Наше небольшое путешествие по программе «Тайны Пруссии» включало в себя и органную музыку, и посещение одного из рыцарских замков в Гурьевске с попутным осмотром нескольких музеев, ужина в замке и под занавес рыцарского турнира. Опуская все, что ему предшествовало, сразу начну с финальной части.
После вечерней трапезы в красивой обстановке и в приятной компании, осмотра залов замка «Нессельбек», занятых рестораном, включая его башню с музеем, салона с сувенирными доспехами, кольчугами, кубками и прочей атрибутикой тех времен, террасой и ареной, оставалось немного времени до театрализованного представления. Как раз чтобы рассмотреть будущее «поле битвы» во всех подробностях,
рыцарский фонтан,
да с птичкой мимоходом сфотографироваться (при желании),
а главное — занять места на трибунах.
Пока участники разминались,
вокруг импровизированного «ристалища» зажигали софиты и заканчивали последние приготовления перед конно-трюковым шоу,
прибывали собравшиеся, как-то сами собой возникли мысли о настоящих рыцарских турнирах, во всех деталях и подробностях. Как это было? И во имя чего? Кто придумал, и чем дело кончилось?
Сегодня это всего лишь представление, приблизительно похожее на правду, когда артисты конно-трюкового театра при замке, ставшие для нас (зрителей) рыцарями, выберут объекты поклонения — несравненных красавиц, которым отведены почетные места, продемонстрируют умение управлять лошадьми, стрелять из лука и метать копье,
будут пытаться выбить соперника из седла,
схватятся в поединке и будут биться на мечах.
А в завершении «дама сердца» вручит кубок победителю,
и под аплодисменты рукоплещущей публики представление закончится. Но все это еще впереди.
А во времена древних Пруссов юноши на турнирах, состязаясь в умении владеть оружием, при этом уверенно держась в седле, проходили обряд посвящения в воины. Таким способом молодежь в мирное время постигала военное искусство и набиралась опыта, а бывалым воякам любая возможность блеснуть навыками и показать свою доблесть служила дополнительным поводом для оттачивания мастерства. Ведь в демонстрации боевых качеств рыцарей, составлявших основную военную силу того времени, и заключалось назначение турниров. Идея проведения военных состязаний обычно принадлежала королям, баронам либо крупным сеньорам. А поводом для турниров служили заключение мира, рождение титулованных наследников, бракосочетание королей или принцев крови, словом, по торжественному случаю которых на турниры, проходившие при скоплении феодальной знати и простого люда со всех концов Европы съезжались рыцари.
Что касается происхождения, то начало турнирам по правилам, написанным бароном Жоффруа де Прейли, ставшего их «отцом», было положено во Франции примерно во 2-ой половине XI века. Но прикол в том, что «изобретатель» их позже в 1066 году был сам убит во время состязания, проходившего по правилам, им же и придуманным.
Да и правила в истории турниров не оставались неизменными. К примеру, в XIII веке рыцарь, не способный привести веские доказательства того, что его предки в 4-х поколениях были свободными людьми, к участию в турнире не допускался. Позже ввели специальные списки и турнирные книги, стали проверять гербы.
Герб для каждого феодала – это особый знак на его печати, щите и флаге. Герб даровался дворянину королем за заслуги перед короной и передавался по наследству. Девиз на нем выражал в нескольких словах жизненные принципы его владельца. По нему же участника узнавали и во время боя (позже гербами стали удостаиваться лица духовного сана, организации, целые города и даже государства).
Герольды (как знатоки науки геральдики) обязаны были уметь составлять и читать гербы. Они определяли, к какому роду принадлежал рыцарь, чем славны предки владельца герба, какие связи и с какими знатными семействами он имеет, словом, достоин ли претендент стать участником предстоящего события.
Герольды же являлись распорядителями мероприятий и судьями на поединках. А кроме многочисленных обязанностей они должны были следить за соблюдением кодекса, регламентировавшего ход турнира.
Свод правил предписывал устраивать ристалище у большого города. Место огораживалось деревянным барьером, рядом мостились ложи для избранных, скамейки для зрителей. Лучшие места на трибунах предназначались для высшей знати, организаторов турнира и прекрасной дамы, коей выпадала честь победителю турнира преподнести потом заслуженную награду.
Немаловажным делом была и обстановка. Места для большего числа зрителей выбирали поближе к ярмаркам, особенно если время проведения турнира было назначено в церковный праздник. А вокруг ристалища живописно раскидывались походные шатры, предпочитаемые высокородными участниками тесноте постоялых дворов, и повозки для свиты и прислуги. Надо было и самим с комфортом устроиться, да и всю толпу разместить. Важно было не только в военном деле преуспеть, хотелось ведь и роскошью выезда щегольнуть, яркими гербами, щитами и флагами. Да и зрители благородного сословия не в одиночку на зрелища являлись. Вот уж торговцам было где разгуляться. И работа кипела, продавали все, от различной снеди до доспехов и лошадей.
