После посещения фестиваля песочной скульптуры и прогулки по курортной части Остенде, у нас осталось достаточно времени, чтобы прокатиться на специальном береговом трамвае компании DeLijn.
Маршрут такого трамвая пролегает от Остенде на многие километры и поездка может продолжаться два с половиной часа. Это порядка 70 остановок, но уезжать так далеко нам, конечно, было ни к чему.
пляжи Остенде тянутся, кажется, бесконечно, и мы видим их из окна трамвая во всё время своего путиВ наших планах было добраться до Раверсейде, а это примерно 15-минутная поездка. Про огромный музейный комплекс под открытым небом (The Museum complex Raverseyde) я удосужилась усвоить только то, что он "огромный" и на природе :-)
Что поделаешь, во время путешествия по Бельгии я периодически совершала организационные ошибки, то есть имея на руках всю необходимую информацию, читала невнимательно. Из-за этого иногда случались серьёзные накладки и всяческие неувязки, но в Раверсейде всё, слава богу, свелось лишь к тому, что мы не совсем представляли, куда и для чего едем.
Сначала из окна трамвая мы видели только пляжи по одну сторону и город — по другую.
Через некоторое время город словно бы исчез, скрывшись за высоким земляным валом, который здесь именуют дюной. В некоторых местах бесконечной этой дюны на глаза стали попадаться замаскированные в траве дзоты и направленные в небо дула зениток.
Вспомнилось, что совсем недалеко от Остенде находится Дюнкерк, где во время Второй Мировой войны чуть было не погибли сотни тысяч солдат союзных войск. Но в районе Остенде всё же нечто другое — здесь прекрасно сохранились укрепления “Атлантического вала” – линии обороны, которую построили немцы во время Второй мировой войны. Она простиралась от франко-испанский границы, до границы с Норвегией.
Выбравшись на нужной остановке из трамвая, мы плохо представляли себе, куда идти и интуитивно поднялись на дюну. Потом спустились с другой её стороны и оказались в некой сельской местности.
Собственно, этого и следовало ожидать, поскольку Раверсейде представляет из себя комплекс трех музеев на территории природного парка. А вот что это за музеи, я особо не вникала, ибо подумала, что под открытым небом и среди природы — уже хорошо. Так что тематика первого из музеев — Укрепление Атлантического вала периода Второй мировой войны — оказалась полной неожиданностью, хоть мы и видели этот самый вал из окна трамвая и даже успели по нему прогуляться.
Итак, совсем того не желая, мы попали в атмосферу Второй Мировой войны. Печально известный Atlantikwall был в то время стратегически важной точкой на побережье Северного моря. Немцы построили здесь более 60 бункеров и наблюдательных постов, а также на два километра протянули открытые и подземные коммуникации в сочетании с хорошо просчитанными артиллерийскими позициями.
Таким образом, первый из музеев Раверсайде полностью посвящён Атлантическому валу.
Все сооружения здесь восстановлены в первоначальном состоянии, плюс дополнены подлинным вооружением и предметами обстановки времен Первой и Второй мировых войн.
Да простят меня мальчики, которым охота поиграть в войну, и мужчины, которые совершенно справедливо считают, что история — это не игрушки... но нам с Маюшей все это было неинтересно. Вот так: не-ин-те-рес-но! Мы попытались сбежать через пять минут после покупки билетов, но добропорядочные служащие завернули нас обратно. Они решили, что мы просто не разобрались в масштабах музея или чего-то не допоняли, а поскольку уже оставили в кассе свои кровные евро, то должны посмотреть все как следует.
Пришлось покрутиться по территории ещё минут 10, а потом твёрдым шагом и лицами "кирпичом" пробиваться на выход под их недоуменными взглядами. А сама виновата! Надо было хотя бы прочитать, что там за музеи в природном парке.
Девочки, вы ещё со мной? Не бросайте заметку, с этого момента всё будет симпатично и, надеюсь, интересно.
Едва мы вышли за ворота первого музея в "чисто поле", я вздохнула с облегчением, ибо поняла, что в Раверсайде мы приехали все-таки не зря.
Нас окружала сплошная благодать, и хотя местность была равнинная, очертания города едва угадывались на горизонте.
В небольшой речке плавали утки и лысухи, которых мы немного покормили хлебом (помните, я рассказывала, что в Бельгии мы всегда таскали с собой немного угощения на подобные случаи).
