Есть в нашем городе музей с трагической судьбой – Государственный музей обороны и блокады Ленинграда. Находится он в Соляном переулке дом 9, в здании бывшего Кустарного музея, построенного по проекту архитектора И.С. Китнера в 1876-1881 годах.
В 1943 году наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне: в январе прорвана блокада Ленинграда, в феврале разгром немцев под Сталинградом, а в августе на Курской дуге погнали фашистскую нечисть уже без остановок на Запад. 8 августа 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение о сборе, учете и сохранении мемориальных образцов оружия и боевой техники, в том числе и трофейного. В декабре 1943 года Совет принял еще одно решение об организации выставки «Героическая защита Ленинграда» и 30 апреля 1944 года она была торжественно открыта.
В августе 1945 года выставку посетили маршал Советского Союза Г.К. Жуков и генерал Д. Эйзенхауэр, которые высоко оценили представленные материалы. В том же 1945 году распоряжением Совета народных комиссаров Российской Федерации выставка «Героическая защита Ленинграда» была преобразована в музей республиканского значения. Официальное открытие музея состоялось 27 января 1946 года во вторую годовщину снятия блокады.
В послевоенное время музей пополнялся новыми экспонатами, картинами, фотографиями, открывались новые разделы. В 1948 году был принят план о коренном улучшении экспозиции музея, но грянул 1949 год. По здравому смыслу музей, в котором хранятся реликвии героической беспримерной битвы за Ленинград и трагической блокады, должен жить вечно, напоминая новым поколениям о гражданском мужестве жителей и воинской доблести защитников, но случилось непоправимое.
Музей обороны Ленинграда оказался жертвой так называемого «Ленинградского дела». В феврале 1949 года в город прибыл секретарь ЦК ВКП(б) Маленков, на объединенном пленуме Ленинградских обкома и горкома партии он обрушился с резкой критикой в адрес руководства города (по моему мнению было за что, но об этом ниже). Между заседаниями Маленков нашел время полистать путеводитель по музею, и тут понеслось. Посыпались обвинения одно нелепее другого: незаслуженно приписали подвиг воинам и горожанам, создание мифа об особой «блокадной» судьбе Ленинграда, принижение роли Сталина в обороне города.
В музей срочно прибыла высокая комиссия из Москвы, и после разгромного заключения он был закрыт для посетителей под предлогом реконструкции. Была принята новая концепция музея, превратившего его в жалкое подобие музея Сталина.
Последний удар по музею обороны Ленинграда был нанесен 31 августа 1951 года Постановлением Совета министров СССР, все помещения музея были переданы Министерству Военно-Морского флота СССР. Новые власти потребовали от музея освободить площадь в течение 2,5 месяцев. Обращения дирекции музея в различные вышестоящие инстанции результатов не дали. Под угрозой уничтожения или порчи оказалось 32092 экспоната: скульптуры, макеты и диорамы, карты. Надо было разместить где-то 7 танков, 6 самолетов, 23 орудия, 2 самоходные установки, 2 катера, трофейные танки «Тигр» и «Пантера», орудия, обстреливающие Ленинград. Между тем, военные власти стали сами «помогать» в демонтаже экспозиций, в результате чего многие из них были испорчены, разрушены или выкинуты на помойку. Наиболее ценные экспонаты были переданы другим музеям города. По горькой иронии акт ликвидационной комиссии был подписан 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина. Музей обороны Ленинграда прекратил свое существование.
Спустя сорок лет после начала разгрома музея ленинградцы обратились к властям города о его возрождении. 24 апреля 1989 года Исполком Ленгорсовета принял решение о восстановлении Музея обороны Ленинграда. У многих хранились семейные реликвии, и многие горожане отдавали их музею. В создании экспозиций участвовали музеи города. 8 сентября 1989 года состоялось торжественное открытие Музея обороны Ленинграда. За прошедшие годы музей обрел былую славу, сюда приходит много посетителей, проводятся различные мероприятия.
На главной лестнице портреты командующих Ленинградским фронтом.
Залы музея.
Блокадная книга А. Адамовича и Д. Гранина.
Военная форма наших солдат и немецких.
Ходить по залам довольно таки грустно, особенно когда видишь, чем питались в блокадном Ленинграде.
Стенд, посвященный «Ленинградскому делу». Я обещал выше высказать свое мнение об этом деле. К сожалению, у меня не получилось фото с приговором. Там вменяется руководству города обвинение в том, что они самостоятельно организовали Всероссийскую оптовую выставку—продажу. На проведение выставки были затрачены колоссальные средства, приглашены представители всех регионов Российской Федерации. Проезд участников выставки (а там по целые делегации) оплачивался государством. В то время Госпланом распределялись фонды по регионам, добавьте к этому, что после войны прошло 4 года, в 2 из них был неурожай, в стране был голод. А теперь представьте, что товары, предназначенные для одного региона, едут в другой. Ущерб, нанесенный государству, оценен в 9 миллиардов рублей. За это в те времена под домашний арест не сажали, по головке не гладили, а сносили ее к чертям собачьим. Ну а музей попал под удар все таки случайно, не попади буклет на глаза Маленкову, может я и не прав.
При подготовке материала использованы открытые источники.