Исторический центр Старой Самары это нечто намного более масштабное, чем тот показательный кусочек, по которому мы прошлись в первой части. Почти тотальная реставрация тех кварталов улиц Ленинградской (Панской) и Куйбышева (Дворянской) и стимулировалась, и облегчалась тем, что на рубеже 19-го и 20-го веков там уже сложилась качественная застройка — это и был тогдашний центр города. А в большинстве других кварталов той поры преобладают строения с меньшими шансами на выживание, многие из них и при всём желании невозможно взять с собой в "светлое будущее". Поэтому сохранение атмосферы прежних времён во всём этом секторе южнее улицы Красноармейской (Алексеевской), о котором упомянуто в ч.3, требует не только больших усилий, но и разнообразия подходов. Рецепт этого коктейля уже просматривается: к реставрационной составляющей подмешиваются две другие, а пропорции подбираются поквартально.
Что именно подмешиваеся? В некоторых случаях на месте выбывших из строя просто возводятся совершенно новые строения, стилистически более-менее вписывающиеся в своё окружение. А кое-где срабатывает компромиссный вариант: происходит замещение наиболее ценных образцов архитектуры прежних веков точными репликами, построенными с применением современных технологий и более долговечных материалов — это уже не реставрация, а скорее реинкарнация.
Наиболее яркий пример — воссозданное в кирпиче и бетоне здание Филармонии на перекрёстке улиц Л.Толстого (Кузнечной) и Фрунзе (Саратовской).
Оригинал имел деревянную несущую конструкцию, и срок службы её истекал, а Филармония-2 внешне ничем от него не отличается, по акустическому качеству тоже не подкачала, внутри намного удобнее, и при этом отступила от угла улиц на десяток метров вглубь, что сделало перекрёсток более уютным и улучшило визуальное восприятие самого сооружения. Прежнее здание цирка-театра «Олимп» было построено в 1907 году (архитектор П.В.Шаманский) в стиле модерн, с залом на 1100 мест. В «Олимпе» был свой постоянный концертный оркестр, там выступали Фёдор Шаляпин, Владимир Маяковский, Александр Блок, Леонид Собинов, Иван Козловский...
Неподалёку оттуда на ул.Фрунзе была построена совершенно новая церковь в честь иконы Божией Матери «Державная» (2008, архитектор Ю.Е.Астахов). Традиционный византийский стиль был выбран неспроста: крестообразный, пятикупольный храм высотой около 26 метров смотрится там так, будто простоял на этом месте уже века.
Напротив храма — прекрасно отреставрированный дом ул. Фрунзе, 120. История у него долгая и богатая, а в годы войны среди его жильцов был и Эльдар Рязанов. По соседству с этим домом велись работы по реконструкции соседнего, пока можно только гадать с какими результатами они закончатся.
Ещё дальше по этому кварталу, уже ближе к углу Красноармейской тоже всё как и было.
Музей-усадьба писателя А.Н.Толстого (1882) соседствует с католической церковью, здание которой долго занимал краеведческий музей (неоготический стиль, 1906). А сразу за ними, на самом углу — небезызвестный "Дом Курлиной" (1903).
В целом, ул. Алексеевская (ныне Фрунзе) тоже была довольно центральной, поэтому и ценность, и степень сохранности её построек достаточно высоки, неспроста там так много музеев. Среди них и дом-музей самого М.В.Фрунзе, напротив филармонии — памятник жилого зодчества (1891, архитектор А.А.Щербачёв).
И ещё несколько блоков крепких старинных зданий подлежат реставрации и должны простоять ещё долго, как, например, второй из доходных домов Челышева и его соседи — Ул.Фрунзе 56-58-60, между Пионерской (Воскресенской) и Венцека (Заводской).
А если завернуть нам по следующей улице направо, то на углу Пионерской (Воскресенской) и Куйбышева (Дворянской) увидим бывший особняк Линёва-Разина, построенный архитектором Ф.П.Засухиным в 1900-х гг. в неоготическом стиле, и ещё одно здание несомненной архитектурной ценности. И подобных в этих окружающих бывшую Алексеевскую площадь кварталах немало.
В ближнем радиусе этой площади, за зданием "ленинского суда", на ул. Степана Разина (Вознесенская) прячется в тени огромных тополей старейшая из уцелевших церквей Самары
Вознесенский храм классического стиля был освящён в 1848-м году и три года спустя стал кафедральным. После завершения строительства Храма Христа Спасителя, 43 года спустя, Вознесенский отошёл на второй план, и в 1930-м году был просто закрыт, но, в отличие от большинства других, не разрушен. Богослужения тем прервались до 1993-го года. Можно сказать, что ему повезло — из 28-ми православных церквей того времени в Самаре 23 были уничтожены физически.
Но вернёмся на ул. Фрунзе
На ней есть уже и имитация старинной архитектуры, причём не только религиозного жанра, как показано в начале этого рассказа. Самый заметный экземпляр — это банковское здание 1995-го года между Венцека и Ленинградской (Фрунзе, 70).
