Прежде, чем перейти непосредственно к заметке, поясню, что с 2011 по 2015 годы в Иране был четырежды. Два раза прилетал в Тегеран по служебным делам, а также самостоятельно заезжал с компаньонами из России и колесил по стране на своих автомобилях. В принципе, за два автомобильных путешествия пересек Иран вдоль и поперек, побывал почти во всех провинциях и раскрученных туристических местах. Но, как ни странно, наибольшее впечатление произвел, сравнительно мало посещаемый иностранцами восток страны, в частности, провинция Керман. Вот о ней, вернее о главном одноименном городе этой провинции, сначала и будет рассказ.
В Керман мы направляемся из Йезда, о пребывании в котором расскажу позднее. Преодолеть надо 360 километров отличной трассы, но на месте оказываемся уже затемно. Город расположен на высоте 1,8 км. Приходится лезть вверх и петлять по горам.
Когда забираемся на высоту, начинается дождь, продолжающийся до утра.
Сразу на въезде в Керман видим вывеску «Нotel». Обращаемся. Получаем странное заявление, что иностранцев они не обслуживают. Чуть дальше еще отель. Здесь просят 1800 руб. с троих. Не привыкли мы к таким ценам! Ловим таксиста и он за копеечное вознаграждение сопровождает к отличному отелю на другом конце города с приемлемой ценой — 1100 руб. Размещаемся. Ужин своими запасами. Спать.
С утра из окна гостиницы Керман предстает унылым плоским городом под хмурым небом.
На обочине дороги «тусуется» группа гастарбайтеров — афганцев, ждущих работу.
Видеть их здесь закономерно. Афганистан — соседняя страна, где, кроме как выращивать мак, да воевать, делать нечего. Керман — большой город, центр горнорудной промышленности Восточного Ирана. Строительство, обслуживание, торговля — немало мест приложения сил дешевых рабочих-иммигрантов.
Исторически значимых достопримечательностей в Кермане нет, да и не за ними сюда приехали. Но об этом ниже.
Но, раз уж попали в город, стоит его, хоть бегло, осмотреть. А может, и прикупить чего. Ведь Керман славится своими медными изделиями.
Итак, едем в город. Рассчитываемся за гостиницу, забираем паспорта. Вручаю даме на рецепшне небольшой сувенир и, обнаглев, прошу сфотографировать. Как потом еще не раз убедился, иранские женщины не только не горят желанием скрыть свои лица под паранджой, но и с удовольствием их демонстрируют, в том числе, перед объективом. И у многих есть, что показать. Ну, а наша «хозяйка» — вот такая.
Едем на своей машине. Куда? На рынок. Со слов нашего гида и моего иранского друга Пеймана, все, более-менее интересное — там и вокруг него.
Рынок находится в центре города, куда и направляемся по утренним, пока еще пустым, улицам.
За рулем мой компаньон по путешествию, а я по дороге наблюдаю и фиксирую сюжеты обычной городской жизни. Пейман комментирует.
Это очередь не за пивом, а в магазин очков
Свидание? Рановато. Скорей всего, супруги.
На рынке паркуем машину на платной стоянке. О цене даже говорить нечего, настолько она мизерна по нашим понятиям. А вот за фото парковщик просит, аж 50 рублей! Бери! За такой колорит не жалко и больше.
По дороге к рыночным воротам — все то же, что и у нас. «Кучкуются» в ожидании клиентов таксисты,…
… «Пейканы» (читай «Газели») завозят товар,…
…уже на подходе идет торговля всякой всячиной.
Но серьезные торговцы занимают места внутри рынка — огромного по площади квадрата с торговой галереей по периметру. Когда-то, видимо, это был караван-сарай.
Как и на всяком восточном базаре, чего тут только нет, начиная от тканей и ковров,…
…заканчивая предметами бытовой утвари.
Медные «тазики». У самых больших V ~ 1200 литров. Ни одного шва!
Место продажи «тазиков» заинтересовывает. Рядом торгуют более «ювелирными» медными изделиями.
В одной из лавок «отовариваемся» — покупаем чеканные подносы наподобие того, что на двери. Цена?… Да, сдается, кусок меди, из которого он сделан, у нас стоит дороже. Ладно, не буду интриговать — от 150 до 250 рублей, в зависимости от размера.
Наш продавец доволен, как и мы.
Сделав покупки, отпускаем Пеймана для его бесконечных разговоров по телефону. Наш иранский друг, даже здесь, за две тысячи километров от дома, продолжает дистанционно работать. Мы же, разбредаемся в самостоятельные «странствия» по базару.
Недалеко от фонтана, возле одной из арок замечаю какую-то толпу. Любопытство берет верх. Подхожу, протискиваюсь вперед.
Ба-а-а! Да, тут надо доставать фотоаппарат! Какой-то местный «супермен», решивший «подшабашить», развлекает народ. Фотик наготове, снимаю. Что-то из трюков удается.
Сальто через голову — для его возраста совсем неплохо — встречается одобрительным гулом.
