По дороге из Гранады в Севилью, на пути встречается Антекера, небольшой городок, население которого составляет чуть больше 40 тыс. жителей. Антекера – очень живописна и монументальна, безусловно достойна Вашего внимания, если Вы собрались в путешествие по Андалусии и хотите познакомиться с ней поближе. В данном случае, я бы посоветовала обратить внимание на маленькие города. Они интересны тем, что в них сильнее сконцентрирована андалусская квинтэссенция, в то время как космополитические веяния туристических центров и больших городов сильно разбавляют местный колорит.
Это подметили еще романтики, путешествующие по Андалусии в XIX веке. Например, автор сказок Альгамбры, Вашингтон Ирвинг так описывает свое прибытие в Антекеру: «Чуть впереди, перед нашими взорами явилась Антекера, древняя крепость, сыскавшая себе военную славу, расположенная в лоне великой горной цепи, пересекающей всю Андалусию. Плодородная долина протянулась у ее ног, словно живописный холст безмятежного плодородия, взятый в рамки скалистыми возвышениями. Перейдя через реку со спокойным течением, мы приблизились к городу, воль кустарника и садов... Все в этом почтенном городе, носит на себе печать определенно испанского характера...»
Но прежде, чем пытаться постигнуть сложный испанский характер, обратим наше внимание лучше на его исторические составляющие и легенды, бытующие в общественном сознании.
Свидетельством того, что эти земли были заселены с древних времен, служат Дольмены Антекеры. Построенные из огромных каменных глыб, дольмены служили гробницами. Чтобы разобраться, как же в каменном веке, удавалось вырубать в каменоломне такие огромные мегалиты, поможет центр интерпретации, находящийся рядом с дольменами Менга и Вьера.
Уже в первом тысячелетии до нашей эры, когда эта территория была присоединена к Римской империи, римляне окрестили это место «Антикарией», т.е. «древней», по всей видимости в память о иберах, которые в Бронзовом веке возвели здесь вышеупомянутые дольмены. При римлянах Антикария стала центром производства оливкового масла.
Гуляя по городу, мы подходим к Арке Гигантов. Арка Гигантов, или как ее еще называют Ворота Геркулеса, была построена в 16 веке, сменив мавританские ворота. В этом вроде бы нет ничего особенного. Но здесь при строительстве этих «новых» ворот были использованы римские эпиграфические панели и остатки римской скульптуры, найденной при раскопках, а этот факт, по мнению современников, превращает Арку Гигантов в первый музей римских древностей на открытом воздухе. На арке также имеется надпись: «Статуи и эпитафии доказывают древность и благородство этого города». Ну, еще бы! Напомню, что уже самим римлянам этот город казался древним.
После прихода мавров на Пиренейский полуостров, Антекера была сначала частью Кордовского халифата, после его распада династия хаммудидов присоединила Антекеру к Малаге, но ненадолго. В борьбе с севильским эмиром, гранадской династии Зиритов удается присоединить эти земли к своим владениям. Однако крепость Алькасаба здесь будет построена не раньше как во времена правления берберской династии Альмохадов. В этот период возникает Алькасаба и городская стена.
После падения империи Альмохадов, Антекера будет входить с 1232 по 1410 годы в состав Гранадского эмирата. В XIV веке гранадский визирь и поэт Ибн Аль-Хатиб писал об Антекере, воспевая ее богатства, но в то же время критикуя мятежный характер ее жителей, что можно было объяснить пограничным положением Антекеры на границе между Кастилией и Гранадским эмиратом:
«место большой красоты,
в любое время года
и нет другого места, что превзошло бы его в плодородии
и в изобилии солей.»
