео" — черно-белые фильмы, в которых Магритт и его жена дурачатся, разыгрывают некие сценки, либо устраивают розыгрыши для своих гостей. Не всё было понятно, но одно определённо: даже в очень солидном возрасте этой паре не было скучно в обществе друг друга.
Несмотря на то, что картины Магритта написаны в стиле сюрреализма, сам он себя к сюрреалистам не относил. В молодости художник пытался примкнуть к их кругу, чтобы найти единомышленников, но у него возникли разногласия с главным идеологом сюрреализма – Андре Бретоном, окончившиеся скандалом и разрывом.
В своих работах Рене Магритт пытался доказать, что суть обычных предметов, которые мы видим, обманчива, а скрытой их таинственности мы обычно не замечаем.
Все его картины несут отпечаток таинственного мистицизма, а любимым приемом художника было размещение реальных предметов в необычных, магических условиях. В этом состояла его борьба за магическое начало против "обманчивой самоочевидности".
Оформление экспозиции, на которой мы побывали, вполне отвечало этим художественным идеям, а демонстрация картин, как бы светящихся изнутри, в затемнённых залах особенно усиливала их эффект.
И всё же, говоря о сюрреалистическом окружении обычных предметов, нельзя не отметить, что и сами предметы не всегда обычны.
В какой-то момент мы обратили внимание, что на многих картинах Магритта присутствуют некие сферы, состоящие из двух захлопнутых половинок. Подобно пудренице. Более всего эти предметы напоминали ... ловушки для покемонов!
А вот это каково: ловушка для покемонов рядом с "на всю голову раненной" головой?
Это не только нас повеселило, но и стало, пожалуй, самой большой загадкой. Вот вам пример мистического предвидения талантливого человека! Рене Магритт умер 50 лет назад, тогда не было ноутбуков и мобильников, какие уж там покемоны...
Но в основном его картины, действительно, состоят из вполне узнаваемых, иногда самых примитивных, предметов — деревья, окна, двери, фрукты... "Чистый сюр" рождается здесь не за счёт бестолкового нагромождения непонятных элементов, а из умело созданных зрительных образов, за каждым из которых прячется самостоятельная история.
Французский прозаик и поэт Лотреамон называл это искусством устраивать "встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе". Сам же художник говорил о себе: "Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие".
В принципе, можно очень много ещё рассказать о произведениях Магритта, их символах и интерпретациях. Тем, кого эта тема интересует, предлагаю ссылку на одну из наиболее удачных, на мой взгляд, статей. Сама же напишу о том, как, наконец, получила ответ на вопрос "почему мы пришли именно в этот музей?"
Непродолжительный период в своей жизни Рене Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции. Несколько таких плакатов были развешены в коридоре здания и на лестничных пролетах, мы увидели их уже перед самым нашим уходом из музея.
На одном из плакатов красовалась репродукция картины, которую я мгновенно узнала, и сразу вспомнила, где видела подлинник.
Дело в том, что некоторое время назад, в иерусалимском Музее Израиля мне попался на глаза "Замок в Пиренях", который уже не суждено было забыть.
Над морем парит, словно в невесомости, огромная каменная глыба, а на ней, как маленькая корона, умостился сказочный замок.
Что-то щемящее, преходящее и зовущее поспешить в дорогу увиделось мне тогда в этой насмешке над гравитацией...
Картину я накрепко запомнила, а имя художника — нет. Но записала внутри соответствующих файлов-копилок, и ещё задолго до поездки в Брюссель вытянула оттуда, поставила в поиск и алле-оп! — узнала про здание музея с невероятным фасадом. Поэтому и снабдила в нашей программе пометкой "обязательно". Удивительно только, что не снабдила никакими комментариями, и потому нагромождение информации готовящейся поездки как-то вытеснило у меня из памяти все, что связано с Магриттом.
С другой стороны вышло неплохо, ибо добавило походу в музей чуточку интриги. А любителям сюрреализма я этот музей, однозначно, советую посетить.
