Настало утро. Небольшие проплешинки в небе давали надежду на пару лучиков солнца.
Наша команда фото-туристов просыпалась как-то медленно и не охотно.
А бригада водителей уже полным ходом готовила экипажи к предстоящей дороге. Долго ли, коротко ли, но группа собралась, и мы поехали. В общей сложности, нас было 20 человек. Пять машин, пять водителей и пятнадцать туристов. Путешествовали с максимально возможным комфортом.
Первое препятствие на пути река Выкат.
Для водителей развлечение поплавать, для фотографов – поснимать!
Дождей до этого было много, так что уровень воды хорошо поднялся.
Каждая прошедшая машина дает возможность своим фотографам запечатлеть следом идущую. Так что финальный экипаж встречала целая толпа с фотоаппаратами!
Этот день путешествий полностью посвящен полуострову Средний.
Жителей на этом кусочке суши очень мало. Пальцев рук хватит, чтоб их всех пересчитать. Поэтому места дикие, необустроенные. И в этом есть свой большой плюс.
Экипаж, в котором оказалась я, был в строю четвертым. А наш водитель, Андрей, оказался парнем веселым, общительным и свободолюбивым. Поэтому путешествовать было не скучно и даже с ноткой креативности. Как все-таки приятно и интересно ездить в команде с человеком, который не просто везет из пункта «А» в пункт «Б», а хочет показать свой родной край, потому что сам его очень любит.
Водопадик по пути.
И вот мы прибыли на первую смотровую площадку. Названий у неё никаких нет. Просто место для съемки и любования.
Я немного поднялась наверх.
А остальная группа прямиком отправилась к берегу.
Вид на море.
Здесь тундра местами очень яркая.
Шведский дерен. Абсолютно несъедобная ягода. Зато сколько краски придает.
Находившись поверху, пошла к остальным, на берег. И он оказался довольно крутым!
Дальше дорога ведет к скалам «Два брата». Путь пролегает вдоль мыса Земляного, или как его называют местные аборигены Пумманки.
«Подъезжаем к мысу Земляному. На самом его кончике есть малозаметная развилочка. Нам налево, но давайте на минутку свернем в противоположную сторону, на берег. Уголок, который здесь создала природа, достоин кисти художника, Обрывистые, высоченные скалы слезятся грунтовыми водами. Зимой они обрастают ледяными сталактитами, настолько причудливыми, что глаз не оторвать.
Между морем и скалами — пологий зеленый бережок. На нем стоят два каменных столба высотой метров по десять. Остановитесь около них. Это священные камни лопарей — наша с вами память. Издавна поклонялся им человек, просил помощи, заступничества, благословения.» М.Г. Орешта. Осиротевшие берега.
Почему скалы зовут «два брата», я не нашла. А вот у саамов, все несколько иначе. Скалы эти зовут нойдами (нойтами). Нойт Киипери-Укко и нойт Киипери-Акка. И они не братья, а муж с женой. Само же слово нойд или нойт означает на языке лопарей, колдун, чародей, волшебник или волшебница. А о том, как они здесь оказались, есть легенда. Вот некоторые выдержки из неё:
«10 тысяч лет тому назад в этих краях властвовали могучие исполины — нойды. И было между ними постоянное соперничество. Самым могущественным из всех был нойд из Петсамо (сейчас этот поселок называется Печенга, он стоит на берегу одноименной реки неподалёку от Печенгской губы Баренцева моря) по имени Киевитса (Kievitsa). Но на противоположной стороне морского побережья обитал его жестокий и коварный соперник по имени Киипери (Kiiperi — сварливый, любитель ссор; собиратель дани; взимающий жертвоприношения). Оба нойда соперничали между собой в славе и колдовстве, в умении творить чудеса. Соперничество продолжалось до тех пор, пока решающее сражение не стало неизбежным. Нойд Киипери решил посрамить нойда Киевитса в глазах всего мира неслыханным способом. Пение-заклинание у саамов имело в те времена магическую силу и требовало большого умения и искусства».
Битва меж ними была страшная: «Воздух дрожал, и туча разрывалась, земля содрогалась, горы склоняли свои вершины, а море вспучилось, заклокотало, покрылось бурунами. Деревья скрутились, покоробились, съежившись, приникли к земле под натиском вызванной заклинаниями бури.» «Движение зловещей тучи по небу приостановилось (это кусок тундры которую Киипери поднял в небо), она замерла на месте, трепеща и содрогаясь. Нойд Киипери пел заклинания в своей лодке на море, а нойд Киевитса — на горе Сиебруоайви (это возможно Генеральская сопка). Природа замерла перед стихией единоборства: рыбы скрылись от опасности в расщелинах скал, растения пригнулись к земле. Послышался оглушительный грохот, удар, все всколыхнулось и содрогнулось. Гора-туча обрушилась с неба в море. Водяным столбом вздыбилась ввысь вся морская вода между полуостровом Варангер и темными, прямыми, как стены отвесными кручами Пумманки — мыса Земляного.
Нойд Киевитса из Петсамо одержал победу. Свершившееся стало очевидным, но штормовое море еще бросало на прибрежные скалы неистовые волны, достигавшие горных вершин.» «Киевитса смеялся громовым смехом, глядя, как нойд Киипери прибивается в своей лодке к берегу мыса Пумманки, в крутых пахтах которого находят свой приют бакланы. И нойд Киевитса, лучший из певцов-заклинателей, заколдовал нойда Киипери и его суженую, превратив их в каменные изваяния на мысе Пумманки, где они до сих пор стоят рядом друг возле друга у всех на виду».
