Горки Ленинские. Ч - 2. Кабинет и музей-квартира В.И.Ленина
Повторюсь, научно-культурный центр "Музей В.И.Ленина" является последним построенным в СССР музеем вождя мирового пролетариата. Кубическое, по нынешним меркам слегка несуразное здание, напоминает о брежневских временах. Хотя, почему несуразное? Примерно в таком стиле строились в крупных городах дворцы пионеров.
Совсем недавно мне попалась брошюрка ушедшей эпохи, где автор в восторженных тонах восхвалял Кремлёвский дворец съездов. Остаётся констатировать — в искусстве нет чёткого понятия красоты — всё по своим местам расставляет время. Заходим в музей. Из посетителей, к бывшему советскому вождю пришли только мы. Как далее выяснилось, музей предоставляет территорию под выставки и под экспозиции. Люди сюда наведываются, но идут они, как правило, не к Ленину. Мы же поднимаемся по лестнице на второй этаж. Низкий нависающий потолок, символизируя траур, сжимает пространство. Из узкого суетного бытия посетитель обращает взор вверх — на В.И.Ленина. Беломраморный памятник вождю, обрамлённый красным потолочным нимбом, создаёт атмосферу торжественности. Таким образом, посетитель попадает в первый зал. Он круглый. Монумент Ленина посредине, в то время как справа, слева и сзади — везде на стенах выбиты Ленинские фразы. Другие залы оформлены примерно в таком же стиле. Можно лишь представлять, как в прошлом множество гидов, учителей, комсомольцев и других старших товарищей, что-то рассказывали здесь пионерам, брали от них клятвы,в зависимости от темы переходя с полушёпота на звенящий баритон.
— Ребята, посмотрите, на фотографии Надежда Константиновна. Это она выступает в 1919 г. перед бойцами одного из полков, который сразу после этого отправился на фронт!
— Это Владимир Ильич проводит совещание.
— А это он с Надеждой Константиновной, со своей сестрой и с её детьми в Горках. Представляю, как от соприкосновения со святыней наполнялись радостью детские сердца. Но это всё в прошлом. В настоящем пустые залы музея символизируют не Ленина и не его идеи, а рухнувшую идеологию. Уж больно всё здесь эдакое бездушное и казённое. Именно такая неповоротливая сусловская пропаганда, в изменившемся мире, с треском проиграла борьбу за умы. Постараемся разобраться, кем и чем являлся Ленин для граждан СССР?!
После смерти товарища Сталина, после развенчания его культа личности, в стране был взят курс на возвращение ленинского наследия. Памятники Сталина стали сносить, везде и всюду устанавливая монументы Ленину.
Напомню читателю, про лужёную посуду и про довольно скромную обстановку на квартире Ленина в Кремле. Ленин умер в 1924, тогда как музей квартира открылся в 1955 г. Не поняли? Вот и я наверно тоже витал бы в облаках, если бы не узнал про интересную старушку. Лично я знаком с ней не был, но источнику информации доверяю на 1000%.
Женщина жила в высотке на Баррикадной. Её двухкомнатная квартира была набита всевозможным царским барахлом: какие-то царские сумочки, вышитые золотыми нитями и принадлежавшие чуть ли не Екатерине Второй, царская кровать, аналогичная посуда, столовые приборы, шторы с вензелями.... Чего у неё только не было.... Каждая вещица буквально кричала о своём царском происхождении. Кто к ней приходил, а пускала она естественно не всех подряд, попадал буквально в музей. Старушка с удовольствием рассказывала историю своих вещей-экспонатов. Исключение составлял особый сундук. Женщина его показывала, говорила, что он из Кремля, но что внутри, про то она не распространялась.
История её богатств обстояла следующим образом.
Будучи совсем юной девочкой, она вместе с папенькой старым большевиком жила непосредственно в Кремле. Проклятый царизм капитулировал и новые власти примерялись к тронам и креслам. Жили они в Кремле совсем недолго, быстренько получив более просторную квартиру.
Надо отметить, что всё то, что находилось в Кремле, через какое-то время было пересчитано и пронумеровано, но произошло это чуть позже. Папенька же сумел основательно прибарахлиться. Назвав при переезде всё это своей собственностью, царских вещей он умыкнул предостаточно.