- Адрес:
135 rue Esseghem, Brussels
- Телефон:
02-428-26-26
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Брюссель
- 28 фев 2017, 09:04удалитьЗамечательно. Магритт один из моих любимых художников, и кстати, в Брюсселе есть еще его дом-музей, довольно интересный. Где-то на окраине. Мы попали туда случайно — забив имя Магритта в waze, в поисках этого, "твоего" музея)))
- 28 фев 2017, 11:42удалить
leonid_naiveltнаписал 28 февраля в 07:04
Замечательно. Магритт один из моих любимых художников, и кстати, в Брюсселе есть еще его дом-музей, довольно интересный. Где-то на окраине. Мы попали туда случайно — забив имя Магритта в waze, в поисках этого, "твоего" музея)))
Лёня, про дом-музей я не знала, вот если будет следующий раз ;) тогда обязательно схожу. Мне тоже очень нравится Магритт. - 28 фев 2017, 10:16удалитьСпасибо, Оксана, что знакомишь меня с той живописью, о которой я не знала!
А Жоржетта и вправду очень похожа на Галу! - 28 фев 2017, 11:44удалить
ilonarigaнаписала 28 февраля в 08:16
Спасибо, Оксана, что знакомишь меня с той живописью, о которой я не знала!
А Жоржетта и вправду очень похожа на Галу!
Дали и Магритт почти ровесники, и как бы сюрреалисты одного времени. Хотя их картины совершенно различны. А вот жены довольно похожи :) - 28 фев 2017, 12:52удалитьЭх, Оксана, часто читая твои статьи "про искусство", особенно про современное, я все думаю, что и мне надо бы лично приобщиться:))) А тут вот задумала в начале марта поехать в один латвийский город, где есть арт-центр современного искусства. Почитала, вздохнула и подумала "Ладно, пойду уж... "
:)))) - 28 фев 2017, 17:03удалить
ilonarigaнаписала 28 февраля в 10:52
Эх, Оксана, часто читая твои статьи "про искусство", особенно про современное, я все думаю, что и мне надо бы лично приобщиться:))) А тут вот задумала в начале марта поехать в один латвийский город, где есть арт-центр современного искусства. Почитала, вздохнула и подумала "Ладно, пойду уж... "
:))))
Из современного я воспринимаю далеко не все. Да и к тому, что "цепляет" склонность возникла не сразу, а лишь благодаря долгим годам, прожитым в Израиле. У нас же тут другого искусства почти не встретишь — сплошной арт ) - 28 фев 2017, 20:18удалитьМне нравится современное искусство, но воспринимаю тоже далеко не всё. Этот музей точно бы посетила!
- 28 фев 2017, 21:22удалить
Nina__Pastuhova 28 февраля в 18:18
Мне нравится современное искусство, но воспринимаю тоже далеко не всё. Этот музей точно бы посетила!
Поскольку экспозиция временно размещалась в здании Королевских музеев, мы прошли несколько их залов. Так вот, то современное искусство, которое увидели там (есть несколько фото в больших залах) я вообще не поняла )) Магритт всё же более изыскан, что ли... - 28 фев 2017, 14:49удалитьДля следующего вашего приезда в Бельгию :-), рекомендую посетить музей еще одного бельгийского сюрреалиста — Поля Дельво (Paul Delvaux). Музей находится в городке Сант Идесбальд (St Idesbald), у моря недалеко от Коксейда.
- 28 фев 2017, 17:04удалить
Sophiaнаписала 28 февраля в 12:49
Для следующего вашего приезда в Бельгию :-), рекомендую посетить музей еще одного бельгийского сюрреалиста — Поля Дельво (Paul Delvaux). Музей находится в городке Сант Идесбальд (St Idesbald), у моря недалеко от Коксейда.
Пригодится, София, спасибо! Я и правда думаю, что в Бельгию надо ехать ещё раз ) - 28 фев 2017, 14:57удалитьОднако какое поле широкое для фантазий — этот музей!
- 28 фев 2017, 17:06удалить
1499Sergeyнаписал 28 февраля в 12:57
Однако какое поле широкое для фантазий — этот музей!
Особенно для Вашей фантазии, Сергей. На некоторые вещи смотрю и думаю: вот бы почитать об этом Вашу сказку на турбине ;)) - 28 фев 2017, 17:13удалить
ksushashaнаписала 1 марта в 02:06
Особенно для Вашей фантазии, Сергей. На некоторые вещи смотрю и думаю: вот бы почитать об этом Вашу сказку на турбине ;))
Пришлось бы надолго здесь задержаться.) - 28 фев 2017, 16:05удалитьДаа,фантазии у Магритта зашкаливают на все сто,очень неожиданные и оригинальные,красочные и загадочные произведения искусства,обладающими сильным магнитическим свойством!Спасибо,Оксик, интересный рассказ истории жизни художника и фото вашей троицы,отраженной в большом зеркале,замечательным образом вписавшийся в инерьер зала...-:))
- 28 фев 2017, 17:10удалить
irishKo40 28 февраля в 14:05
...красочные и загадочные произведения искусства,обладающими сильным магнитическим свойством!...))
