Почему-то принято считать, что ходить в горы — это удел, мягко говоря, недальновидных людей, якобы все остальные, «нормальные», индивидуумы предпочитают пути обходные и непременно без восхождений, однако так ли уж интересны такие дороги? Конечно, в плане комфортности передвижения все преимущества, казалось бы, налицо, шагай себе по ровной дороге без страха сорваться с отвесной кручи, но что при этом увидит путник, какие пейзажи его восхитят? Вряд ли заметит он дали бескрайние, гор красоту и простор.
Путешественник, идущий по ровной дороге, больше скучает, его путь не таит в себе особых опасностей, и совсем другое дело – восхождение на вершины заоблачных гор или, как вариант для особо неподготовленных туристов, прогулка по тропам, предназначенных для пастухов и их коз. Пастушьи тропы конечно не так романтичны, но зато не требуют специального снаряжения, достаточно лишь подходящей обуви без каблуков, и, пожалуйста, хоть сейчас отправляйтесь прямиком в горы.
Об одном таком восхождении, не требующем особых навыков, мне бы хотелось здесь рассказать. Произошло оно в первых числах сентября этого года в Черногории в районе городка Котор, что на берегу Бока-Которского залива. В тот день с утра накрапывал дождь и, судя по многочисленным тучам, что зависли над городом, обещал затянуться надолго. Идти на пляж не имело смысла, и мы, я и моя супруга, прихватив с собой зонт, отправились на прогулку по городу.
Дойдя до набережной Скурды, местной речушки, искусственно разделённой на два канала, мне вспомнился один пешеходный маршрут, проходящий через местные горы и связывающий Котор с маленькой деревушкой под названием Жаньев До, что скрывается высоко в горах. Об этом маршруте мне стало известно ранее, когда готовилась поездка в Черногорию. Кстати, начало тропы начинается как раз у того места, где река разделяется на два рукава, ещё один ориентир – это заброшенное здание старой электростанции. Недолго посовещавшись, мы приняли единодушное решение – идти в Жаньев До.
Из карт Гугл следовало, что пешеходная дорога туда составляет 6,6 километра от означенной точки, расчётное время пути – 1 час 53 минуты. Правда всезнающий Гугл не учитывал или не хотел понимать, что означенный путь проходит в горах, а потому данные временные мерки здесь неуместны. Нельзя с одинаковой скоростью двигаться, как по равнине, так и горам. И дело не только в технике шага, хотя, вероятно, найдутся такие, кто с лёгкостью преодолевает горные подъемы, но даже им при всей их физической подготовленности не устоять перед одним очень важным фактором – это частые остановки в пути, а вызваны они тем, ради чего собственно люди и ходят в горы.
Как объяснить, почему нас волнуют эти громады, заоблачные выси, чистый воздух, что вдыхаем мы полной грудью, будоражащий в нас желания, уносящие высоко-высоко. Может корни этих стремлений прячутся в наших генах, и Природа специально поместила их там, чтобы мы не дремали, не шагали по ровным дорогам, не глядели только под ноги, а мечтали, не оглядываясь на закон всемирного тяготения. Птицы, те Ньютона знали плохо, однако летают. Не каждое правило – аксиома. Вот с такими оптимистическими настроениями отправились мы в горы, будить в себе спящие гены.
Серпантин дороги уводил нас всё выше и выше, с каждым поворотом узкой тропы, выложенной камнем чьей-то заботливой рукой, открывался новый захватывающий вид. Которская бухта, как и сам город, постепенно становились всё меньше, но горы своих размеров менять не спешили, надобно много пройти, говорили они, чтобы быть с нами на равных.
Совсем рядом от нас высились почерневшие от времени неприступные стены и башни Которской крепости. Они уходили высоко в горы, казалось, их сотворила сама Природа, тот же камень, тот же размах. И над всеми этими грозными укреплениями, как напоминание о прошлых войнах, летали огромными стаями чёрные во;роны.
