Часам к десяти утра, наконец, наша команда выспалась и догнала меня у городка Саут-Лэйк-Тахо, что, нетрудно догадаться, находится на южном побережье озера Тахо. Здесь, напомню, я вынужденно релаксировал, глядя на копающуюся на мелководье дичь, гладь озера и поджидая гида с остальными соотечественниками.
Сегодня нам предстояло посетить знаменитый парк Йосемити.
Вы заметили, что в Америке немало красивых, звучных названий городов, рек, национальных парков и пр. Уже само название национального парка, куда мы направлялись в этот день, обязывало его быть неординарным. И он, действительно, оправдал такого рода аванс.
По разнообразию природных ландшафтов и других достопримечательностей Йосемити стоит в числе самых красивых природных уголков Америки. Благодаря этому он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году.
Наряду с Гранд Каньоном и Йеллоустоун, он входит в число трёх наиболее известных национальных парков США. Принимая свыше 4 млн. посетителей ежегодно, он является вторым по посещаемости парком США.
Но до Йосемити мне нужно было ещё добраться.
Дорога, ведущая из Саут-Лэйк-Тахо к Йосемити, по-прежнему напоминала мне горные таёжные ландшафты Саян.
Среднегорье с его хвойной лесистостью внешне отличается от Саян, пожалуй, лишь преобладанием сосняка, тогда как саянская тайга отдаёт предпочтение ели и пихте.
Здесь в Калифорнии, с её засушливым летом, конечно, не удастся "испить" неповторимый саянский воздух, настоянный на ароматах буйной зелени сибирского разнотравья, но природных красот здесь, конечно, не меньше, чем в наших краях.
Высокогорье почти лишено лесного покрова, но зато сколько здесь пространственности, рождающей ощущение свободы!
Вот показались на горах первые островки снега, так и не сумевшего растаять за всё долгое южное лето.
А движемся мы по Тайога-Роуд, дороге, которая пересекает с востока на запад парк Йосемити. Это почти сорок миль, пролегающих через леса, поля, озера и горы. Дорога высокогорная (1800-3000 метров), поэтому даже в разгар лета здесь довольно прохладно.
Tioga-Road открыта для проезда с конца мая-начала июня до конца октября-начала ноября. Зимой проехаться по ней не получится и связано это с обильными снегопадами.
Передвигаясь по Tioga-Road, трудно заставить себя не остановиться на Туоломнских лугах, получивших название по одноимённой речке, протекающей здесь. Их относят к альпийским лугам, хотя сухость летнего климата, заставляющая траву чрезмерно желтеть, вряд ли вызывает альпийские" ассоциации, во всяком случае, у меня.
Мы, прогуливаясь по альпийским лугам, даже сподобились форсировать реку, пытаясь догнать оленей, до нас мирно поедавших желтоватую траву. Хотя слово "форсировать" выглядит некоторым преувеличением, поскольку речка настолько мелеет в августовскую пору, что больше напоминает ручей.
Возвращаясь с "охоты" на оленя, в этом водоёме я осуществил ещё одну попытку побеспокоить местную фауну. На сей раз предметом моего вожделения стала сплавлявшаяся в речке форелеподобная рыба. Охота очередной раз не привела к успеху, поскольку рыба не захотела попадаться в мои руки. И правильно сделала! Ведь я мог её и не отпустить на волю, хотя мог и отпустить. В общем, ситуация 50 на 50.
Реки, конечно, в Йосемити — так себе, а вот озёра — очень хороши. Одно из них,Тенайя-Лэйк (Tenaya Lake), располагается прямо у дороги.
Двое из нашей компании даже попытались искупаться в нём и, собственно, сделали это, немного рискуя мужским здоровьем и целостностью конечностей. Выходя из воды, они признались, что температура воды — не очень комфортная, а прибрежные камни — очень острые. Я, не будучи экстремалом, экспериментировать не стал, как, допустим, когда-то на Байкале. Там водица будет ещё студёней, но зато нет камней, да и к тому же — это Байкал!
Горы, окаймляющие Tenaya Lake и сопровождавшие нас по дороге далее, имели очень необычный беловатый оттенок. Поэтому мои главные ассоциации с национальным парком Йосемити связаны именно с его седыми скалами. Такого количества седых гор я не видывал нигде.
На одну из них мы взобрались, чтобы оглядеть окрестности. Что говорить, — ляпота!
Кстати, удивляет не только живописность гор, но и то, каким образом на голых скалах произрастают здесь деревья, учитывая ещё и почти тотальное отсутствие осадков в летнее время.
Хотя национальный парк охватывает площадь 3081 км², большинство туристов посещает только 11 км² Долины Йосемити. Занимая менее одного процента территории национального парка, Долина принимает до 95% всех приезжих.
Ближе к вечеру доехали до Долины и мы, оставив себе в распоряжение часа полтора для прогулки по ней. Будучи всего лишь 11 км. в длину и не более полутора километров в самой широкой части, Долина окружена вертикальными скалами высотой 1000 и более метров, усеяна водопадами, реками и увенчана огромными гранитными куполами.