Несколько его работ для меня на самом деле вроде магнита! Особенно "Замок в Пиренеях" и скала с головой орла.
А в зеркале отразиться — это ж наш любимый "аттракцион" ))) - 28 фев 2017, 21:19удалитьСпасибо, Оксана, что знакомишь с бесконечно далеким от меня искусством!!
- 28 фев 2017, 21:29удалить
Norisfoxнаписала 28 февраля в 19:19
Спасибо, Оксана, что знакомишь с бесконечно далеким от меня искусством!!
Да ладно, Лен, все мы воспитаны на классике, и она нам ближе. В 2000 году мы с мужем и друзьями в Париже попали на огромную экспозицию ультрасовременного искусства в музее Помпиду. Что сказать..."плевались" это будет мягко, сбежали вон из залов. А наши более старшие друзья говорили "подождите, дайте нам всё здесь посмотреть!". Чуть с ними не поссорились ) - 1 мар 2017, 13:00удалитьОчень интересно, Ксюша! Что — то мне в его работах понравилось, что — то нет. Но интерсно!
- 1 мар 2017, 16:14удалить
Maynurнаписала 1 марта в 11:00
Очень интересно, Ксюша! Что — то мне в его работах понравилось, что — то нет. Но интерсно!
У меня тоже есть картины-фавориты, которые я готова подолгу разглядывать, а некоторые не нравятся, но в этом случае, наверно, мне просто не хватает воображения;-) - 2 мар 2017, 00:04удалить
ksushashaнаписала 2 марта в 00:14
У меня тоже есть картины-фавориты, которые я готова подолгу разглядывать, а некоторые не нравятся, но в этом случае, наверно, мне просто не хватает воображения;-)
Это мы люди с нормальным воображением, а они чудаковатые. - 13 мар 2017, 05:07удалить
Rainbowнаписала 4 марта в 23:34
Очень напоминает музей Дали в испанском Фигерасе.
Чем-то стиль Магритта напоминает Дали, но Магритт не столь эпатажен - 5 мар 2017, 10:36удалитьРассматриваю картины Магритта, которые мне очень понравились, и думаю, как замечательно, что воскресное утро я провела сначала в Эрмитаже на выставке Фабра, а потом в Брюсселе в музее Магритта. Мое мнение такое — Фабр в подметки не годится Магритту. У бельгийца есть магия искусства, его картины и реалистичны, и фантастичны одновременно, их хочется подолгу рассматривать и при этом художник не навязывает зрителю свою философию. Оксана, а картины , которые Магритт создал в период, когда Бельгия была оккупирована, были в музее? Цитирую википедию:"...во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду."
- 13 мар 2017, 05:15удалить
Omiteнаписала 5 марта в 08:36
...картины , которые Магритт создал в период, когда Бельгия была оккупирована, были в музее?
Мне тоже творчество Магритта ближе, оно не столь шокирует, как произведения Фабра. Хотя золотая черепаха Фабра в Намюре мне очень понравилась.
Таня, в музее показывали диафильм, в котором одна за другой менялись картины характера скорее карикатурного и мрачного, нежели сюрреалистического. По нескольким промелькнувшим изображениям Гитлера, мы определили, что это диафильм о творчестве Магритта в годы Второй мировой - 11 мар 2017, 14:42удалить"Одобряю! Кто сказал, что "полурыбой" должна быть исключительно нижняя часть туловища? " Шалунья ты, Ксюшка!
Если имеешь жену с такой фигурой, странно было бы заводить другую модель.
Очень понравился музей, Ксюш. Спасибо, что так интересно рассказываешь! - 13 мар 2017, 05:21удалить
Leolikнаписала 11 марта в 12:42
"Одобряю! Кто сказал, что "полурыбой" должна быть исключительно нижняя часть туловища? " Шалунья ты, Ксюшка!
Если имеешь жену с такой фигурой, странно было бы заводить другую модель.
Очень понравился музей, Ксюш. Спасибо, что так интересно рассказываешь!
Чё это я шалунья? Это Магритт шалун )))
А жена его до чего на Галу похожа! Правда, в одежде (на их домашнем видео) она вполне обычная женщина, ни красавица, ни модель, но видно, что озорница и верный друг, даже в возрасте...