Нынешний облик македонской столицы просто создан для того, чтобы производить неизгладимое впечатление, и с этой задачей, безусловно, справляется. Но если архитектурные идеи проекта Скопье-2014 вызывают у людей неоднозначную реакцию, то здание театра, Macedonian National Theatre, на мой взгляд, не может не понравиться.
Народный театр не был возведён с нуля, а лишь реконструирован в рамках общего проекта.
Я потому и не стала рассказывать о нем в первой своей заметке об обновлённом Скопье, чтобы фотографии театра не затерялись в общей массе.
Возле театра, как и везде в центре Скопья, множество скульптур, но здесь они выглядят тематически уместными и взаимосвязанными.
Скульптуры красивы и гармоничны. Они сразу создают нужное настроение, как будто для тех, кто идёт на спектакль, действо начинается не "с вешалки", а прямо от порога.
Да и тех, кто просто прогуливается рядом, образы танцоров и музыкантов так и заманивают! Я бы, точно, купила билет. Жаль, что Скопье предстояло покинуть ещё до наступления вечера.
Оставалось лишь сунуть свой любопытный нос в растворенное окно фойе.
Пусть этот театр останется тем положительным впечатлением, которое мы унесём с собой, покидая обновлённые кварталы и отправляясь посмотреть на другой облик Скопья. Ведь у македонской столицы, в точь, как у медали, есть две стороны.
На границе нового и старого города стоит церковь Св. Димитрия с красивой колокольней, пристроенной в 1908 году.
Сама церковь была возведена в 16 веке и некоторое время являлась главным храмом города. По счастью, она оказалась в числе тех немногих зданий города, которые уцелели при пожаре 1689 года.
Сразу же за церковью Св. Димитрия начинается Стара Чаршия, по-нашему Старый рынок, от турецкого "çarşı" — базар. Стара Чаршия — это торговый квартал. Старинный, очень балканский или, если хотите, турецкий.
Большинство строений Старой Чаршии относится к 15 веку, когда пришедшие к власти османы начали обустраивать город по своему разумению. У подножия крепости Скопско Кале они возвели мечети, поставили караван сараи и, конечно, построили восточный крытый рынок.
Местное население турки в те времена притесняли не слишком, жить давали и христианам, и иудеям, а вот с христианскими храмами не церемонились. Переоборудовать из церквей мечети было обычной практикой, а в Скопье на месте древней церкви и вовсе построили турецкую баню.
Хамам Дауда Паши, османского генерала албанского происхождения, был построен 1489-1497 годы. Считается, что это должна была быть женская баня, и Дауд Паша строил её, чтобы доставить радость любимой жене. Однако, хамам по прямому назначению служил очень недолгое время.
Возможно, по одной из версий, хамам сделали слишком большим, и для растопки его печей не хватало древесины. Не вырубать же было весь лес на горе Водно, у подножия которой расположен город.
Но есть на этот счёт и легенда, согласно которой любимая жена Дауда Паши вошла в хамам ещё до его открытия, просто посмотреть, и была укушена ядовитой змеёй. Вместо дорогого подарка хамам стал для паши постоянным напоминанием о смерти жены. Местные жители верили, что несчастье постигло Дауда в наказание за строительство бань на месте древней церкви.
Хамам Дауда Паши — из интернетаУлочки Старой Чаршии переплелись в моих воспоминаниях с такими же шумными и многолюдными торговыми кварталами, какие есть и в Охриде, и в Струге, и в Битоле. Не будь фотографии заблаговременно разложены в подписанные папки, я бы и не разобралась теперь, в каком из городов они сделаны. Яркие, пешеходные, кафешно-магазинные...Общее ощущение — восток.
Впрочем, в старом Скопье количество ресторанчиков особенно велико, а аппетитные запахи так и заманивают плюнуть на все планы, усесться и срочно делать заказ.