Мавританское прошлое Антекеры и по сей день служит сценарием для различных легенд, которые местные жители любят рассказывать своим гостям. Самая известная легенда повествует об утесе Влюбленных. Дело было в те времена, когда еще Антекера была частью Гранадского эмирата, располагаясь на границе с христианскими землями. Однажды, Тельо, молодой христианин, попадает в плен к маврам. Из любопытства, дочь мавританского управляющего башни, Тагсона спускается в темницу, чтобы взглянуть на юношу, которого пленил ее отец. С первого взгляда оба влюбляются друг в друга. Недолго думая, они принимают решение бежать, так как брак между мавританкой и пленным рыцарем невозможен. Хотя побег удается, но влюбленные замечены охраной, которая во главе с отцом Тагсоны, отправляются за ними вслед. Тельо и Тагсона поднимаются на макушку утеса и здесь оказываются загнанными в безвыходное положение. Лучники отца Тагсоны держат их под прицелом, бежать больше некуда. Ситуация безвыходная. Если они сдадутся, их навсегда разлучат... И вот, держась за руки, они последний раз смотрят друг на друга, и срываются с обрыва утеса в бездну.
Имеет ли эта легенда о любви, не признающей различия в вероисповедании, реальную основу, сказать сложно, но легенда очень известная и уходит своими корнями вполне возможно еще в мавританское прошлое. Так как сам Христофор Колумб, в своем бортовом журнале, возвращаясь из Америки, делает заметку о том, что видел в Новом Свете утес, «похожий на утес Влюбленных в Антекере».
В народе также бытует много легенд религиозного содержания, они повествуют истории о заступничестве святых. Часто эти истории связаны с эпохой завоевания Антекеры христианами. Вот некоторые из них. Дело было в начале XV века, когда христианские войска находились в центре Пиренейского полуострова. Инфант Дон Фернандо l Арагонский (дедушка более известного Фердинанда ll Арагонского) сомневался, какой же город следует отвоевать. Ночью, 10 апреля 1410 года, ему явился светящийся образ девушки, окруженной львами и она ему сказала: «Не бойтесь, да взойдет солнце над Антекерой, и все будет как Богу угодно.» Это была Св. Евфимия, явившаяся в видении главнокомандующему. Инфант больше не сомневался, и направился в Антекеру, и в этом же году завоевал город. Как и предсказало видение, Богу было угодно, чтобы после пятимесячной осады, город сдался, что повлекло за собой неизбежное изгнание всех его коренных жителей. В честь Дона Фернандо, его скульптура украшает одну из городских площадей. Скульптор Хесус Гавира выполнил фигуру Доно Фернандо верхом, с гордой осанкой победителя.
В 2010 году, ровно шесть веков спустя после изгнания мавров, чтобы восстановить историческую справедливость, на фоне Башни Асальто была установлена другая скульптура Хесуса Гавира, изображающая мавританскую семью, покинувшую стены Антекеры и смотрящую в сторону Гранады. Ведь именно там антекеранские семьи обоснуют свой квартал на склоне Альгамбры, который до сих пор носит название Антекеруэла, т.е. маленькая Антекера, в память о своей покинутой родине.
Так вернемся же из Гранады снова в Антекеру XV века. Дело было непосредственно после взятия Антекеры. Только отвоевав город, солдаты имели обычай жечь костры, ведя ночной дозор. Однажды мужчины покинули город, отправившись на отвоевание соседнего города Арчидоны. В городе остались только старики, дети и женщины. В этот момент мавританский отряд приблизился к Антекере. Тут на подмогу жительницам Антекеры вновь явилась их покровительница Св. Евфимия и велела разжечь костры. Когда мавры увидели пылающие костры, они подумали, что в городе стоит армия у повернули вспять.
По инициативе Католических Королей, в начале XVI века начинается строительство соборной церкви Real Colegiata de Santa María la Mayor. Над этим произведением работал в том числе и зодчий Диего де Силое, работавший одновременно над Кафедральным собором в Гранаде.
Во время прогулки по Антекере, можно найти много очень живописных мест: уютных площадей с журчащими фонтанами, церквями, смотровые площадки с красивыми видами на город. Недалеко от Антекеры находятся Природный парк Торкаль де Антекера и Парк волков.