Словацкий рай – персонификация эталонного национального парка: не выхолощен до трафаретного безопасного аттракциона, как в Голландии, не превращён в коммерческое предприятие, как в Австрии, но и не смертельно дик и первобытен, как в Конго. Вдобавок ко всему Рай многогранен с его неистощимым чередованием ландшафтов и богатством перспектив.
Самые красивые виды, как правило, запрятаны в самой глуши горного массива. Ближний к входному периметру – Томашовский выгляд (словацкая производная от глагола «глядеть»). Безлесая известняковая площадка на краю обрыва предполагает именно что «выглядывание».
Стоять на фронтире, рельефом напоминающем границу какой-нибудь европейской державы, страшнее, чем за ограничительной линией в метро накануне поезда. Даже в безветрие. Скала хуже, чем отвесна – угол отрицателен! Люди на дорожке у её подошвы мельче инфузорий в райской реке Хорнад.
Ребристые пики вокруг полностью скрыты чёрно-зелёными шатрами елей. Выгляд – идеально подходящее место покуражиться на фото-тему «бытовой экстрим» с последующей выставкой своих подвигов в соцсетях.
Доводя самолюбование до гротеска, недалеко и до элитарного Клуба самоубийц. По крайней мере, лучших декораций для этого дела всё равно не найти.
Надёжнее всего от лишних мыслей избавляет… обыкновенная усталость. При передвижении по Словацкому Раю не увильнёт от работы ни одна группа мышц. Нырок в горнолыжную пропасть к плавному, здесь, Хорнаду. Он же становится отсчётом альпинистского штурма соседней вершины.
Спуск быстрее вдвое, что бы ни утверждали, хотя подниматься психологически комфортнее. Нагрузка на спусках растягивает коленные связки эффективнее дыбы – до ноющей боли и опухания.
Безмятежно скакать по таким тропам сподручно лишь местным благородным оленям и кабанам. Тихоходы смогут тягаться с ними только под допингом термоядерных импульсов, вроде рандеву с бурыми медведями где-нибудь в самой чащобе. Но туда не заводит ни один топовый маршрут – Велький Кисель, Малый Кисель, Соколья долина, Велький Сокол, Стредне-Пески, Клашторская роклина (ах, какие названия!).
Такая же «многоэтажная», как Суха Бела, Роклина поднимает из каньона Хорнада к фундаменту замка Клашториско.
Замок разрушило время, а не татаро-монгольские рейды, от которых в нём укрывались в тяжёлые годы. Несомненно, к замку найдётся и более короткий путь от залитой теплом долины, нежели преодолели, петляя по кручам, мы, но на любом из них остановить полчища хватало наверно и небольшого отряда славян. Каньоны и водопады, ущелья и овраги, пещеры и подземные пропасти… куда вам, алчные азиатские всадники?
Саморегулирующаяся природа переварит человеческий фактор, но передозировка, конечно, непредсказуема. Поэтому сегодня неповторимый Словацкий Рай вполне комфортно ощущает себя в ранге самого недооценённого парка Европы.