Через некоторое время на глаза нам попалось странное сооружение, очевидно, некое произведение в стиле арт. На огромном каркасе в виде тарелки были набросаны куски электронных плат и микросхем.
Пока я раздумывала, что бы сия инсталляция могла означать, прямо над нами пролетел набирающий высоту самолёт. Международный аэропорт Остенде-Брюгге расположен в 25 км от Брюгге, и гораздо ближе к Остенде, а точнее — к Раверсайде.
Благодаря этому самолёту в голову сразу пришло воспоминание о том, какой мы видим землю, пока самолёт набирает высоту или идёт на посадку. Очень часто именно такой: вогнутая поверхность, на которой набросаны зелёные заплатки "микросхем" — поля и леса, как основа; нити рек и шоссейных дорог, подобно литографическому рисунку, а также всевозможные строения — "транзисторы, резисторы и конденсаторы".
Чуть в стороне от нашей электронной конструкции виднелись крестьянские домики — ещё один музей. Вот он нам очень понравился!
В далеком 14 веке в этом самом месте, на берегу Северного моря, стояла рыбацкая деревушка Валраверсейде. Наверно, хорошим было её расположение для жизни и рыбной ловли, деревня процветала более 200 лет, да только важность местности с точки зрения военной стратегии тоже никто не отменял.
В смысле, не только во время Второй Мировой, а и более пяти столетий назад, это место было ареной серьёзных военных действий. В 1568 году началась вооружённая борьба нидерландских провинций, часть из которых известны ныне, как Бельгия и Люксембург, за освобождение от испанского владычества. Вылилось это в Восьмидесятилетнюю войну
Средневековая деревушка Валраверсейде, существовавшая с 1357 года, в течение той войны пришла в упадок, а во время осады Остенде была полностью уничтожена.
Минуло четыре столетия, и в 1902 году эти земли приобрёл для своей загородной резиденции король Бельгии Леопольд II, который был на тот момент был самым богатым аристократом Европы. Источником огромного богатства короля стала его неимоверная предприимчивость в деле колонизации Конго, но этой темы я коснусь в другой раз: Бельгия и Конго.
Здесь же, в Остенде, Леопольд II мечтал создать респектабельный курорт мирового значения.
С 1902 по 1981 годы территория Раверсайде принадлежала королевской семье Бельгии, а уже с 1988 года здесь открылся музейный комплекс.
Ещё в середине ХХ века на территории загородной королевской резиденции были проведены первые раскопки. Масштабные же археологические работы, по результатам которых удалось воспроизвести средневековые рыбацкие дома уничтоженной в 16 веке деревни Валраверсейде, велись начиная с 1992 года. Конечно, реконструирована не вся бывшая деревня, а всего лишь несколько домов, зато сделаны они из оригинальных кирпичей, найденных во время раскопок.
Принц Шарль, регент Бельгии с 1944 по 1951 годы, после завершения регентства жил до самой смерти в Раверсейде, в бывшем рыбацком доме. Сейчас этот дом с сохранившимся интерьером и личными вещами принца, а также выставочный зал составляют Мемориал принца Шарля.
Среди предметов довольно разнообразной экспозиции мы видели старинный меч, замороженный для чего-то в куске сухого льда. Увы, я так и не поняла, что это и зачем, но похоже, тут кроется интересная история.
И всё же самое интересное, это восстановленные дома с интерьерами 15 века. Здесь можно представить себе, как выглядел бытовой уклад рыбацкой деревни.
Если назначение каких-либо предметов не очень понятно, наглядное объяснение дают веселые рисунки-карикатуры. Вот как в случае с этим домашним очагом и семьёй за обедом:
Кое-что повеселило. Конструкция уличного туалета-конурки представлена в музее, как некий раритет, хотя во многих странах подобные "средневековые" удобства до сих пор используются по прямому назначению.
Другое сооружение, метра два высотой, наоборот, показалось незнакомым и очень старинным. Мы уже ринулись было рассмотреть конструкцию поближе, но вовремя заметили окружающее её неуловимое мельтешение и услышали характерное жужжание.
Улей, вполне себе древний, хоть и реконструированный, но вот пчёлы там самые что ни на есть настоящие. Так что мы с Маюшей немедленно ретировались.
Вообще весь комплекс в летнее время года выглядит очень привлекательно на фоне ярко-зелёных лужаек и синего неба. Здесь хорошо просто гулять, отдыхать у реки и валяться на траве. Для нас поездка в Раверсайде стала неплохой переменкой в череде пусть прекрасных, но исключительно городских впечатлений.