Девочка оказалась сообразительной и от папеньки много чего сумела перенять. Мужей меняла как перчатки. Осенью 1941 г. со всем своим барахлом эвакуировалась из Москвы одной из первых. В башкирской деревне ей был предоставлен просторный дом, хозяева которого были выселены в сени.
По прошествии лет женщина рассказывала об этом вполне открыто, никого и ничего не стесняясь и даже хвастаясь своим умением везде и всюду устроиться.
Вот и спрашивается, можно ли в настоящем понять, как жил В.И.Ленин? Тут возникает другой вопрос, зачем выпрыгивать за рамки официальной истории? Так ли уж важно знать детали его личной жизни? Не лучше ли изучать наследие Ленина в виде выполненных проектов?
Нет, не лучше, ибо большинству людей интересней и понятней копаться в личной жизни.
Помню, как в перестройку, когда горбачёвские власти саботировали продовольственное снабжение крупных городов, газеты периодически смаковали меню Ленина в Шушенском. Упоминание парного молока, сметаны, и творога, вдруг ставших дефицитом, действовало на мозги в нужном направлении. Народ приходил к умозаключению, что виноват в его нынешних бедах именно Ленин, съевший все продукты 90 лет тому назад.
Нет, я не знаю в деталях, на каких простынях спал Ленин и из какой посуды он ел. Но я понимаю, что, дабы создать правильный образ, нужны не только правильные инсталляции. В случае с Лениным мы видим, что после его смерти была проделана титаническая работа сформировавшая миф. Тот огромный красный нимб, что висит над Лениным в здешнем музее, вовсе не случаен. После разгрома религии Ульянов-Ленин заменил собой Христа, а на место Сергия Радонежского и Серафим Саровского, пришли красные святые — Зоя Космодемьянская и Павка Корчагин. Развенчали красный пантеон — рухнуло государство.
Вот и получается, если государство берёт курс на так называемый "вождизм" — личная жизнь вождя должна быть либо засекречена, либо со всех сторон информационно поддержана. Во втором случае действуют особо тонкие правила. Если при игре в пьяницу шестёрка берёт туза, то здесь девочка гимнастка может запросто подорвать имидж Самого. И это не только в России. Прошедшие выборы Трамп — Клинтон, где обсуждались по-большей части не политические и экономические программы кандидатов, а всевозможные скандалы, подобное подтвердили.
Таким образом, подводя итог, невольно напрашивается вопрос, кто и когда решил поместить Ленина в мавзолей, выставив тело для вечного прощания-почитания? Курс на святость был чётким и грамотно продуманным. Однако, ни у Маркса, ни у Энгельса нет каких-либо упоминаний о обожествлении вождей? Более того, некоторые страны соцлагеря, перенимая опыт СССР, понастроили свои мавзолеи.
В советское время Красная площадь стала неким подобием Иерусалима. Увидеть Ленина, поклониться ему, считал своим долгом практически каждый.
С чем это можно сравнить? Вспоминается Древний Египет с его культом бальзамирования фараонов, возникает и некая ассоциация с мусульманами. После разделения на суннитов и шиитов, у последних образовались свои святыни — Наджаф и Кербела, куда шииты стали совершать малый хадж, дабы не пересекаться с суннитами.
Смею предположить, что существует некая тайная концепция построения религий, а также концепции управления обществом.
11 января 1921 года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о создании Института К. Маркса и Ф. Энгельса) в научно-исследовательский Институт Маркса и Энгельса, который существовал сначала как автономное учреждение при Социалистической академии, а с 1 июня 1922 года стал самостоятельным учреждением при ВЦИК РСФСР.
31 марта 1923 года пленум МК РКП(б) принял решение о создании Института Ленина.
Ленин ещё жив, но уже понятно, что он тяжело болен. И тут создаётся Институт Ленина? Зачем? С какой целью? По-большому счёту ни Ленин, ни Сталин сами себе никакого культа не создавали. Народ потеряв царя, потеряв Христа, нуждался в каком-то новом понятном образе. На подобное существовал социальный заказ. Вспомним, что первые памятники Ленину стали появляться едва ли не при его жизни. Идея была подхвачена. Красной нитью она проходит через всю советскую историю.