А вот разбитие кирпича рукой не идет. Как результат — смех и, видимо, язвительные комментарии.
Еще бы посмотрел, да цепляется цыганка. Они и в Иране такие же, как у нас. Как огня их боюсь. Заговорит, даже не зная русского языка. Спасаюсь от нее бегством, а тут, на счастье, и Пейман навстречу.
Разыскиваем нашего третьего члена команды и решаем, что делать дальше. Уже собираемся уходить, да тут Пейман вспоминает про какую-то баню, которая находится в этом караван-сарае. Причем, объясняет, что там люди из… свечек. Что за чушь? Только, когда поясняет, что люди не живые, догадываюсь, что это восковые фигуры. Оказывается, он не знал такого выражения на русском языке.
Интересно. Идем. Из торговой галереи сворачиваем в неприметный боковой коридор. Попадаем в большой зал. Это, действительно, когда-то была баня.
А сейчас в ее помещениях воспроизведены сюжеты банного ритуала из прошлого.
Народ с интересом ходит, смотрит. Много молодежи.
С одной стороны, им тоже, наверное, любопытно взглянуть, как жили предки. А с другой… Все же, не избалованы иранцы зрелищами, особенно в глубинке. Может, это и к лучшему. Ведь, все остальные стОящие достижения цивилизации им вполне доступны.
Поснимав отделку и интерьеры бани,…
…возвращаемся в галерею. Идем на выход из базара. Втихаря «от живота» снимаю идущий навстречу народ.
Уже на улице, на пути к машине «цепляю» красивые купола.
На этом знакомство с Керманом заканчивается, но продолжается знакомство с провинцией Керман.
Едем к самой, пожалуй, интересной природной достопримечательности за все путешествие.
Долго, начиная еще с этапа планирования маршрута, уговаривал своего компаньона туда съездить. Но ему это казалось опасным — недалеко начинается иранская провинция Белуджистан.
Местность эта, о которой вычитал в Интернете, называется Калутс. Находится она в пустыне Лут, в 120 км восточнее Кермана, на дороге, ведущей в Пакистан. На фотографиях она показалась очень похожей на американскую Долину Монументов.
Итак, едем. Покидаем Керман и углубляемся в горы.
Чтобы попасть в пустыню Лут, необходимо преодолеть хребет со смешным названием Банан, протянувшийся с севера на юг сразу за городом. Название-то смешное, а вот высоты вполне серьезные. Главная вершина хребта вздымается почти на 4000 метров.
Тем не менее, дорога проложена, асфальт отличный, преодолеваем эту преграду.
На другой стороне хребта высота местности падает до нескольких сотен метров. Температура воздуха подскакивает до 25 градусов. Начинается бескрайняя пустыня Лут.
Долго едем по песчаным предгорьям, где ничего не растет, кроме саксаула или чего-то подобного.
А потом и эта растительность пропадает. Среди голого песка начинают появляться скальные образования похожие на столбы.
Чем дальше едем, тем более они приближаются к дороге.
В конце концов, доезжаем до места, где скалы, одна причудливее другой, окружают со всех сторон. Реально, впечатление такое, что ты на Марсе. Только, почему-то тепло и можно дышать.
Съезжаем с трассы и погружаемся внутрь этой фантасмагории форм, света и теней. Остается, лишь, выбирать и фиксировать наиболее изощренные творения природы, проявлять всю свою фантазию и умение фотографа в выборе кадра. Не буду ничего комментировать, просто смотрите.
И это в разгар дня, хоть и зимнего. Представляю, какой тут простор для творчества художника и фотографа на закате и восходе. А ведь, дорога «цепляет» только край полосы этих выветриваний, которая тянется поперек нее вглубь пустыни на полсотни километров.
Эх, жаль, что мы не на «джипе» с хорошими колесами! Переночевать и встретить рассвет среди этих диких скал, вдали от дороги и цивилизации — какое приключение может быть более захватывающим?!
Набегавшись по этим причудливым природным замкам, и потратив на них кучу "пленки", прихожу к выводу, что, однозначно, американская Долина Монументов, с ее индейцами и сервисом, где побывал ранее, ОТДЫХАЕТ!
Но у нас просто «Форик», и к вечеру должны успеть доехать до городка Райен. Завтра там ждет не менее интересное знакомство с древней крепостью. Поэтому, хоть и с сожалением, но покидаем эту прекрасную местность Калутс.
Обратно едем другой дорогой, идущей вдоль восточной стороны хребта Банан, которая должна вывести нас прямо к Райену.
Успеваем засветло «прихватить» еще какую-то небольшую глиняную «крепостцу» возле одной из деревень,…
…которая, при ближайшем рассмотрении, оказывается вовсе не «крепостцой», а заброшенной кошарой для животных с подземным водоемом.
А вот попытка снять недалеко от нее стаю бродячих собак,...
...чуть не заканчивается плачевно.
Приходится спасаться бегством. И хорошо, что удалось это сделать. А то, кто рассказал бы вам, уважаемый читатель, о замечательных глиняных крепостях Райен и Бам?
Но о них в следующем посте.