С водопадами, конечно, в августе месяце — очевидная напряжёнка. Один из них я видел во время движения по Тайога-Роуд. Останавливаться не стал, поскольку рассчитывал, что в Долине будет что-то посущественнее, помощнее, помноговоднее.
Но самое "существенное" выглядело таким вот образом.
Называется водопад "Фата невесты" и имеет приличную высоту — 188 метров. Как видите, Фате невесты летом фатально не хватает воды.
В более благоприятное время "Фата невесты" является одним из самых красивых водопадов Йосемити.
Если с водопадами летом в долине некоторые сложности, то горы присутствуют здесь стабильно. Одна из самых известных — Эль-Капитан (El Capitan).
Гора — одна из крупнейших по величине горных вершин — монолитов в Северной Америке. Вершина находится на высоте 2307 метров над уровнем моря, или примерно 910 метров над долиной Йосемити. Гранитный монолит El Capitan является одним из самых сложных в мире для восхождения, поскольку альпинистам приходится подниматься по вертикальной стене без особых выступов.
На восхождение в гору я, разумеется, не решился, поскольку день близился к завершению, а ночь я не привык коротать на отвесной скале. Считаю это положение не удобным, к тому же ночью в горах бывает зябко.
Ещё более известен Хаф Доум (Half Dome). Это гранитный купол, расположенный на восточном конце долины Йосемити, торчащий 1444 метрами над долиной.
Ещё до 1870-х, Хаф Доум считался недоступным для восхождения. Но в октябре 1875 года вершину горы покорил Джордж Андерсон. Сегодня, существует несколько маршрутов для восхождения. Летом, в сезон наибольшего наплыва туристов, вершину Хаф Доум покоряют около 1000 туристов каждый день!
Не могу себе представить, что бы могло сподвигнуть меня на восхождение в гору, учитывая, что эту вершину в тот же день идут следом за мной покорять ещё 999 счастливцев.
Да, да, именно счастливцев. Ведь чтобы взойти на эту гору, говорят, выстраивается настоящая очередь. Чтобы разрулить ситуацию, парковая служба ввела ограничение и запускает на восхождение только по специальным пропускам, часть из которых разыгрывается лотереей.
К тому же подъём на Хаф Доум считается одним из самых опасных маршрутов в Америке, унёсшим около 60 жизней. Кто-то упал со скалы, кто-то сорвался с тросов при подъеме или спуске, кого-то убило молнией, кто-то умер от сердечного приступа…
Для меня самый подходящий из предлагаемых вариантов — последний, учитывая мою боязнь высоты, причём, случилось бы это ещё на подступах к скале. В общем, хватит скал, восхождений! Опасно это всё, да и покорением этих вершин сегодня никого не удивишь.
Как уже говорилось выше, летом в Долине Йосемити — засилье отдыхающих, поэтому напоследок мы решили подсмотреть, как им здесь отдыхается.
За довольно спартанские условия проживания здесь приходится изрядно раскошелиться, причём в сезон с налёта свободных мест в таком лагере, скорее всего, не найти. Необходимо заранее бронировать место.
Ну, а железные ящики, что видны у стены домика-палатки, — камера хранения провианта, поскольку, несмотря на наличие множественного числа отдыхающих, сюда нередко наведываются ведмеди.
Последние мне, к счастью, не встретились, иначе кто-нибудь из встретившихся заболел бы медвежью болезнью, и у меня есть подозрение — кто.
Самих же отдыхающих в самом лагере немного. Они релаксируют у "бурных" потоков речки Мерсед, а некоторые — даже в самой речке. Она, конечно, больше напоминает в это время пруд, хотя для релаксации, наверное, пруд больше подходит, чем целеустремлённый, шумливый поток горной реки.
Ну, а нам пора подаваться на ночлег, для того, чтобы приготовиться к новым впечатлениям от Калифорнии.
На прощание же остановимся у одной из главных видовых точек в Долине Йосемити – Tunnel View. Смотровая площадка расположена сразу после въезда в Долину Йосемити с Южной стороны, после туннеля Yosemite.
Разумеется, за полдня пребывания в Йосемити мы увидели лишь малую толику красот и достопримечательностей национального парка. Кто решит остановиться здесь основательнее, в его распоряжении на территории парка 1300 км. тропинок для пешего туризма. Посетители могут избрать лёгкую прогулку к водопадам, рощам гигантских секвой, или же предпринять изнурительный поход и подняться на высокие вершины. Кроме того, 560 км. дорог дают возможность путешествовать по территории национального парка на автомобилях и наблюдать за наиболее отдаленными его достопримечательностями.
И, наконец, о стоимости посещения парка:
билет на автомобиль и всех пассажиров – 20 долларов (действителен в течение 7 дней);
индивидуальный билет (для тех, кто приехал в парк на велосипеде, мотоцикле, лошади или пришел пешком) – 10 долларов (действителен в течение 7 дней);
Йосемити-пасс /Yosemite Pass (абонемент) – 40 долларов (действителен в течение года только для посещения этого парка).
Мы проезжали в парки по годовому пассу/Annual Pass (абонемент), который нам предоставил гид на бесплатной основе. А на общих основаниях его стоимость — 80 долларов (действителен в течение года и распространяется на все парки, входящие в систему национальных парков).