3 ноября 1931 года решением Президиума ЦИК СССР Институт Ленина был объединен с Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса, создан Институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б) (ИМЭЛ).
В ноябре 1991 года, неоднократно менявший название Институт прекратил своё существование. На его основе был создан Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), который в 2001 году был преобразован в Институт комплексных социальных исследований РАН, а в 2005 году — присоединён к Институту социологии.
Что такое социология? Наука изучающая общество — и если она его изучает, она же знает о потребностях человека, о его желаниях и о его последующей реакции на те или иные события. Одним словом, социология — наука управления обществом.
А как легче всего управлять человеком? В настоящем через СМИ, в прошлом через религию.
Возьмём ислам. Нет, ислам мы никак не возьмём. Критика Корана запрещена. Враги ислама стараются всячески муссировать образ Мухаммеда, высмеивая его личную жизнь. Мы же, размышляя, но ни коим разом не касаясь ни Мухаммеда, ни его учения, отметим, что Его образ, дошедший до нашего времени, был сформирован не Им самим, а людьми Его окружения.
Вот и спрашивается, что будет если появится группа авторитетных историков-суннитов, которые начнут с достоверной точностью уверять, что то и это, дошедшее до нас, было записано со слов Аиши (молодая и самая любимая жена) неправильно? При массированной информационной поддержке подобные действия приведут к разрушению ислама. Правоверные это понимают, и посему упреждающие действия принимают.
Отметим, что для верующего человека не важны какие-либо исторические факты и даты. Если верующий человек уверовал, что апостол Андрей был не только в Киеве, но дошёл ещё и до Валаама — значит так оно и есть.
И тем не менее в душе каждого верующего существует грешная сомневающаяся частичка. И именно эта гадкая малюсенькая мозговая извилина автора сомневается в подлинности Даров Волхвов? Она же нашёптывает про бесконечное множество кусочков Животворящего Креста...
Пусть Христос сын Всевышнего! Однако дальнейшая христианская доктрина прошла довольно сложный путь уже без участия самого Христа. А всегда ли церковь, действующая от Его имени, была права? Если да, то как объяснить сожжение учёных, утверждавших, что Земля круглая?
Мы некоторым образом отошли от темы, и тем не менее мы в теме. Кто-то верит в учение Пророка, кто-то поклоняется Христу, кто-то Будде, а кто-то, отлучённый от традиционных религий, верил в советские годы в абсолютно безгрешного, самого человечного человека дедушку Ленина.
А что будет, если религиозные деятели вдруг разрешат муссировать, или сами подкинут для обсуждения, сложные религиозные моменты? Ответ прост — они самоуничтожат свои религии. Примерно так и была демонтирована вера в дедушку Ленина.
Поднимите позднюю перестроечную прессу — она практически вся работала на развенчание культа, вначале Сталина, далее Зои Космодемьянской и Александра Матросова, после взялись уже за Ленина. Нет, памятники ему в России до сих пор стоят, но это просто монументы — красными святынями они уже не являются.
В то же время большая часть нынешней российской пропагандистской машины является дочкой или внучкой пропаганды советской.
Вернёмся в музей. Как я уже писал, его территории сдаются под различные выставки.
Мы посетили экспозицию Людмилы Зыкиной. Посмотрели её фотографии, и сценические платья. В своё время белокаменный Кремль был построен из здешнего камня, добывавшегося в карьерах неподалёку. Одна из экспозиций как раз об этом и рассказывала. Во время войны 1812 года в Горки наведывались наполеоновские банды. Музейщики посвятили этому несколько стендов нижнего этажа. Рядом располагалась выставка рисунков, представлявших советскую эпоху.Вот таким мне запомнился музейный комплекс и парк Горки Ленинские.
В заключении хочется сказать следующее. Как множество других детей, я был октябрёнком, пионером и комсомольцем. Я верил в непогрешимость Ленина и его политики. Да, это был миф! Но всё же, дедушка Ленин, спасибо тебе за моё счастливое детство!