Между прочим, одежда участников и его окружения тоже была не на последнем месте. Пришедшие на шоу посмотреть и себя во всей красе показать тоже старались не ударить в грязь лицом. А посему турниры были не только демонстрацией воинской доблести, но и показом последней моды одежды, оружия и доспехов.
Помимо того, что доспехи или щит рыцаря были украшены гербом славного рода, его оруженосцы и пажи тоже носили гербовые накидки–табарды. На платье дамы, дарившей рыцарю свою благосклонность, тоже могла красоваться аппликация с его гербом. Или любой элемент одеяния — платок, перчатку, оторванную от рукава ленту рыцарь крепил на шлем или к доспехам в знак почитания возлюбленной дамы.
Но вернемся к турнирам. По договоренности с организаторами турнира зачинщик бросал вызов защитнику, да притом вызов посылался «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие защитнику и развлечь прекрасных дам». Поединок между ними, с использованием барьера или без него, должен был стать коронным номером состязания. Да и турнирное снаряжение сильно отличалось от боевого.
По приказу герольдмейстера один из помощников герольда с галереи менестрелей должен был огласить его, крикнув:
«СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!»
**«Высокие и благородные принцы, графы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне, которые будут участвовать в этом турнире: я должен сказать вам от имени судей, что каждый из вас должен быть на ристалище завтра в полдень вооружённым и готовым к турниру, ибо в час дня судьи перережут верёвки, чтобы начать турнир, где дамами будут вручаться богатые и достойные награды.
В дополнение я предупреждаю вас, что ни один не может приводить на ристалище конных слуг более определённого числа: а именно, четверо слуг для принца, трое — для графа, двое — для рыцаря, один — для дворянина, а пеших слуг может быть столько, сколько вы пожелаете; потому что так решили судьи»**.
Накануне на турнирном поле состязались юные оруженосцы с более безопасным оружием, чем копья и мечи. Самый отличившийся мог удостоиться особой чести – прямо на ристалище быть посвященным в рыцари с правом участия в турнире. Вновь «испеченные» рыцари обычно начинали турнир с поединка на копьях (конно-копейная сшибка), где важно было выбить противника из седла или преломить копье о щит противника, самому удержавшись в седле.
Вот пробил назначенный час, и противники встретились. Примерно так все это было («Песнь о Нибелунгах»):
Датчанин гневным взглядом окинул чужака,
Коням всадили шпоры наездники в бока.
Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,
И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.
С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,
Потом друг мимо друга как ветер понеслись.
Бойцы их повернули и съехались опять,
Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать.
Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.
Столбом взметнулись искры над шлемом короля,
Как будто кто-то рядом большой костер зажег,
Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не мог…
В конце рыцарского турнира оглашались победители, вручались награды, а первый среди равных мог выбрать королеву любви и красоты, после чего во всеуслышание герольдом произносилось имя прекрасной царицы турнира.
Завершалось все «сражением» противоборствующих отрядов. Их набирали по областям или «нациям». Побежденных брали в плен, забирая в качестве трофеев коней и оружие, мало того, они еще и выкуп должны были платить победителям.
В XIII веке подобные мероприятия случались довольно часто, желание косточки поразмять и удаль молодецкую миру показать, да еще и подзаработать на этом, толкало рыцарей с их верными слугами в путь по городам и весям, на приключения. Хотя вместо награды можно было и увечье получить, если вообще не закончить свои дни на арене.
Но, несмотря на строгий запрет поединков католической церковью и погребение убитых на них (хотя если незадолго до этого рыцарь успевал принять монашество, на него это правило не распространялось), турниры продолжались вплоть до XVI века, пока стрелки-пехотинцы из простолюдинов не пришли на смену рыцарской коннице.
Турнир, устроенный в честь мирных переговоров между Францией, Испанией и Савойей в 1559 году, закончился трагично. Граф Монтгомери угодил королю Генриху II обломком копья прямо в глаз. Формально этот вопиющий случай и послужил поводом для запрета турниров, как вида состязаний.
На дворе давно уже давно не Средневековье, и эпоха рыцарства канула в лету, но хочется верить, что настоящие рыцари, пусть не в доспехах и на лихом коне, все же есть. Ведь рыцарь – это не только доблестный воин, герой с титулом, рыцарь – это, прежде всего, человек, чье жизненное кредо заключается в неукоснительном соблюдении рыцарских заповедей.