Прямо напротив него всё ещё держится в строю группа 2-3-этажных жилых домов, фасады которых могут ещё долго украшать эту часть города. При этом в глубине квартала пора уже расчищать место для незаметного, но радикального обновления их тыла.
На параллельной и совсем тихой улице Чапаевской (Николаевской) это сейчас преобладающй раскад.
Там ещё встречаются вот такие "вечные ценности", как этот двухэтажный дом недалеко от перекрёстка с ул. Л.Толстого, т.е. в зоне притяжения Филармонии.
Но преобладают такие, как его соседи почти напротив, уже немного в сторону ул. Красноармейской. Они ещё постоят, но требуют бережного отношения и не только косметического ухода.
А почти за каждой такой аркой — совсем другой мир, и его гуманизация это дело срочное. И примерно также обстоят дела ещё во многих и многих кварталах Старого Города, бродить по которым мне не надоест никогда...
А вот иллюстрация того, как сгущается стандарт крепкой старинной застройки по мере приближения к центральной оси исторического центра, на примере улицы Галактионовской (Троицкой). В старой части города только трамвайные пути (не считая размашистого разворотного круга маршрута №20) проложены только по двум продольным улицам — Фрунзе и Галактионовской. Обе они выделяются солидностью своих зданий, а самый первый из городских маршрутов рельсового транспорта проходил именно по Галактионовской.
При этом на её соседнем с бывшей окраиной квартале, от Красноармейской до Л.Толстого, самые впечатляющие постройки примерно того же стандарта. что и в нескольких кварталах вдали (см. ч.4): два непохожих этажа — высокий, но незатейливый каменный внизу, и ажурный деревянный над ним (дом №82 — "с эркером и башенками").
На углу ул. Л.Толстого видим уже более капитальное трёхэтажное здание, полностью кирпичное.
А ещё через полтора квартала, на другой стороне улицы — тоже трёхэтажный № 41 — бывший дом Чаковского, объект культурного наследия РФ № 6300190000. На углу Сквера Высоцкого (он представлен в ч.1) с ним соседствует аж пятиэтажное здание, явно возведённое в три этапа — настолько крепкая у него была основа. Сразу за сквером — центральная улица Ленинградская (Панская), а там уже и Троцкий рынок.
После Троицкого трамвайная линия поворачивает по улице Венцека направо, в направлении Пл. Революции (Алексеевской).
А налево улица Венцека уже не такая бойкая. На кварталах тянущихся к железной дороге есть и пожилые деревянные почти деревенского типа.
На углу Ул. Садовая уже и такое вот сочетание, с ненавязчиво вставленным между ветеранов жилищного фонда домом нового поколения:
Прямо по диагонали отсюда на том же перекрёстка стоит двухэтажное школьное здание моего "первого звонка".
А по пути оттуда к ул. Ленинградской видим результаты реставрации бывшего здания облвоенкомата и ход реставрации синагоги, долгое время прослужившей мукомольным складом.
И ещё почти два квартала в сторону железной дороги, теперь уже по Ленинградской. Такие дома как № 108 и №110 здесь уже скорее исключение. А преобладают современные, многоэтажки построенные на месте их менее крепких соседей — неброские внутри кварталов или с намёком на стиль ретро на их передней линии. Похоже, что многие другие кварталы историческогот центра неминуемо постигнет подобная же трансформация.
Повернём теперь на север по ул. Братьев Коростелевых (Уральской)
Ровно через квартал, на уровне улицы Некрасовской (Предтеченской) проходим в тылу Покровского Кафедрального Собора (1861). Это вторая старейшая церковь Самары из пятёрки выживших в годы коммунистического террора, и одна из двух, в которых богослужения не прекращались и в советские времена, а кафедральной она стала в 1930-м году, когда началось разрушение Собора Христа Спасителя.
После храма, пройдём мимо стадиона "Динамо", и повернём опять направо — в направлении железнодорожного вокзала по ул. Л.Толстого
На следующем перекрёстке с ул. Арцыбушевской (Ильинской) — ещё одно контрастное соседство: дом-музей Самарского отделения российского общества инженеров строительства в историческом здании и новостройка Театра Юного Зрителя, переехавшего сюда с Самарской. Такое сочетание было бы мало уместно в ядре исторического центра, но мы сейчас уже на его железнодорожной окраине, и здесь броские новостройки представляют главную тенденцию новых времён. .
Больница общества Красного Креста на углу улиц Л.Толстого и Буянова (Сенной), построена в 1904-м, а третий этаж добавлен в 1937-м. До вокзала (он показан в ч.3) отсюда остался всего лишь квартал.
И со стороны железной дороги на нём доминируют реплики прежних построек, сейчас их занимает Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области. Опять вспоминается Филармония, и хотелось бы, чтобы из трёх способов сохранения облика Старого Города именно этот — "построить заново, но надолго", применялся почаще.
Схема этой части города и координаты представленых фотографий: