Карлова площадь.
Пишут, что знаменитый королевский город Колин является примером средневекового урбанизма 13 века с регулярной планировкой улиц и площадей. Это утверждение сколь справедливо, столь удивительно, ведь в России о планировке улиц и о т.н. «красной линии» начали говорить и закреплять слова указами только в 1730-х годах, в Петербурге.
С более поздних времен сохранились мещанские дома в стиле барокко, что на Карлово намести (площади), в двух шагах от костела св. Варфоломео:
Карлова площадь сохранила первоначальную средневековую планировку в сохранившихся фундаментах, на которых впоследствии выросли каменные дома с фасадами в стиле барокко, неоренессанса и даже рондокубизма:
Но где средневековая плотность заселения, извилистость? Можно предположить, что на этом месте в 13 веке была торговая площадь и, как свидетельство тому , — кашна (старинный водоем) в центре площади.
В 17 столетии появился и чумной столб с четырьмя святыми:
Нам показалось, что они выполнены в шутливой, кукольной манере
Как магнитом притягивает здесь здание ратуши (1494 г.) Оно сохранило элементы готики, но перестроено в конце 19 в. в стиле эклектики под ренессанс:
Город Колин располагается в плодородной долине реки Лабы (Эльбы). Со времен Римской империи город служил перекрестком трех важных торговых путей. Река рядом:
И эта аркадная симфония Масарикова моста:, отразившая интерес зодчих к художественным возможностям железобетона.
Еврейская община в Колине.
Складывается впечатление, что в любом развивающемся городе появляются люди при деньгах для инвестиций, менялы (в наше время в Чехии это арабские сменарны). В Средние века это были евреи, их даже специально приглашали, уважая оборотистость, приносившую пользу обеим сторонам. Им предоставляли особые льготы в сфере недвижимости, давали возможность получать хорошее образование их детям, подкупали лозунгами о равноправии. На словах одно, а на деле – лютая зависть к быстрому обогащению пришельцев. Потом, при смене власти новые послабления и новые затягивания ремешков , погромы, репрессии. Во все времена ничто в этом кругообороте не менялось.
Известно, что первое еврейское поселение возникло в Колине в 14 веке, оно быстро разрасталось и уже как община с географически сформировавшимся местом обитания в виде улицы или нескольких улиц, дома которых фасадами смотрят внутрь квартала, глухими спинами – наружу. Создавалась среда комфортного и одновременно изолированного обитания, где сохранялись национальные обычаи и образ жизни.
В начале 16 века после изгнания евреев из г. Плзень, колинская колония по численности уступала только Пражской еврейской общине.
О том, что в Колине существовала еврейская община, напоминает бывшая Еврейская улица, сегодня известная под названием улица На градбах (На Hradbách):
Она начинается в 50 метрах от Карловой площади, если пройти к ней по Пражской улице. И она сохранила свой колорит до сих пор. Как когда-то написал колинский летописец Франтишек Страка, этой улице была присуща «особенная, странная красота с разнобоем стилей». Нам показалось, что улица эта интереснее многих других ощущением любовного строительства «для себя»:
Позже эту улицу стали называть «гетто», но без того смысла, которое приобрело это слово в ХХ веке.
Вторая мировая война не пощадила уникальную культуру: все изменилось с приходом немецких оккупантов, когда на территории протектората Чехии и Моравии начались притеснения евреев, которые привели к депортации их в концлагеря и массовому уничтожению.
По злой иронии судьбы именно в Колине на химическом заводе производили газ «Циклон B», который до войны служил как дезинфекционное средство для истребления крыс, а во время войны он стал средством массового истребления людей в газовых камерах Терезина, куда попала почти вся еврейская диаспора Колина.
Печально. Наш путь лежал в соседний среднечешский городок Часлав — средневековые стены обойти, на матче местного "Зенита" отметиться, но главное — навестить нашу хорошую знакомую Ольгу Александровну, переехавшую из Англии в Среднечешский край.