Мы с попутчицами так и поступили, только выбрали ресторанчик на одной из боковых, не слишком шумных улочек. Как и везде в Македонии, еда была свежей, вкусной, цена — дешевой. Правда, поведение хозяев заведения показалось не совсем типичным для македонцев. Женщины — на кухне, и носа оттуда не кажут, мужчина-хозяин устроился за соседним столиком и буквально смотрит в рот, официант — совсем мальчишка, возможно, хозяйский сын.
Сервис приторно-услужливый, как в Турции. И, как в арабской стране (могу сравнить только с Алжиром, в других не была), они не говорят клиенту слово "нет".
— Хотим чая.
— У нас есть кофе.
— А, жаль...лучше бы чая.
— Есть русский чай.
Какой русский, почему русский? Индийский знаю, цейлонский знаю, русский не знаю :)
— Это какой?
— Ну, русский. Чёрный.
— Давай!
Хозяин бросает безмолвный взгляд-приказ мальчишке, и тот уносится куда-то в переулки. Возвращается с подносом. Чай чёрный, хороший, похоже индийский.
— Нам бы пироженку к чаю, ну, или что-то из сладких десертов.
Мальчишка ещё неопытный, пытается отрицательно покачать головой. Хозяин:
— Восточные сладости хотите?
— Хотим.
История повторяется, официант куда-то убегает, возвращается с вкуснейшими печеньями. Я никогда не пробовала таких. Думала, пахлаву принесёт.
Поведение окружающих людей всегда влияет на восприятие того или иного места, а если и окружающий антураж под стать...Мы вообще где? Такое впечатление, что на обед мы по-ошибке перенеслись в другую страну. Трудно поверить, что буквально в двух улицах отсюда бьют струи мраморных фонтанов, и сверкает медью помпезный "Скопье-2014".
Позже я узнала, что в наше время основными обитателями и хозяевами многочисленных магазинчиков и кафе в Старой Чаршии являются албанцы.
Ну, восток так восток. Не зарулить ли тогда в караван-сарай?
В гуще улочек Старой Чаршии находится Куршумли Ан, построенный в 1550 году по завещанию муллы Муследдина Ходжи, который был придворным ученым султана Селима II.
По внешней и внутренней конструкции Куршумли достаточно типичен, и не отличается от других гостиных дворов, какие обычно существовали в восточных городских центрах.
Внутри караван-сарая маленький сад с фонтаном, по периметру — квадратные колонны, соединенные арками. Раньше помещения на первом этаже служили в качестве склада для товаров, а полы — в качестве помещений для аренды. Вот так. Товар спрятан внутри, а люди отдыхают снаружи.
Другая часть двора имела помещения для содержания животных — верблюдов, лошадей, ослов. Для удобства туда был устроен отдельный вход с восточной стороны. Сейчас эти помещения занимает лапидарий музея Македонии.
За долгие годы своего существования Куршумли Ан успел послужить не только гостиным двором и трактиром, но и казармой, и даже тюрьмой. Сейчас здесь стилизованный ресторан. Под арками всё устлано коврами, расставлены кальяны — типично восточная обстановка для отдыха.
Теперь, пожалуй, пора вырваться из сладких объятий востока и взглянуть на Скопье с высоты. Над долиной Вардара, видимая практически отовсюду, стоит Крепость Скопье или Скопско Кале.
У крепости долгая и великая история, берущая начало со времен Первого Болгарского царства. Впрочем, поселения на этом месте были уже в 4 тысячелетии до нашей эры.
Сооружения Скопско Кале сильно пострадали во время разрушительного землетрясения 1963 года, и до сих пор не восстановлены до конца. Но подняться туда всё-таки стоит. Сверху из крепости открываются неплохие виды на Скопье. Любителям городских панорам должно понравиться.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
По колоритности им равных нет
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Единственное растройство у меня вызывают торговцы, если они яростно уговаривают что-то купить или рассмотреть. В этом отношении замечательно было в Андалусии. Лавки те же, но никто на тебя, практически, внимания не обращает:)))