Признаться, нам до сих пор никогда не приходилось наблюдать этих довольно редких для нас птиц в таком количестве, да ещё в естественной среде обитания. Обычно нас окружают воро;ны.
Глядя на эту завораживающую и немного жутковатую картину, невольно представлялись события прошлых веков, когда местным жителям приходилось защищать свои земли, в сущности горы, а ещё удивительный по своей красоте и очень важный в стратегическом плане залив. Море, как и горные вершины, всегда притягивали человека.
А тем временем дождь прекратился, и мы ускорили шаг, но не намного. Наше внимание привлекли гранатовые деревья, что произрастали здесь повсеместно, точно лопухи в наших деревнях.
Также встречался инжир и кусты плюща. Последние выглядели несколько жалко, вероятно, обрести постоянную опору плющу мешал камнепад, что был не редкостью здесь. Некоторые участки тропы были заметно повреждены, однако пройти по ним можно, главное, не подходить близко к краю.
Не могло не радовать глаз и обилие разнотравья. Не будучи ботаниками, нам удалось обнаружить массу неизвестных растений. Конечно, таковыми они являлись только для нас, весь остальной мир, вероятно, догадывался об их существовании, мало того знал их латинские имена, например, этот зовётся – Eryngium, что переводится, как Глыба, он же Синеголовник или Голубой репейник.
Название говорит само за себя. Произрастая в горных районах, поневоле выработаешь стойкий характер. Колючки у этого репейника ещё те, не каждый отважится сорвать его для букета, хотя, надо признать, растение очень красивое.
Рядом, отдыхая на камешке и предаваясь послеобеденной неге, была замечена улитка Helix pomatia, что означает Виноградная. Исходя из названия, брюхоногая подобрала себе неплохой рацион.
Впрочем, наличие винограда в обозримых для неё районах нами обнаружено не было, и сказать определённо, чем сегодня питалась улитка, нельзя, однако внешний вид и особенно язык моллюска подсказывали, обед удался.
Далее тропа вывела нас к некоему каменному строению, судя по внешнему виду жилому. Из неказистой рекламной вывески, установленной рядом, следовало, что комнаты в нём сдаются внаём, требуется лишь договориться с хозяином. О ночлеге задумываться было рано, мы ещё не достигли Жаньев До, да и в деревне оставаться надолго не планировали, в тот же день намеревались вернуться обратно.
И вновь мы на горной тропе. Заросли деревьев и кустарников становились всё гуще, много попадалось упавших и сломанных, видимо всё тот же камнепад постарался, никого не щадил. Даже каменный забор, что окружал дом, виденный нами ранее, и тот пострадал, в некоторых местах зияли внушительные проломы.
Если раньше, двигаясь по серпантину, кое-где можно было срезать путь, то теперь идти вне тропы не представлялось возможным. Природа так всё изрядно наломала, перемешав деревья и камни, что теперь и сама, вероятно, понять не могла, что творится на вверенной ей территории.
Ход экспедиции заметно снизился. Теперь, помимо красот природы, нам пришлось больше обращать внимание и на дорогу, вернее себе под ноги, потому как ступать следовало осторожно.
Так прошли мы с сотню метров и обнаружили развалины неких каменных построек, что расположились недалеко от крепостных стен, а пройдя ещё немного, заметили среди руин одиноко стоящий кипарис и услышали не совсем привычные для городских жителей звуки, как оказалось то были простые или не совсем простые, а горные козы.
Их блеяние подсказало нам, что мы путешествуем по очень древним дорогам. Эти тропы издавна использовались местными пастухами, а каменные руины – это то, что сегодня осталось от их деревни.
Продолжение следует: Пешком из Котора в Жаньев До #2/ Шпиляри
Котор, Черногория, сентябрь 2016
© Copyright: Сергей Рябцев, 2016
(Все фото из личного архива)