Уже на подъезде к этому старинному монастырю захватывает дух от вида узкого ущелья,
нависающих скал над серпантином дороги и необыкновенного чувства гармонии природы и
обители на горном плато под небесами.
За очередным поворотом, совершенно неожиданно, открывается вид на красные скалы
каньона, без преувеличения — декорации к фильму "Золото Маккены".
Монастырь Нораванк XII-XVII веков находится в трёх километрах от села Амагу на южном
склоне ущелья, вот эти три километра и есть фантастическая картина скал красных тонов .
Этот прекрасный монастырь был основан епископом Ованесом на месте более старой церкви
Сурб Карапета и часовни Покаса. Нораванк — в переводе с армянского "Новый монастырь".
В начале XIII века Нораванк стал религиозным центром, а затем родовой усыпальницей
влиятельного княжеского рода Орбелянов, где захоронены выдающиеся деятели армянской
истории, церкви и культуры.
В годы правления Сюникского епископа Степаноса Орбеляна (1286-1303) монастырь являлся
резиденцией митрополита и известным просветительским центром, где было переписано и
украшено миниатюрами множество рукописей.
Выдающийся переписчик, художник-миниатюрист, скульптор и зодчий конца XIII века — Момик
(подписывал работы — Момик Вардапет) учился в Гладзорском университете, а затем творил в
Нораванке. Его лучшие работы миниатюр хранятся в Матенадаране.
Церковь в Арени. Фото из инета.
Момик считался личным зодчим рода Орбелянов, им спроектированы и построены церкви:
Сурб Аствацацин в Арени и совершенно новая по стилю Бурталашен в Нораванке, ему же
приписывают и основную церковь Сурб Григора Лусаворича в Татеве.
Самое древнейшее строение в Нораванке — церковь Сурб Карапет (IX-X) обнаружили во время
археологических работ 1982 года, в стороне от основной группы памятников. С севера к ней
примыкает церковь Степаноса Первомученика, построенная в 1216-1221 годах по приказу
Липарита Орбеляна. Притвор был заложен вслед за церковью и достроен, вероятно, в 1230-х
годах. В результате нескольких землетрясений она разрушилась, однако в конце ХХ века была
полностью восстановлена на средства благотворителей.
В 1275 году князь Тарсаич Орбелян возвёл церковь-усыпальницу во имя Григора Лусаворича
(зодчий Сиранес). Часовня-усыпальница семьи Орбелян с полукруглым алтарём и сводчатым
потолком, тимпан украшен колоннами, а апсида окружена хачкарами.
Превзошёл своего предка, внук Тарсаича — князь Буртел Орбелян, построив в 1339 году во имя
Святой Богоридицы — Сурб Аствацацин. Церковь-красавица стоит отдельно и доминирует
среди других зданий, как драгоценный алмаз в старинной оправе. Переступив порог ограды,
сразу же, взору предстаёт шедевр зодчего Момика — прекрасная Бурталашен, как называют её
местные прихожане, отдавая дань памяти князю Буртелу, оставившему после себя памятник
на века.
Здание церкви считается шедевром армянской архитектуры и последней работой Момика.
На этот случай у армян есть древняя легенда:
Мастер-вардапет Момик влюбился в молодую княжну рода Орбелян (дочь или сестру князя —
мнения расходятся) и она ответила на его чувство. Князь испугавшись их союза, велел мастеру
работать день и ночь, чтобы возвести за три года монастырь небывалой красоты, только при
этом условии, возможна была свадьба. Момик согласился, работал не покладая рук, и вот,
когда работа была почти завершена, по приказу вероломного князя, слуга столкнул мастера
с высоты ротонды церкви.
Первый этаж церкви является семейной усыпальницей князя, а крестообразный второй этаж
— поминальный храм, который увенчан ротондой из 12 колонн и портретом князя с макетом
в руках, на арке входа на армянском языке стоит дата — 1339 год, завершение строительства
и освящение церкви.
Особое впечатление производит узкая консольная лестница без перил по фасаду здания на
второй этаж. Только смельчаки могут подняться по ней, а спуститься, говорят, ещё сложнее.
Эта процедура собирает толпы любителей адреналина и просто зевак.
Сурб Аствацацин — высокохудожественный памятник, богато декорированный, с роскошной
отделкой фасадов. Особое впечатление производят горельефы на тимпанах входов: Архангелы
и Христос с апостолами Павлом и Петром.
Уникальный горельеф на библейскую тему "Бог-Отец и Адам",
а также барельеф Девы Марии с младенцем и Святыми Гавриилом и Михаилом.
На территории монастыря есть старое кладбище с хачкарами,
особое место отведено искусно украшенным каменной резьбой хачкарам Момика.
Хачкары не только могильные монументы, согласно сказаниям, они, посвящённые Святой
Богоматери являются хранителями очагов и матерей. Хачкары посвященные Св. Григору,
придают силы и смелости воинам, а изображающие Спасителя избавляют от боли и болезней.
Разрушительное землетрясение 1931 года значительно повредило монастырь, который был
восстановлен только в 1998 году благодаря армянскому меценату из Канады Тиграну Ачецяну.