1545 материалов по 1 539 объектам, 55 674 фотографии
- Россия, Москва, ул.Поварская 50
Романтичный французский замок
Князь Антоний Станислав Святополк-Четвертинский (1748 -1794) в какой-то момент своей жизни стал придерживаться пророссийских взглядов, одним из первых присоединившись к Тарговицкой конфедерации, созданной 14 мая 1792 года и поддержанной российской императрицей Екатериной Второй. 15 сентября 1793 года конфедерация была распущена, а её участники казнены. Князь Антоний был повешен в Краковском предместье Варшавы 24 июня 1794 года.
После победы Суворова на поляками семейство князя Четвертинского было вывезено в столицу Российской империи, где в их судьбе приняла участие сама Екатерина Вторая. Так в те давние годы относилась власть к поддерживающим её людям. В отличие от российской власти конца прошлого века, когда сотни тысяч русскоязычных были брошены на произвол судьбы на просторах бывшего СССР.
Когда в 1843 году сын Антония Борис Антонович (1784—1865) подал ходатайство о признании своего рода в княжеском достоинстве, но не смог представить требуемых документов, то император Николай Первый наложил резолюцию: "... признать Бориса Четвертинского в княжеском достоинстве, принимая во внимание, что ещё в детстве он с сестрами жил в Санкт-Петербурге и пользовался княжеским титулом, по смутным же временам, бывшим при смерти отца его в Польше, находился в совершенной невозможности получить документы, доказывающие его права на княжеское достоинство." Николай Палкин мог быть милостивым.
В 1887 году для князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского (1849-1885), сына Бориса Антоновича, было построено замечательное здание, которое кто-то метко окрестил "романтичным французским замком". Построили здание два архитектора: Пётр Самойлович Бойцов (1849- после 1918) и Альфонс (Александр) Гекторович Венсан (1844-1888). Творческое наследие Бойцова насчитывает несколько десятков зданий, но он был самоучкой и не имел официального права на производство строительных работ. Поэтому работа распределялась следующим образом — по проекту Бойцова вели строительство другие архитекторы. Так было дело и с наши особняком, построенном в стиле французского Ренессанса с элементами барочной архитектуры.
Внутренняя изумительная деревянная отделка также сотворена по эскизам Бойцова, благо было кому её изготавливать. Его зять Павел Александрович Шмидт (1849-1902) был известным российским мебельным фабрикантом, за качество работы которого можно было ручаться.
Жаль только, что Владимир Борисович не дожил до завершения строительства великолепно выглядящего дома.
Фактически единственной хозяйкой здания была Александра Андреевна Олсуфьева (1846-1929), дочь крупнейшего украинского фарфоропромышленника Андрея Михайловича Миклашевского (1798–1895) и Дарьи Васильевны Олсуфьевой (1818—1848), которая приобрела дом у наследников скоропостижно скончавшегося князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского.
Интересным человеком была Александра Андреевна и люди возле неё. Её муж граф Алексей Васильевич Олсуфьев (1831-1915) был одновременно её дядей, а её единокровная сестра Мария (1839—1900) стала матерью гетмана Украины с 29 апреля по 14 декабря 1918 года Павла Петровича Скоропадского (1873-1945).
Афанасий Афанасьевич Фет посвятил Олсуфьевой стихотворение "Графине Александре Андреевне Олсуфьевой при получении от нее гиацинтов", написанное им 2 января 1887 года:
- "В смущенье ум, не свяжешь взглядом,
- И нем язык:
- Вы с гиацинтами, — и рядом
- Больной старик.
- Но безразлично, беззаветно
- Власть Вам дана:
- Где Вы царите так приветно, —
- Всегда весна".
Жизнь внуков оказалась связанной с Италией, которые месте с матерью Ольгой Павловной перебрались из революционной Москвы в 1917 году сначала в Кисловодск, а затем через Батуми в Италию.
"Александра Васильевна (1906-1989), художница, автор книг «Profili sulla sabbia» («Профили на песке»; 1975) и «Meditazioni illustrate sul Pater Noster» («Художественное осмысление молитвы Отче Наш»; 1980)".
"Мария Васильевна (1907–1988), с середины 1950-х годов известная переводчица произведений русской и советской литературы на итальянский язык, староста церкви Рождества Христова во Флоренции (с 1956)". Благодаря ей итальянцы смогли прочитать на родном языке Будата Окуджаву, Евгения Евтушенко, Фазиля Искандера, Бориса Пастернака, Андрея Платонов, Александра Солженицына.
"Дарья Васильевна (1909- 1963), автор книг «Pietre, figure, storie e storielle della vecchia Roma» (1954, рус. пер. 2008 под назв. «Ветхий Рим») и «Gogol a Roma» («Гоголь в Риме»; 1957)". В 1931 году она вышла замуж за князя Джунио Валерио Боргезе (1906-1974), командира подводной лодки, которого прозвали "Чёрный принц". По существующим тогда правилам военно-морской офицер итальянского флота мог жениться только с разрешения короля. Не дождавшись согласия на брак Валерио вступил в брак, не дожидаясь формального разрешения. Любовь не знает преград. Боргезе был арестован, но уже через несколько суток выпустили. Постепенно Боргезе становится любимцем дуче Муссолини. Когда закончилась Вторая Мировая война, то Боргезе как военный преступник оказался за решёткой. Ему дали 12 лет, но затем скостили срок и в 1949 году он оказался на воле. Дарья Васильевна его ждала. Когда он погибла 4 февраля 1963 года в автомобильной катастрофе, то Боргезе на следующий год учредил литературную премию имени Дарии Боргезе, которую по сложившейся традиции в конце мая вручают лучшим знатокам Рима, иностранным авторам произведений или исследований, посвящённых Вечному городу. Итальянские писатели, рассказывающие о Риме, получают литературную премию имени Ливио Боргезе (сына Дарьи Васильевны и Валерио Боргезе).
"Алексей Васильевич (1913-1941), погиб в морском бою в составе Итальянского корлевского флота во время ВТорой Мировой Войны"
В здании после революции какое-то время проходили заседания Вольной Академии духовной культуры, существовавшей с 1919 по 1923 год, которые вёл которые знаменитый философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Затем здесь жили представители городской бедноты вплоть до 1925 года, на смену им пришел отдел Детских учреждений при ВЦИК, а в 1932 году по инициативе Максима Горького здание передали Союзу писателей. Здание стало прообразом МАССОЛИТа в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Теперь здесь находится ресторан "ЦДЛ".
Использованы справочные материалы: bigenc.ru/domestic_history/te…#
- Адрес:
Москва, ул.Поварская 50
Дешёвый ✈️ по направлению Москва