Почему так досталось жене колдуна, в легенде не сказано. Но стоят они вместе «И в горе и в радости».
По очертаниям их закопали по пояс. И теперь они вечно смотрят в море.
По словам местных, если есть желание пройти между ними, то делать это надо исключительно от скал к морю и никак не наоборот. По ощущениям сравнимо с тем, как будто проходишь меж двух магнитов, которые притянуться не могут, но поле присутствует.
У этих скал вот такая пластинчатая структура.
Саамы почитали это место. И в древние времена тут было расположено капище. Место для жертвоприношений и обрядов.
Едем дальше. Через небольшое расстояние водители нас высаживают, показывая на берег. Мол, вам туда. А сами поехали ближе к утесам разбивать лагерь.
Место это зовут «Рыжие камни» или «Берег рыжих камней».
Песчаник очень хорошо обрабатывается ветром и волнами, создавая причудливые сооружения.
Как вареная сгущенка :)
Мы прибыли во время отлива. А так это обычно находиться под водой.
На прибрежном зеленом коврике, другие конструкции. Тут хозяйничает ветер.
Зеленое покрывало побережья это шикша и можжевельник.
Крутые берега Пумманки. Их высота около 200 метров.
А здесь пристроились наши водители. И готовили для всех горячий обед.
Постепенно фотографы стали подтягиваться к стоянке. Здесь уже и отдых, и обед, и разговоры. Всего этого вкусив в достатке, отправились дальше.
Путь лежит к батарее Поночевного.
Дорога к ней печальная. Яма на яме.
Возникает резонный вопрос. А почему бы не объехать. Ведь места хоть отбавляй?!
Но не все так просто. А дело в том что со времен войны здесь до сих пор можно найти осколки снарядов, колючую проволоку и многое другое. Конечно очищали, когда строили новые послевоенные гарнизоны, но все, я думаю, так и не удалось убрать. А вторая причина. Это очень хрупкий плодородный слой тундры. Машина проедет один раз, а растительность после этого будет восстанавливаться десятками лет. Тут время идет по своим законам. Поэтому кто заботиться о дикой красоте этих мест, старается не наносить вреда окружающей природе.
Так что наши ребята терпеливо преодолевали все преграды.
Легендарная 221 береговая батарея. Во времена Великой Отечественной Войны практически в одиночку несла вахту охраняя западные берега полуострова Средний, но помимо этого вела боевые действия против военно-морского флота противника не давая ему зайти в залив Петсамо-вуно (тогда это была территория Финляндии, а теперь снова наша и зовется губа Печенга). А эта территория была чрезвычайно важна немцам. Во-первых, это возможность подойти с моря к нашим границам, во-вторых морским путем подставлялись боеприпасы и все прочее для частей горнострелкового корпуса «Норвегия» и после горно-егерской дивизии «Лапландия» и в-третьих в Петсамо (ныне Печенга) находилось 90 процентов всех европейских запасов никеля. А это легированные стали для брони кораблей, танков, для артиллерийских орудий, снарядов, для моторов и прочих военных изделий. У финнов в те времена железных дорог не было, а посуши такие масштабы грузов не доставить, один путь — по морю.
И вот тут 221 береговая батарея встречала их огнем из трех старых и изношенных времен первой мировой войны 130 мм пушек, используя единственный оптический дальномер и один незащищенный прожектор. Уже 22.06.1941 года батарея повредила первый корабль противника, на пятый день один корабль потопила в заливе. За что на седьмой день её зверски бомбили 24 фашистских пикировщика.
За все время боевых действий батарея Поночевного потопила 38 кораблей и пятидесяти нанесла серьезные повреждения.
Она так досаждала немцам, что за два года по ней было выпущено 17 тысяч снарядов и сброшено 7 тысяч авиабомб. И вся эта армада на несколько десятков человек с тремя старыми пушками, которые стояли на деревянных основаниях в двориках с низкими каменными валами. Дворики сзади открытые, нет защиты ни людям, ни самим системам. Вокруг все изрыто воронками от снарядов. Земли практически нет, камень, даже ямы или окопы не выроешь. И в таких условиях воевали наши бойцы.
На сегодняшний день практически ничего от самой батареи не осталось. Рядом уже после войны в 1950 году был построен комплекс береговой обороны. Вот в это сооружение мы и осмотрели. Оно было действующим больше 20 лет, а теперь заброшено. Среди травы и кустарников есть ходы глубиной 4-5 метров. И здесь, под землей солдаты в уже мирное время несли свою службу.
Место хранения боеприпасов.
Пушка снизу.
Казармы.
Всё вокруг проржавело. Но ещё держится.
Переходы
И такие выходы наружу.
Если тут гулять без проводника, то и не заметишь, как нырнёшь в какую-нибудь шахту…
А так пушки выглядят с земли. Всё работает, вращается, мы пробовали.
Вот такая состоялась прогулка по местам боевой славы.
А теперь едем дальше.
Губа Малая Волоковая.
Закат
Мы немного здесь постояли.
Пора возвращаться назад, на базу.
Форсируем местное бездорожье уже в сумерках.
Богатый получился день.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Автор: palt
Такой больше нет, даже если вспомнить Севастопольскую. Вес башни — 1200 тонн. Броневая защита -300 мм. Вес ствола — 51 тонна, длина — почти 16 метров. Обуховский сталелитейный завод, 1914 год. Башни могут выдержать ракетный удар
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.